Биография
Фраза Анри Мюрже «художник должен быть голодным» не имеет ничего общего с описанием биографии одного из наиболее культовых дизайнеров XX века Энди Уорхола, который стал легендой еще при жизни. Он не боялся экспериментировать и шокировать, благодаря чему получил негласное звание «короля поп-арта». Вся его жизнь – как полотно, полное противоречий и нюансов, которое одни боготворили, а другие обвиняли в излишней пошлости и продажности.
Детство и юность
Биография Энди (Эндрю) Уорхола началась в американском Питтсбурге 6 августа 1928 года. Семья Уорхола (настоящая фамилия – Варгола) переехала в Штаты из Словакии, так что по национальности Энди – русин. Сначала в Америку в поисках работы перебрался отец семейства Андрей, а в 1921-м к нему присоединилась супруга Юлия.
Старшая сестра Эндрю, Юстина, родилась и умерла еще в младенчестве, на родине родителей. Помимо Юстины, у мальчика были еще два старших брата и один младший. Отец трудился на шахте, мать была домохозяйкой и подрабатывала, моя полы, окна и мастеря искусственные цветы из подручных материалов.
После переезда в Окленд (пригород Питтсбурга) Энди ходил в самую обычную школу. Мальчик рос веселым, высоким пареньком (во взрослом возрасте рост Уорхола составлял 180 см), пока его не подкосила болезнь. В третьем классе Эндрю заболел хореей Сиденгама, которая стала следствием перенесенной скарлатины. При этом заболевании человеком овладевают мышечные судороги, которые он не в состоянии контролировать.
Из обычного шаловливого мальчишки Энди вмиг превратился в маленького страдальца, прикованного к постели. В школу он ходить не мог, к тому же бывшие товарищи дразнили его. Мальчик стал панически бояться больниц, докторов, уколов и всего, что связано с болезнями.
Чтобы развлечь и приободрить сына, мать начала рисовать ему разные картинки, покупала журналы, газеты. Именно тогда маленький Эндрю пристрастился к рисованию: он рисовал лампочки, ручки, ключи, пытаясь найти что-то новое в повседневных вещах и создавая свои первые художественные произведения. Мальчик полюбил делать коллажи из газетных вырезок, а после – смотреть истории в движущихся картинках с помощью проектора.
С 9 лет Эндрю начал посещать бесплатные курсы художественного мастерства и даже планировал поступить в местный университет, чтобы потом преподавать рисование. Настоящей трагедией для всей семьи стала смерть отца, который погиб в результате несчастного случая в шахте.
После окончания средней школы Уорхолл поступил в Технологический институт Карнеги, планируя в дальнейшем работать иллюстратором в области рекламы. В 1949 году будущий король поп-арта получил диплом бакалавра по специальности «графический дизайн» и отправился покорять Нью-Йорк, сменив фамилию с Варгола на Уорхол, а имя – с Эндрю на Энди.
Начало карьеры
Таланта Энди было не занимать: уже в молодости, на заре карьеры, ему удалось добиться внимания крупных корпораций. А начинал он, как и многие художники-рекламщики, с оформления витрин магазинов. Также в начале своей карьеры молодой человек рисовал открытки и плакаты, декорировал стенды. На эту пору пришлось сотрудничество Уорхола с модными журналами Harper's Bazaar и Vogue.
Настоящий успех к художнику пришел после создания оригинальной рекламы обуви марки «И. Миллер». Энди нарисовал обувь чернилами и украсил кляксами. Слава принесла молодому человеку приличный доход, с ним начали заключать контракты известные бренды. Однако сам мастер считал свой успех лишь ступенькой на пути к «высокому искусству», о котором у него было весьма своеобразное представление.
В 1952-м в Нью-Йорке прошла первая выставка работ Уорхола, а еще через четыре года его приняли в «Клуб художественных редакторов». К этому периоду относится увлечение художника методом трафаретной печати, который он использовал для создания и последующего размножения своих произведений. С помощью матриц на основе собственноручно сделанных фото и газетных снимков Энди создал свои самые известные картины, монохромные и цветные коллажи с изображением Мэрилин Монро, Мика Джаггера, Мао Цзэдуна, Лиз Тейлор, Элвиса Пресли, Одри Хепберн, которые впоследствии стали символами поп-арта.
