Элизабет Тейлор

Элизабет Роузмонд Тейлор
О знаменитости
Карьера
Дата рождения
Возраст
79 лет
Дата смерти
23 марта 2011 г.
Место рождения
Рост
157
Семейное положение
была разведена
Соцсети
    4,4 / 5 (35 голосов)

    Биография

    В интервью англо-американская актриса Элизабет Тейлор говорила, что была популярна, сколько себя помнит. Она начала сниматься еще в детстве, на глазах у зрителей превратившись из очаровательной девочки в роковую соблазнительницу. Артистку называли главной красавицей Голливуда и иконой стиля, а ее талант отмечен такими престижными премиями, как «Оскар» и «Золотой глобус». Имя звезды навсегда останется в истории мирового кино.

    Детство и юность

    Элизабет Роузмонд Тейлор родилась 27 февраля 1932 года в Лондоне. Она была младшим ребенком в семье, воспитывалась вместе с братом Говардом. Их родители были связаны с искусством: мать в молодости играла на сцене, которую оставила после замужества, а отец работал арт-дилером.

    У Элизабет было беззаботное детство, которое она провела в пригороде английской столицы в окружении местной живописной природы. На каникулы девочка часто ездила к дедушке в графство Кент, где каталась на подаренном им пони.

    Embed from Getty Images
    Элизабет Тейлор в молодости

    Но идиллии пришел конец, как только в Европе началась война. Опасаясь за будущее детей, их родители — американцы по национальности — решили вернуться на родину в США. Сперва они поселились у родственников в Калифорнии, затем перебрались в Лос-Анджелес, где глава семьи открыл новую галерею.

    Дела шли не очень, поэтому мать Элизабет поддалась на уговоры знакомых показать красавицу-дочь кинопродюсерам. Так в начале 40-х юная Тейлор впервые оказалась на съемочной площадке. Профессионального образования она так и не получила, но впоследствии говорила, что училась у звезд, в том числе у Джеймса Дина и Марлона Брандо.

    Фильмы с Элизабет Тейлор

    Первый контракт Лиз был со студией Universal Pictures. Она дебютировала на экранах в ленте «Каждую минуту рождается человек», где сыграла Глорию. Но девочка выглядела старше, что не позволяло конкурировать с такими исполнительницами ролей прелестных малышек, как Ширли Темпл и Джуди Гарленд.

    Студия расторгла с Тейлор контракт, но в скором времени последовало новое предложение — от Metro-Goldwyn-Mayer. Начинающей актрисе доверили второстепенную роль в ленте «Лесси возвращается домой». После успеха проекта с Элизабет подписали соглашение на следующие 7 лет.

    Embed from Getty Images
    Элизабет Тейлор в платье

    Первая звездная роль Тейлор была в ленте «Национальный бархат», вышедшей в 1944 году. Для съемок артистке потребовалось усовершенствовать навыки верховой езды, а еще поставить брекеты для исправления прикуса. Также представители студии настаивали, чтобы Элизабет постригла и покрасила волосы, выщипала брови и сменила имя на более звучное — Вирджиния, но ее родители оказались против.

    В MGM пошли на уступки — на съемках Тейлор носила парик. Но жертвы все равно оказались неизбежны — во время работы актриса часто падала с лошади и травмировала позвоночник, последствия чего напоминали о себе всю ее дальнейшую жизнь. Несмотря на это, Элизабет считала процесс создания «Национального бархата» увлекательным.

    После премьеры зрители приняли проект тепло, а от критиков юная исполнительница получила первые комплименты. Тогда отметили ее внешность, но вскоре оценили и актерский талант. Вместе с тем с успехом фильма детство Тейлор подошло к концу.

    Представители MGM предложили Элизабет новый контракт, тоже на 7 лет, которые оказались прекрасными и мучительными. Популярность артистки росла, но в студии стремились контролировать каждый ее шаг. Вместо подростковых развлечений Тейлор вечерами оттачивала вокальное и танцевальное мастерство, учила сценарии.

