Гамаюн

Гамаюн
Имя:Гамаюн ( Gamayun )
Страна: Россия
Создатель: славянская мифология
Деятельность: мифическая райская птица

Гамаюн: история персонажа

Вымышленный персонаж. Образ возник и распространился в русской культуре в ХVII-XIX веках. Райская птица без ног и крыльев, вечно летает, используя один хвост. Упав, птица Гамаюн предвещает этим смерть государственных деятелей.

Гамаюн
Гамаюн

В XIX-ХХI веках образ трансформировался посредством искусства и стал восприниматься двояко: как птица из рая, которая символизирует блаженство и счастье, либо как мифическая птица, которая предвещает беду. Изменился и внешний облик птицы Гамаюн. Сначала у персонажа «отросли» конечности, а со временем появилось и женское лицо. В таком виде «вещая птица» Гамаюн предстает на знаменитой картине Виктора Васнецова.

История происхождения

Образ персонажа в русской культуре сложился на базе арабского и иранского фольклора, где существовали представления о волшебной птице хумай. Там это птица-феникс, которая предвещает людям счастье. Если птица хумай отбросит на человека тень, этот человек станет царем. В переводе с персидского имя «Хомаюн» означает «царственный», «счастливый», «благословенный».

Внешность птицы Гамаюн
Внешность птицы Гамаюн

Кроме того, в ХVI-ХVIII веке распространены были разные домыслы о райских птицах как о зоологическом семействе, представители которого живут в основном на островах Новой Гвинеи. Чучела этих птиц начали привозить в Европу в XVI веке, и там они вызывали массу удивления, поскольку люди не могли обнаружить у этих чучел крылья и ноги. К этому впечатлению добавились рассказы новогвинейцев о том, что райские птицы прибывают с небес.

На этой почве выросло распространенное заблуждение о том, что райские птицы перемещаются в воздухе при помощи хвоста и на землю никогда не садятся, а для того, чтобы отдохнуть, цепляются хвостом за ветки деревьев. Эти байки охотно поддерживали торговцы, и даже естествоиспытатели тех времен не оспаривали это мнение.

Птица Гамаюн
Птица Гамаюн

В конце ХVIII века выяснилось наконец-то, что ноги и крылья райским птицам обрезали сами новогвинейцы, когда делали чучела. Однако к тому времени расхожие легенды об этих реально существующих птицах уже повлияли на формирование образа птицы Гамаюн.

Мнение о том, что птица Гамаюн издавна существовала в мифологии и фольклоре славян — ошибочно, хотя и распространено.

Гамаюн в мифах и легендах

Впервые персонаж упоминается в появившихся в ХV веке русских переводах «Христианской топографии» Козьмы Индикоплова, в ряду других вымышленных птиц — финик и харадр. Считалось, что эти птицы чудесно благоухают и летают на мифические восточные острова, расположенные недалеко от Рая. Однако в те времена образ Гамаюна остался незамеченным и в культуру и фольклор не проник.

Птица Гамаюн – арт
Птица Гамаюн – арт

В следующий раз упоминания о персонаже встречаются в источниках ХVII-ХVIII века, где Гамаюна описывают как райскую птичку размером с воробья. Этот персонаж встречается в литературе под разными именами, может по-разному выглядеть, а местом происхождения райской птички называется то Индия, то Мальдивские острова.

При любом раскладе сохраняются главные черты – эта птичка вечно носится в воздухе, летает, используя только хвост, и либо вообще никогда не приземляется, либо отдыхает на деревьях, зацепившись за них перьями.

В культуре

В XVII-ХVIII веках образ птицы Гамаюн воспроизводился в предметах декоративно-прикладного искусства, которые создавались для царского двора. Царь Михаил Федорович в начале ХVII века купил у одного московского купца сосуд в виде Гамаюна, инкрустированный жемчугом. Персонаж изображался на знаменах и пушках. Изображение птицы Гамаюн верхом на пушке попало на герб города Смоленска.

Герб города Смоленска
Герб города Смоленска

В XIX-ХХI веках образ персонажа в искусстве романтизируется. Птица появляется в произведениях поэтов и литераторов. Например, у Константина Бальмонта Гамаюн услаждает людской слух пением, похожим на «звон нежных струн», а один из героев Тургенева называет птицу Гамаюн «сладкоголосой» и мечтает побывать в тех райских местах, где она водится.

В 1897 году появилась знаменитая картина Виктора Васнецова «Гамаюн, птица вещая». Это полотно дало толчок к формированию нового представления о персонаже в русской культуре. На картине Васнецова Гамаюн мало похожа на уже сложившийся к тому времени книжный образ. Это птица с черными крыльями и лицом женщины, которому приданы детские черты и выражение тревоги, испуга. Эта картина, выполненная в пурпурно-розовых и черно-серых тонах, стала воплощением тревожных предчувствий и апокалиптических настроений, которые доминировали в обществе в то время.

Картина Виктора Васнецова «Гамаюн, птица вещая»
Картина Виктора Васнецова «Гамаюн, птица вещая»

В 1908 году поэт Александр Блок, впечатленный картиной Васнецова, написал стихотворение «Гамаюн, птица вещая», где создал трагический образ вестницы беды. У Блока Гамаюн пророчит вражеское иго, кровавые казни, пожары, голод, «гибель правых» и «злодееву силу». На устах птицы — запекшаяся кровь, а на прекрасном лице застыло выражение ужаса. Стихотворение стало знаковым для русской культуры и истории ХХ века. Позже композитор Дмитрий Шостакович положил это стихотворение на музыку.

В начале ХХ века образ птицы Гамаюн «всплывает» в творчестве Ахматовой, где персонаж превращается в «птицу печали», которая сбивает с верного пути, олицетворение трагической любви. Именем птицы Гамаюн называют журналы и кружки поэтов-эмигрантов. В поэтическом творчестве Гамаюн становится символом гибели и изгнания, жестокости и несправедливости.

Гамаюн
Гамаюн

К концу ХХ века образ птицы Гамаюн снова «мутирует» и становится символом возрождения и надежды на пробуждение страны. Как, к примеру, в песнях Владимира Высоцкого и Бориса Гребенщикова.

Имя птицы Гамаюн носит персонаж популярного в 80-ые годы ХХ века сериала «Государственная граница» – матрос Иван Трофимович Гамаюн. Роль исполнил актер Александр Денисов.

Фото

Другие персонажи