Творчество художника Энди Уорхола
В 1960 году Энди приступил к разработке дизайна банок Coca-Cola – 3, после - к графическим работам, рисуя денежные банкноты. Затем начался этап «консервных банок», которые изображались живописным способом и методами трафаретной шелкографии. В художественный объектив Урхолла попали супы «Кэмпбелл» и прочие утилитарные предметы.
В 1962-м прошла выставка лучших работ Уорхола, после чего критики отнесли Энди к ведущим мастерам поп-арта. Его творчество вызывало противоречивые мнения: одни утверждали, что Уорхол – сатирик, подчеркивающий потребительский характер жизни американцев, другие считали, что все его «шедевры» исключительно коммерческий проект, грамотно организованный самопиар, нацеленный на получение дохода.
Сам художник, будучи гениальным мастером эпатажа и самоиронии, пропагандировал художественное искусство не как нечто экстраординарное и заслуживающее поклонения, а как творчество, ориентированное на широкие массы. Уорхол считается самым коммерчески популярным художником прошлого века. У него заказывали портреты Мик Джаггер, Лайза Минелли, Джон Леннон, Брижит Бардо, семейство иранского шаха и другие знаменитости, а его самая дорогая картина, «Серебряная автокатастрофа (двойное бедствие)», была продана в 2013 году за $ 105,4 млн.
В 1963-м Энди Уорхол купил на Манхэттене заброшенное здание, где и открыл студию, назвав ее «Фабрикой». Именно здесь команда помощников Энди размножала его шедевры методом шелкографии, здесь он снимал свои фильмы, которые, впрочем, мало кто смотрел. В здании «Фабрики» постоянно проходили вечеринки, собирались люди искусства и журналисты, модели и другие представители богемы.
В 1964 году в «Фабрике» прошла очередная выставка работ ее хозяина, где были представлены инсталляции из использованной тары и прочих утилитарных предметов. Уорхол получил не только звание короля поп-арта, но и ведущего представителя современного концептуального искусства.
Покушение
В июне 1968 года на Энди Уорхола было совершено покушение: в него стреляла известная феминистка и модель Валери Соланас, снявшаяся в его фильмах. Получив три пули в живот, Энди чудом выжил. Он перенес клиническую смерть и тяжелую операцию, а последствия этого происшествия преследовали его всю оставшуюся жизнь.
Уорхол не стал подавать в суд на девушку, однако Валерия без того получила три с половиной года тюрьмы. Что касается Энди, то ему предстояло длительное лечение и ношение корсета, а его страх перед врачами, болезнями и смертью только усилился. Также на память Энди о покушении и операции остались жуткие шрамы, которые художник не стесняясь демонстрировал перед фотокамерами.
Несмотря ни на что, художник продолжил творить. В 1979 году он занялся росписью автомобиля, а в 1983-м по просьбе защитников диких животных создал серию шелкографий под названием «Вымирающие виды». Сюда вошли изображения амурского тигра, древесной лягушки, черного носорога, зебры Греви, гигантской панды и других исчезающих животных. Эти работы выставлялись в Дарвиновском музее Москвы в марте 2017-го.
Личная жизнь
Личную жизнь Энди Уорхол никогда не афишировал, но и не скрывал своих связей, как дружеских, так и любовных. В течение долгого времени Уорхолу приписывали роман с его музой и подругой, моделью Эди Седжвик. Они были неразлучны, одинаково одевались, красили волосы, ногти, носили похожие прически, Эди снималась у Энди в фильмах и позировала для картин.
Когда пара рассталась, ходили слухи о наркозависимости обоих представителей поп-культуры, однако официальных подтверждений тому, что Уорхолл был наркоманом, нет. Вряд ли Энди и его музу связывало что-то, кроме творчества, ведь у великого художника современности было немало мужчин-любовников.
Считается, что наиболее продолжительные отношения связывали его с американским дизайнером интерьеров и кинорежиссером Джедом Джонсоном. Мужчины работали вместе на «Фабрике», а после покушения на жизнь Энди Джед переехал к нему, чтобы ухаживать и помогать по хозяйству. Однако приближенные знакомые уверяли, что художники «функционировали как муж и муж».
Смерть
Художник скончался в возрасте 58 лет в манхэттенской больнице после операции по удалению желчного пузыря. Официальная причина смерти – остановка сердца. Произошло это 22 февраля 1987 года. Последним пристанищем талантливого дизайнера стал родной Питтсбург.
