История персонажа
Настасья Филипповна – главный женский персонаж романа Федора Михайловича Достоевского «Идиот». Вокруг этой героини строятся сюжетные линии, заставляющие читателя с интересом следить за коллизиями и перипетиями, с которыми сталкиваются мужчины. Настасья Филипповна была чрезвычайно русская женщина, чей характер был неукротим, а судьба невероятно трагична.
История создания
Образ Настасьи Филипповны не был навеян Достоевскому вдохновением. Прототипом для него послужила давняя возлюбленная писателя – Аполлинария Суслова. Дочь купца средней руки, она была сестрой первого врача-женщины в России. Несмотря на разницу в возрасте в 20 лет, между Достоевским и Сусловой возникла романтическая связь. Аполлинария требовала у Достоевского развода с супругой и протежирования на литературном поприще ее творений, не отличавшихся талантом. После смерти супруги писатель решился связать свою жизнь с любовницей, но та отказала.
Литературоведы предполагают, что Аполлинария Суслова могла стать прототипом Настасьи Филипповны, и подтверждают, что связь двух творческих людей была мучительной, нервической, практически необъяснимой.
Любопытно, что Достоевский подарил аналогичные героине «Идиота» черты и другим персонажам. В «Братьях Карамазовых» схожим образом наделена Аграфена Светлова, а в «Игроке» – Полина. Многие писатели вдохновлялись идеей о сломанной жизни простой русской женщины, создавая типичные для русской классической литературы образы.
Негласно некоторые писатели, в том числе Наталья Смирнова, издавшая книгу «Синдром Настасьи Филипповны», характеризуют именем героини жертв насилия, которых впоследствии сопровождают психологические проблемы. Под синдромом автор термина понимает хроническую ненависть ко всем представителям сильного пола, возникающую параллельно с желанием быть востребованной и одновременно недоступной.
Биография и сюжет
Князь Мышкин впервые видит Настасью Филипповну на портретном изображении. Фотография так впечатляет героя, что он не может отвести от нее взгляд, любуясь чертами женщины. Ухаживающие за ней генерал Епанчин и Ганя Иволгин не сразу разглядели в князе соперника. Мышкин, в свою очередь, сумел по фотографии разглядеть израненную душу и трагическую судьбу Настасьи Филипповны. Им движет глубокое сострадание к еще незнакомой персоне.
Девушка с 16 лет живет как содержанка у богатого помещика Тоцкого. Отданная ему на воспитание в юности, она не ожидала, что опекун воспылает к ней не только платонической любовью. К 25 годам Настасья Филипповна предстает перед читателем как любовница Тоцкого, имеющая опыт нахождения в свете.
К среднему возрасту Настасья Филипповна уже не считалась девушкой, но черты, присущие инфантильным красавицам, оставались при ней. Нарциссизм и некий мазохизм оправданы тем, что из порядочной девочки она превратилась в наложницу развратника. Теперь в ее жизни не предвидится просвета.
Женщина с характером, она отличается яркими вспышками гнева. Окружающие боятся попасть ей под горячую руку. Чувствуя себя конченым человеком, она позволяет себе устраивать истерики, демонстрируя, как глубоко была оскорблена. Тоцкий, которого привлекла внешность подопечной, считает ее «колоритной». Тем не менее, поступки героини предсказуемы и однообразны. Она проклинает свою жизнь, представляясь падшей женщиной, конфликтует с мужчинами и мстит за потерянную честь.
Настасья Филипповна представляет на суд читателей театр одного актера, заявляясь к Иволгину, превращает собственный день рождения в балаган, выставляя себя оскорбленной невинностью. Она порицает Тоцкого, дающего за нее большое приданое, чтобы обеспечить удачное замужество, и высмеивает вероятного жениха – Ганю Иволгина. Девушка бросает в огонь деньги, предложенные ей Рогожиным, и принуждает Иволгина лезть за ними в пламя. Злоба и гнев движут каждым ее поступком.
Энергичная и волевая героиня оказывается в замкнутом круге. Неспособная испытывать иные чувства, она не понимает, чего хочет и к чему стремится. Женщина живет прошлым, зациклившись на собственных несчастьях и используя их как оправдания.
Мало кто помнит, что фамилия Настасьи Филипповны – Барашкова. Проводя аналогию с Рогожиным, можно понять, что имена героев – «говорящие». Мужчина преследует возлюбленную, как хищник жертву. Кажется, что своим ножом Рогожин обрывает жизнь женщины, но на самом деле она завершилась задолго до физической гибели. Предлагавшая примириться с ситуацией, Аглая не понимала, что для Настасьи Филипповны больше не существовало будущего.
Достоевский неслучайно выбрал главной героиней женщину, осознающую трагичность своей судьбы. Писатель одарил ее мечтательностью и наивностью, соседствующими с взбалмошностью и истеричностью. Он увидел в этой женщине сильный и твердый характер, который воспел в произведении. Героини, подобные Настасье Филипповне, присутствуют в каждом произведении Достоевского. Описание аналогичных судеб просматривается и в «Бедных людях», и в «Белых ночах».
Эмоциональные мечтательницы, живущие в мире грез, ассоциируются с супругой писателя, которая в последние годы жизни была прикована к кровати и существовала в постоянном забытьи.
Все мужчины в романе пытаются завоевать расположение и благосклонность Настасьи Филипповны. Епанчин, Иволгин, Рогожин – все они подкупают Настасью Филипповну. Последний не принимает во внимание, что она сожгла деньги, а значит, руководствуется не материальным интересом.
Только Мышкину стала понятна глубокая душевная травма женщины. Он разглядел в Барашковой живую натуру, страдающую, израненную душевными переживаниями. Мечась между властным и горячим Рогожиным и скромным Мышкиным, женщина обещает себя то одному, то второму. История завершается ее гибелью от рук ревнивого купца-миллионщика Парфена Рогожина.
Экранизации
Роль Настасьи Филипповны – благодатный выбор для актрисы, позволяющий раскрыть весь драматический потенциал исполнительницы в классическом женском образе.
В первой экранизации романа, снятой Петром Чардыниным в 1910 году, роль содержанки Барашковой исполнила Любовь Варягина. Звезда немецкого кинематографа Аста Нильсен воплотила образ падшей женщины в ленте «Неверные души» Карла Фрёлиха в 1921 году, а француженка Эдвиж Фёйер снялась в видео-интерпретации Жоржа Лампена в 1946 году.
Японский режиссер Акира Куросава в 1951 году представил публике экранизацию романа Достоевского, в которой главную героиню звали Таэко Насу. Ее роль исполнила Сэцуко Хара. В советской постановке 1958 года в образе Настасьи Филипповны предстала Юлия Борисова. Спустя 20 лет, когда Александра Ремизова поставила телеспектакль по мотивам романа «Идиот», в нем сыграла Людмила Максакова.
Японский фильм – не единственный проект, где режиссер решил сменить имя главной героини. Анджей Жулавский, снявший Софи Марсо в фильме 1985 года «Шальная любовь», подарил ее героине имя Мари.
Современной и востребованной оказалась кинокартина «Даун Хаус» Романа Качанова, снятая по мотивам романа Достоевского. В России в полнометражном кино в образе Настасьи Филипповны выступала еще актриса Лидия Вележева, снявшаяся в ленте Владимира Бортко «Идиот».
Любопытно, что имя Настасья Филипповна досталось жене Добрыни Никитича – бравого молодца из серии мультфильмов «Три богатыря».