Гюльчатай

Gulchatai
О персонаже
Страна
Россия
Создатель
Владимир Мотыль
Деятельность
героиня фильма, девушка-подросток
Семейное положение
замужем

История персонажа

Гюльчатай — героиня советского художественного фильма «Белое солнце пустыни», создателем которого выступил режиссер Владимир Мотыль. Образ этой восточной девушки представлен в картине эпизодически. Однако персонаж запомнился и полюбился зрителям, получил популярность. Самая юная жена из гарема басмача Абдуллы вызвала у публики целую палитру эмоций — от улыбок, когда наивная красавица общается с Суховым, до слез, когда героиня становится жертвой мужа-бандита.

История создания персонажа

В конце 60-х годов режиссер Владимир Мотыль получил предложение снять кино о событиях конца Гражданской войны. В основу сюжета положены исторические факты, которые в частности касались и положения женщин на Востоке. Один из сценаристов картины, Валентин Ежов, проводил встречи с бывшими воинами, которые в начале 20-х годов XX столетия участвовали в сражениях с бандами басмачей в Азии. Из рассказов солдат стало известно, что, опасаясь красноармейцев, бандиты оставляли среди пустыни собственные гаремы.

В этих случаях служащие Красной армии забирали с собой женщин и отводили к ближайшим кишлакам, тем самым спасая от гибели. Эти истории вошли в сюжет фильма, раскрыв перед зрителями колорит Востока — таинственного и одновременно жестокого. В картине басмач Абдулла бросает своих жен, спасаясь от преследования командиром Рахимовым. Не желая упускать бандита, Рахимов передает гарем красноармейцу Федору Сухову, который с юным помощником Петрухой следует с женщинами к ближайшему городу.

Роль Гюльчатай предложили актрисе Ирине Печерниковой, однако она отказалась. В итоге образ восточной красавицы на экране воплотили две исполнительницы. Первая, Татьяна Денисова, была студенткой циркового училища. Когда большая часть сцен была отснята, девушка подписала выгодный контракт на представление собственного циркового номера и покинула съемки фильма. Тогда на место циркачки пригласили 17-летнюю Татьяну Федотову, учащуюся в Ленинградском балетном училище.

Интересно, что на съемках Федотова уже играла одну из жен Абдуллы — Зарину. Когда же группа закончила сцены, снятые в павильоне, и выехала в Махачкалу, директор училища отпустил студентку без сдачи экзаменов. Из-за жаркой погоды на натурных съемках исполнительницы «гарема» падали в обморок. Чтобы спасти положение, режиссер подключил к работе солдат кавалерийского полка, каждого из которых нарядили в паранджу.

Биография и образ Гюльчатай

Так как в фильме образ Гюльчатай является эпизодическим, то о биографии героини известно мало. Женский персонаж — это 16-летняя девушка, младшая жена в гареме басмача Абдуллы. Согласно сюжету, бандит, убегая от Красной армии, бросает гарем. Теперь о женах матерого злодея заботится Федор Сухов, по ходу действия пытаясь убедить восточных женщин в том, что их жизнь с этого момента изменилась — в лучшую сторону.

Будучи воспитанными в традициях Востока, где жена подчиняется мужу, где супруг — господин, жены Абдуллы долго не могут освоиться в новых реалиях. В этом плане комичной смотрится сцена, когда Гюльчатай сообщает другим женщинам гарема, что теперь их новый муж — Сухов, а значит, можно не скрывать перед ним свои лица. Но Зухра, Лейла и другие красавицы не доверяют словам воина — на экране крупным планом изображаются их недоуменные лица. Контрастным на этом фоне выглядит образ Катерины Матвеевны, любимой жены Федора Ивановича.

Русская женщина олицетворяет семейный очаг, уют дома. Она не притеснена в правах, напротив, обожаема супругом, который очень нежно и уважительно относится к ней. Юная Гюльчатай же, по сути, рабыня, невольница, вынужденная в силу культурных традиций подчиняться воле Абдуллы. Иронические ноты появляются в сюжете, когда юный Петруха стремится завладеть сердцем красавицы. Парень постоянно говорит о серьезности намерений, надеясь, что Гюльчатай, закутанная в паранджу, откроет ему личико.

В финале фильма иронические ноты сменяются трагическими. После того как Сухов приводит женщин в городок Педжент, в скором времени там появляется и хозяин гарема вместе с бандой. Федору Ивановичу удается посадить злодея за решетку. Но чистая и наивная Гюльчатай, привыкшая во всем подчиняться мужу, поддается уговорам басмача и освобождает того из плена. Пользуясь доверчивостью красавицы, Абдулла убивает юную жену. А после, надев одежду героини, закалывает штыком Петруху, который вновь приходит к красавице, чтобы признаться в чувствах.

Таким образом, маленькая, эпизодическая роль Гюльчатай оказывается насыщенной, яркой, многогранной. Актрисам удалось передать детскую непосредственность персонажа, ее игривость, «живость». За время действия героиня практически не произносит слов, однако остается в памяти зрителей, как таинственный, манящий идеал восточной женщины. А просьба Петрухи — «Гюльчатай, открой личико» — осталась в золотом фонде цитат советского кинематографа и вошла в народ.

Цитаты

Господин назначил меня любимой женой!
Одна жена — любит, одна — одежду шьет, одна — пищу варит, одна — детей кормит, и все одна?

Фильмография

  • 1969 — «Белое солнце пустыни»