История персонажа
Борат Сагдиев — вымышленный персонаж, которого придумал британский комик Саша Барон Коэн. Это казахский журналист, развязный малограмотный тип, который задает провокационные вопросы, не брезгует нецензурной лексикой и рассказывает вымышленные истории из жизни соотечественников. Он заставил весь мир говорить о Казахстане, однако представил страну в настолько примитивном и неприглядном свете, что спровоцировал резкую реакцию властей. В Казахстане, России и Украине фильм о нем в официальный прокат так и не вышел.
История создания персонажа
Идея создания несуществующих личностей — Бората Сагдиева, рэпера Али Джи и гомосексуалиста по имени Бруно — пришла Саше Барону Коэну в 2000 году. Персонажи были воплощены им в шоу на музыкальном канале MTV. В 2006 году на экраны кинотеатров вышла картина под названием «Борат: изучение американской культуры на благо славного народа Казахстана». Центральным действующим лицом комедии с претензией на псевдодокументализм стал казахский журналист Борат Сагдиев, который путешествует по Соединенным Штатам Америки, знакомится с современной культурой и людьми.
Подоплека сюжета выглядит безобидной, но кинолента имеет взрывной характер из-за вопиющего видеоряда, который критиковали политики, журналисты, кинорежиссеры и другие представители различных областей. В то же время лента была номинирована на «Золотой глобус» и снискала большой интерес у публики. В чем секрет востребованности проекта? Возможно, в главном герое.
Фильм снимался в условиях, которые зачастую провоцировали угрозу жизни и здоровью постановочной бригады. Режиссером картины стал Ларри Чарльз, а актер Саша Барон Коэн, сыгравший главную роль в картине, выступил соавтором сценария и продюсером. Критики, узнавшие, как снимали ленту, были удивлены: основой действия стали импровизация и фрагментарное повествование. Еще один интересный факт — вместо казахского персонажи в кадре на самом деле говорят на румынском языке.
Накануне премьеры без того провокационный фильм оброс новыми скандальными подробностями, которые смаковали ведущие информационные агентства по всему миру. Жители румынской деревни Глод, в которой снимали картину, обратились в суд с коллективным иском против режиссера, обвинив его в обмане: Саша Барон Коэн сказал им, что снимает фильм о трудной жизни румынских провинциалов.
Главным изобразительным средством для создателей оказались провокация и ирония по отношению к ситуациям, кажущимся привычными для жителей больших городов и развитых государств. На языке журналистов проект следует охарактеризовать как пранк.
Актерский состав ленты был произвольным. Люди, занятые в съемках, до последнего момента не знали, что являются невольными участниками кинопроцесса. Им не была известна тема разговора, которую задавал собеседник Борат. По легенде персонажей приглашали на интервью к журналисту вымышленной телекомпании United World Productions. Гости, готовые к серьезному диалогу, оказывались шокированы бесцеремонностью собеседника.
Документальное кино от Саши Коэна — это подделка, которая с помощью психологических трюков выставляет на посмешище всех, кто в ней участвует. В проекте «Борат» нет ограничения на смелость шутки, а реакция действующих лиц всегда непредсказуема. Фильм эпатировал общественность и стал источником крылатых фраз: «в народ» ушли как остросатирические, так и просто смешные цитаты.
Фильм был негативно воспринят казахстанским правительством и представителями политической сферы Америки. Официально он в Казахстане запрещен не был, но представители Министерства внутренних дел заявили, что рассчитывают на совесть компаний-прокатчиков, которые откажутся его демонстрировать. В России прокат также не состоялся, и это был первый случай отказа в выдаче прокатного удостоверения для фильма, не относящегося к порнографии. Власти обосновали это тем, что картина унижает представителей отдельной нации. Так же поступило и политическое руководство Украины.
Образ Бората и сюжет
В первые же выходные лента собрала в прокате $26,5 млн. После выхода картины о путешествиях по Америке телезрители увидели «Шоу Али Джи», в котором актер предстал в другом образе. В 2007 году оба образа были признаны артистом неактуальными, и он заявил о смене амплуа.
Имидж Бората предполагает полное замещение личности автора персонажа и его воплотителя новым типом героя. Грань между реальностью и розыгрышем теряется в видеоряде, наполненном шутками. Фильм, выглядящий как большой перфоманс, принес Саше славу и возможность появляться в образе казахстанского журналиста в телепередачах в качестве гостя и в кинолентах.
Биография персонажа была продумана до мелочей. Герой появился на свет в 1972 году в Кушкеке, его родители — Асимбала Сагдиева и Насильник Болток. Его отец — одновременно дед героя. Супругу Бората звали Оксана Сагдиева. Он говорил про жену, что та приходится ему тетей.
Семья Сагдиева далека от идеала: свою сестру герой считает проституткой, с которой не прочь вступить в интимные отношения, а брата называет слабоумным, повествуя о его жизни в клетке и чрезмерном тяготении к сексуальным действиям. У персонажа 3 сыновей и 19 внуков.
Астана дала казаху возможность получить образование, благодаря которому он был сведущ в журналистике, английском языке и исследованиях чумы. Борат — гомофоб и расист, выступает против евреев, цыган и узбеков. Герой-сексоман имеет явную одержимость и преувеличивает свои заслуги в этом вопросе.
Борат хвастается тем, что был носителем вирусов герпеса, гонореи и сифилиса. Персонаж религиозен и заявляет, что раньше поклонялся Соколу, но затем принял христианство. Борат любит танец диско, пинг-понг и не скрывает пристрастия к фотографированию женщин в туалетах.
Сюжет повествует о том, как Борат летит в Америку для съемок документального фильма. Прибыв в США, герой видит отрывок из сериала «Спасатели Малибу» и влюбляется в исполнительницу главной роли Памелу Андерсон. Журналисту сообщают о гибели жены и, почувствовав себя свободным, он решается завоевать актрису.
Борат учится водить, покупает машину, точнее, фургон мороженщика, на котором едет в Америку с целью жениться на пышногрудой красотке. В ходе поездки Борат работает над фильмом, общается с феминистками и афроамериканцами.
Драка в отеле — эпизод, в котором выражается его отношение к евреям. Герой приезжает на родео в Салеме, дает советы Джорджу Бушу и исполняет переделанный гимн Казахстана. Финалом повествования становится свадьба Бората с чернокожей проституткой. Журналист отказывается от искусственных прелестей Памелы Андерсон в угоду чувствам и с новоявленной супругой возвращается в Казахстан.
Интересные факты
- Несмотря на отсутствие строгого сценария, в картине снимались реальные персонажи и актеры. Последние представлены в лице Азамата Богатова, проститутки Луэнеллы и Памелы Андерсон.
- Борат сделал популярным купальник-манкини, закрепляемый на плечах. С его легкой руки наряд вошел в моду и используется на пляжах разных стран мужчинами, желающими повеселиться или привлечь внимание.
- Вопреки кажущейся фамильярности и хамской манере общения, Саша Барон Коэн вежливо общался с партнерами по кадру. Магазин антиквариата, разнесенный героем в пух и прах, получил финансовую компенсацию.
Цитаты
На трон села, на трон села! Царь во дворца, царь во дворца! Ходи то, делай сюда — царь во дворца!
А я плов кушаю, никого не слушаю!
Если покупаешь тачка, пусть в ней будет бабий магнит.
Мои хобби — диско танцуй! Пинг-понг играй! Солнечные ванны!
Фильмография
- 2006 — «Борат: изучение американской культуры