    Журналисты следовали за Элизабет по пятам, а каждое событие в ее жизни становилось общественным достоянием. Пытаясь вырваться из-под контроля студии, исполнительница решилась на поспешный ранний брак, что в итоге обернулось для нее очередным разочарованием.

    Перипетии личной жизни переплетались с событиями в творчестве, влияя на славу, публичный образ и предлагаемые роли. Начало взрослой карьеры Тейлор ознаменовала премьера фильма «Заговорщик», на момент съемок в котором ей было 16 лет. В прокат лента вышла в 1949-м.

    Но критики оценили талант актрисы, когда была выпущена картина «Место под солнцем». Роль избалованной богачки Анжелы позволила продемонстрировать новые грани мастерства. В интервью Элизабет отмечала, что это первый проект, на площадке которого ее попросили играть, а не быть собой.

    Embed from Getty Images
    Элизабет Тейлор и Майкл Тодд

    Далее фильмографию пополнили ленты «Девушка, у которой было все» и «Айвенго». Последний оказался самым дорогим проектом студии на тот момент, но ролью Тейлор осталась недовольна. Она все чаще выражала несогласие с политикой MGM, но из-за финансовых проблем была вынуждена подписать очередной контракт.

    После этого власть представителей студии над Элизабет стала сильнее, чем когда-либо до этого. Ей приходилось безропотно соглашаться на участие в любых проектах, а в 1954 году актрису даже отдали в аренду Paramount Pictures на замену Вивьен Ли, которая не могла участвовать в съемках картины «Слоновья тропа».

    Тогда же на MGM вышел фильм «Бо Браммелл», который Тейлор позже назвала худшим в карьере. Но темная полоса в биографии актрисы завершилась с ростом популярности телевизионных лент. Из-за конкуренции представителям студии пришлось сделать упор на качестве проектов, что обеспечило Элизабет более серьезные драматические роли.

    В 1956 году вышел фильм «Гигант», который стал последним для Джеймса Дина. Артистке лента принесла номинацию на премию «Оскар». Вскоре появилась «Кошка на раскаленной крыше», ее Тейлор назвала вершиной карьеры. Фильм является экранизацией пьесы Теннесси Уильямса, как и вышедший следом «Внезапно, прошлым летом». За него Элизабет получила «Золотой глобус».

    Но главную кинопремию артистке принесла лента «Баттерфилд, 8», где она сыграла элитную проститутку. Публичный имидж, который сформировался у Элизабет после ряда событий в личной жизни, стал лучшей рекламой для фильма, что обеспечило кассовый успех. А критики оценили актерское мастерство, присудив звезде ее первый «Оскар».

    Проект стал точкой в отношениях с MGM. После завершения контракта Тейлор получила заманчивое предложение от 20th Century Fox, где планировались съемки «Клеопатры». Актриса думала отказаться от роли, поэтому попросила невиданную по тем временам сумму $ 1 млн. До этого столько не платили ни одной артистке, но на студии охотно согласились. В целом производство обошлось в $ 44 млн и, несмотря на кассовый успех, окупилось только спустя 4 года после премьеры.

    На волне успеха последовал еще ряд проектов с партнером по «Клеопатре» Ричардом Бёртоном. Самый удачный из них — «Кто боится Вирджинии Вульф?», за который Элизабет получила второй «Оскар». Ради роли Тейлор набрала 15 кг, сбросить которые оказалось непросто.

    В дальнейшем карьера звезды пошла на спад. Продюсеры уже не находили ее внешность столь привлекательной, на ней отразились возраст, проблемы со здоровьем и пристрастие к алкоголю. Вышедший в 1976 году фильм «Синяя птица» — результат сотрудничества США и СССР — тоже не оправдал ожиданий.

