История персонажа
Наследник Тутти относится к числу главных действующих лиц романа-сказки Юрия Олеши «Три толстяка».
Создание персонажа
К моменту выхода «Трех толстяков» в печать автор уже успел получить известность среди поклонников сатирической литературы. Но с появлением в 1924 году сказки он обрел настоящую популярность. Впрочем, несмотря на первоначальный триумф, писатель практически сразу столкнулся с чередой препятствий.
Редакторы отказывались переиздавать произведение большими тиражами, поскольку не знали, как его классифицировать и каких последствий ждать.
Вдобавок в истории создания «Трех толстяков» был период забвения. В течение 4 лет после появления рукопись даже не рассматривали. На нее не давали рецензий и резолюций, сочинению грозил риск утери. Но в 1928 году его наконец издали.
Массовый читатель познакомился с произведением, которое автор позиционировал как сказку. Но при этом он преподнес в сочинении своеобразно интерпретированную окружающую действительность. Публика отчетливо понимала, что через выведенных на страницах «Трех толстяков» персонажей Олеша показал типичный социум с вечно противоборствующими богачами и бедняками, народом и властью.
Книга посвящена сопротивлению угнетенных людей правителям и вспыхнувшему мятежу. В те годы подобная тема выглядела крайне актуальной, ведь революционные события происходили почти по всей планете.
В книге писатель показал правителей-тиранов в виде толстяков, поработивших население выдуманной страны. Упиваясь безраздельной властью, они попутно успевают готовить себе смену в лице наследника Тутти. Герои пытаются вырастить из него деспота и безжалостного человека. Ради этого требуют от ученого Туба сделать для ребенка сердце из железа — якобы такое же, как и у них самих.
Биография наследника Тутти
Наследник Тутти еще ребенок. Но толстяки лишили его детства. Персонаж бесконечно далек от реальной жизни. Он прозябает в замке как настоящий сказочный принц, только не понимает сути происходящего вокруг. Ему неведомо, что в мире случаются эпидемии болезней, народ страдает от холода и голода, а также бушуют кровопролитные войны.
Эти явления для мальчика остаются тайной, ведь Толстяки упорно ограждают его от них. Наследник Тутти окружен учителями и наставниками, которым по повелению тиранов запрещено даже улыбаться при ребенке.
Юрий Олеша неслучайно наградил героя именем Тутти, как, впрочем, и остальных персонажей. Например, у доктора Гаспара Арнери есть экономка Ганимед. Так звали веселого духа и виночерпия из греческой мифологии.
Главный противник толстяков — оружейник Просперо — получил имя, которым Уильям Шекспир наделил героя пьесы «Буря». Суок — это и вовсе фамилия жены писателя. Но дополнительно оно означает «вся жизнь» на вымышленном «языке обездоленных». С ним в конце сказки читателя знакомит ученый Туб. Среди прочего он говорит, что Тутти переводится как «разлученный». И это неспроста.
Выясняется, что в биографии мальчика произошло скрываемое до последнего событие. Тутти и Суок — родные брат и сестра, разлученные еще в младенчестве.
Внешность и образ наследника Тутти из сказки Юрия Олеши «Три толстяка»
Наследник Тутти — внешне избалованный, плаксивый, крикливый мальчик. Но это приобретенные черты характера. В глубине души он остается очень добрым и несчастным ребенком, которому чужды жестокость и озлобленность, свойственные толстякам.
Тутти одинок, ему запрещают общаться со сверстниками. Единственные друзья для мальчика — животные из дворцового зверинца и кукла в человеческий рост. В силу такой характеристики, как доверчивость, он относится к ней как к живой.
Отношения с окружающими
Забота толстяков о ребенке проявляется в том, что они любой ценой не допускают его слез. Правители внушают мальчику, что в его груди железное холодное сердце. И кажется, Тутти лишен сострадания и иных эмоций.
Когда персонаж знакомится с акробаткой, выдавшей себя за куклу, раскрывается его истинная сущность. Суок узнает, что перед ней настоящий живой человек с добрым сердцем и широкой душой — не чета черствым правителям.
Человечность всегда жила внутри Тутти. Ведь он и раньше охотно учился, а также проявлял бурную фантазию, мечтая о сказочных мирах. Наконец, это доказывают его насмешки над прыщавыми носами приставленных нудных учителей.
Символизм персонажа
Юрий Олеша создал прекрасное произведение со счастливым финалом. У «Трех толстяков» десятки достоинств, к числу которых относится доступный, живой, простой и понятный язык. Как раз такая подача присуща сказкам для читателей младшего возраста. Любопытно, что при этом к сочинению долго относились как к рассчитанному исключительно на взрослых людей.
Действительно, в сказке дается явный намек на государственные и социальные институты, на классы и сословия, а также виден выпад в сторону буржуазии как правящей прослойки. Такова была тогдашняя повестка, не оказать влияние на произведение Олеши она не могла. В итоге он предложил прозаический текст на популярнейшую тему — борьба рабочего класса с угнетателями-капиталистами.
На страницах произведения тиранами выступают толстяки, которые страшно боятся народного волнения. Ведь они осознают, что их власть крайне неустойчива. Поэтому и приводят в замок неродного им Тутти, планируя вырастить из него продолжателя собственной политики. Им отчаянно хочется сохранить влияние на страну, даже после смерти.
Наследник Тутти при этом тоже символизирует монарха, сумасбродного самодержца и легитимного правителя, не способного удержать в руках власть. Но впоследствии герой переходит на сторону революционеров.
Наследник Тутти на экране
В 1963 году в Советском Союзе показали первую экранизацию сказки «Три толстяка». Это мультфильм, где наследник Тутти говорит голосом Марии Виноградовой — той самой, что озвучила десятки рисованных и кукольных персонажей, например, Дядю Федора из сказки «Трое из Простоквашино».
Еще один мультфильм, на этот раз — музыкальный, вышел в 1980-м. «Разлученных» сняли по мотивам «Трех толстяков», сместив акцент на родство Суок с наследником Тутти. В результате это единственные герои, чьи имена произносятся по ходу повествования.
Что касается игрового кино, по состоянию на 2024-й единственной художественной картиной по сказке Олеши остается лента 1966 года. Алексей Баталов изобразил канатоходца Тибула, а также выступил в роли режиссера-постановщика. В образе наследника Тутти предстал ленинградский 12-летний школьник Петр Артемьев.
Интересные факты
- После премьеры фильма Петр Артемьев обрел всесоюзную славу и любовь. Актер начал получать тысячи писем, а также стал знаменитостью в родной школе. Только сам он отнесся к свалившейся популярности негативно.
- Артемьеву не нравилось, что на улицах на него показывают пальцами и бесцеремонно останавливают незнакомые люди. И, несмотря на посыпавшиеся новые предложения от кинематографистов, дальше он сниматься не стал.
- Петр Артемьев выучился на филолога и до пенсии преподавал русский язык и литературу в школе. И только на заслуженном отдыхе тот самый наследник Тутти вновь обратился к миру искусства, примкнув к труппе одного из театров Санкт-Петербурга.