Наследие Энди Уорхола
Философия Уорхола заключалась в его пристальном взгляде на жизнь, самоиронии и умении видеть мир под иным углом. Все это художник переносил на холсты, искренне считая, что коммерческая живопись имеет право на существование и в этом нет ничего зазорного.
Стиль картин Энди можно охарактеризовать как натуралистичный поп-арт, хотя он нередко использовал обобщающие изобразительные средства. Так, портреты знаменитостей имеют идеализированные черты и напоминают скупой набросок, выжимку из индивидуальности конкретного персонажа. Яркие краски передают настроение художника, а используемые им под конец жизни неоновые тона прямо-таки кричат о невысказанных мыслях и чувствах.
К слову, художник является автором не только андеграундного кино, но и соавтором нескольких книг. Особую ценность для поклонников представляли «Дневники Энди Уорхола». Свои мемуары он надиктовывал подруге Пэт Хакетт. Книга была опубликована посмертно, имела коммерческий успех и оставалась в New York Times бестселлером в течение нескольких месяцев. В 2022 году произведение было адаптировано в одноименный 6-серийный документальный сериал Netflix.
Идеи и талант Энди продолжают вдохновлять художников, рекламщиков, людей творчества и бизнесменов. Так, эскиз очков, найденный в архивных бумагах Уорхола, натолкнул бренд Retrosuperfuture на мысль о создании коллекции солнцезащитных аксессуаров. Многие модные марки используют различные работы мастера для создания принтов для коллекций одежды, обоев, сумок и прочих дизайнерских вещей.
В 1994 году на родине знаменитости был открыт Музей Энди Уорхола. Это крупнейшая экспозиция в Америке, посвященная одному деятелю искусства, которая насчитывает 7 этажей и более 900 работ художника.
В 2024-м в России состоялся показ документальной ленты «Энди Уорхол. Мечта по-американски» словацкого режиссера Любомира Сливки. В работе были использованы редкие архивные кадры и интимные интервью.
В этом же году решалась судьба картины «Небоскребы Нью-Йорка», написанной Уорхолом для Дональда Трампа в начале 1980-х. Известно, что на тот момент процветающий бизнес-магнат забраковал произведение, назвав его мрачным. Впоследствии заказчик отказался оплачивать затраченное на создание полотна время. Энди потом неоднократно отмечал в интервью, что «ненавидит Трампов». Спустя десятилетия картину предварительно оценили в $ 700 000.
Произведения
- 1962 — «Три бутылки Кока-Колы»
- 1963 — «Электрический стул»
- 1967 — «Монро в красном»
- 1970 — «Цветы»
- 1973 — «Мао»
- 1977 — «Корова»
- 1980 — «Альберт Эйнштейн»
- 1983 — «Древесная лягушка»
- 1983 — «Большая панда»
- 1984 — «Детали картин Возрождения (Паоло Уччелло, Святой Георгий и Дракон)»
- 1986 — «Обложка альбома Ареты Франклин «Арета»
Библиография
- 2001 — «Философия Энди Уорхола»
- 2013 — «Америка»
- 2015 — «Дневники Энди Уорхола»
Интересные факты
- О творчестве Энди снято несколько фильмов, в других он предстает в эпизодической роли. Ленты о нем – «Я стреляла в Энди Уорхола», «Я соблазнила Энди Уорхола». А в картине «Баския», посвященной художнику Жан-Мишелю Баския, роль Уорхола исполнил легендарный Дэвид Боуи.
- Самый известный в России фильм, в котором упоминается Уорхол, – «О чем говорят мужчины».
- Знаменитый журнал Interview, в котором знаменитости брали интервью у других звезд, Энди Уорхол создал, чтобы посещать кинопремьеры.
- В начале 60-х дизайнер был связан с группой The Velvet Underground. Именно с его легкой руки на обложке их дебютного альбома был изображен банан, который впоследствии стал одним из самых узнаваемых произведений эстрадного искусства.
- Художник считал себя религиозным человеком, но никогда не демонстрировал это на публику. Даже в картине «Диптих Мэрилин», написанной спустя неделю после гибели секс-символа Голливуда 50-х, автор взял за основу изображение византийских икон.