    Embed from Getty Images
    Элизабет Тейлор и Майкл Джексон

    Элизабет не расстроилась, а сосредоточилась на помощи другим людям. Снималась она редко и не особо удачно — фильм «Флинстоуны» даже был номинирован на «Золотую малину». Последней работой стала лента «Старые клячи по-американски».

    Бизнес и общественная деятельность

    Тейлор стала первой звездой Голливуда, которая выпустила под своим именем парфюмерную линию. В 1987 году вышли духи Passion, затем появились White Diamonds. По оценкам экспертов, на продаже авторских ароматов Элизабет заработала больше, чем за всю актерскую карьеру.

    Часть вырученных средств Тейлор тратила на благотворительность. Внимание звезды было сосредоточено на борьбе с ВИЧ и СПИДом. Она основала организацию для исследования заболевания, а также фонд для помощи инфицированным. Элизабет часто устраивала благотворительные вечера и выступала на публике, чтобы привлечь внимание к проблеме.

    В 1993 году актриса получила третий «Оскар» «за вклад в дело гуманизма». В новом веке за благотворительную работу Элизабет была удостоена медали президента США.

    Внешность Элизабет Тейлор

    Актриса имела редкую генетическую мутацию — дистихиаз: имела два ряда ресниц, что придавало ее взгляду выразительность. Цвет глаз Элизабет определяется как фиалковый или же фиолетовый, на самом же деле у синей радужки был лавандовый оттенок.

    Embed from Getty Images
    Глаза Элизабет Тейлор

    Обсуждаемой была не только внешность Тейлор, но и ее стиль одежды. Модницы мечтали заполучить платья, которые артистка носила в фильмах «Место под солнцем» и «Кошка на раскаленной крыше». Среди стилистов звезды была знаменитая Эдит Хэд, которая признавалась, что одевать Элизабет — непростая работа. При росте 157 см исполнительница обладала пышными формами, ее вес был около 65 кг.

    Личная жизнь Элизабет Тейлор

    Тейлор была замужем 8 раз за 7 мужчинами. Позже в интервью она признавалась, что всегда вступала в интимную связь только с теми, с кем была в браке, поэтому ее личная жизнь была не такой уж и насыщенной, как кажется.

    Первым мужем Тейлор стал наследник империи Хилтонов Конрад Николас, которого коротко называли Никки Хилтон. Стараниями представителей MGM свадьба превратилась в пиар-кампанию к выходу фильма «Отец невесты». На момент бракосочетания актрисе было всего 18 лет, и вскоре она поняла, какую ошибку совершила.

    Молодой муж оказался неприспособленным к супружеской жизни — он пил, гулял и поднимал на жену руку. Из-за этого Тейлор потеряла ребенка, после чего решила подать на развод. На студии были против, но актриса отказалась возвращаться к Никки.

    После этого в MGM подсуетились и спешно выдали Элизабет за некогда популярного актера Майкла Уайлдинга. Супруг был на 20 лет старше, и кинобоссы надеялись, что он обуздает нрав молодой жены. Тейлор, казалось, остепенилась — в этом браке она родила двоих детей, Майкла и Кристофера.

    Но в скором времени Элизабет надоело тащить все на себе, обеспечивая не только сыновей, но и мужа. Тогда артистка подала на развод и спешно вышла за состоятельного продюсера Майкла Тодда. На тот момент звезда уже была беременна и вскоре родила дочь Элизабет Фрэнсис.

    Этот брак мог стать самым удачным из всех, ведь муж обожал актрису, часто дарил подарки. Но счастье обернулось трагедией — Майкл погиб в авиакатастрофе. В это время рядом с безутешной вдовой оказался Эдди Фишер, который впоследствии стал ее супругом.

    Ричард Бёртон

    Брак с Фишером закончился после того, как на съемочной площадке «Клеопатры» у Тейлор вспыхнул роман с партнером Ричардом Бёртоном. Он был женат, но артисты не могли сопротивляться нахлынувшим чувствам. Они оба развелись и сыграли тайную свадьбу.

    Элизабет и Бёртон стали самой обсуждаемой парой Голливуда. Журналисты преследовали их, а фото супругов регулярно публиковались в прессе. Но это не мешало семейному счастью — их союз продержался почти 10 лет. Все это время Ричард не прекращал восхищаться женой, задаривая ее драгоценностями.

    Embed from Getty Images
    Элизабет Тейлор и Ричард Бёртон

    В браке с Бёртоном у актрисы появился четвертый ребенок — они удочерили девочку Марию из Германии. Но чувства все же не выдержали проверку временем — последовал развод. Позже звезды попробовали спасти отношения и вновь поженились, но на этот раз прожили вместе только 9 месяцев.

    После развода

    Сенатор от штата Вирджиния Джон Уорнер, ставший очередным супругом Элизабет, многим был обязан ей за удачную избирательную кампанию, которую она поддерживала в 1978 году. Но этим его интерес к союзу и ограничился, вскоре последовал развод.

    Последний официальный муж Тейлор, Ларри Фортенски, был гораздо моложе нее. Они прожили вместе недолго, но навсегда сохранили дружеские отношения. Он был тем, кому актриса звонила незадолго до смерти.

    Смерть

    Всю жизнь звезда страдала от проблем со здоровьем. Она перенесла 40 операций и 100 госпитализаций. У нее была доброкачественная опухоль головного мозга, рак кожи, болезни легких и сердца. Элизабет пришлось перенести процедуру по замене тазобедренных суставов на обеих ногах.

    Умерла Тейлор 23 марта 2011-го, причина смерти голливудской легенды — сердечная недостаточность. Похоронили актрису на кладбище Форест-Лаун, где нашли последнее пристанище многие звезды.

    Цитаты

    «Я спала только с теми, за кем была замужем. Много ли женщин могут похвастаться тем же?»
    «Я — верная жена. Вероятно, слишком верная, раз была замужем восемь раз»
    «Совесть у большинства людей — не более как боязнь мнения других»
    «Если режиссёр настолько глуп, что готов мне предложить миллион долларов за фильм, тогда я не настолько глупа, чтобы отказаться»

    Фильмография

    • 1942 — «Каждую минуту рождается человек»
    • 1950 — «Отец невесты»
    • 1951 — «Место под солнцем»
    • 1956 — «Гигант»
    • 1958 — «Кошка на раскаленной крыше»
    • 1960 — «Однажды прошлым летом»
    • 1960 — «Баттерфилд, 8»
    • 1963 — «Клеопатра»
    • 1966 — «Кто боится Вирджинии Вульф?»
    • 1976 — «Синяя птица»
    • 1980 — «Зеркало треснуло»
    • 1988-1998 — «Мёрфи Браун»
    • 1994 — «Флинтстоуны»
    • 2001 — «Старые клячи по-американски»

    Интересные факты

    1. Артистка обожала бриллианты и написала книгу «Мой роман с драгоценностями». В ее коллекции были бриллиант Круппа, бриллиант Тейлор-Бёртона и «Блуждающая жемчужина» — подарки от мужа.
    2. В 27 лет звезда перешла из христианской веры в иудаизм, поскольку он оказался ей ближе. Она взяла имя Элишева Рахель.
    3. Знаменитый художник Энди Уорхол написал портрет Элизабет, назвав его «Лиз № 5». В 2007-м актер Хью Грант продал картину за $ 23,6 млн, а спустя 4 года она вновь была выставлена на аукцион и ушла за $ 26,9 млн.
    4. Среди друзей актрисы были певец Майкл Джексон и актер Колин Фаррелл, которые поддерживали ее в благотворительных проектах.
    5. Считается, что Мэрилин Монро видела Тейлор главной соперницей и даже согласилась на откровенную фотосессию у бассейна, желая ее затмить.