Биография
Одри Хепберн — известнейшая британская актриса, фотомодель и гуманитарный деятель. Эта обворожительная, утонченная и бесконечно талантливая женщина стала образцом для подражания во всем мире. Артистку заслуженно считают иконой стиля и эталоном женственности.
Детство и юность
Одри Кэтлин Растон появилась на свет в мае 1929 года в городке Икселе под Брюсселем. Родителями девочки были английский банкир Джон Виктор Растон и голландская баронесса Элла ван Химстра. Позже отец прибавил к своей фамилии имя Хепберн, соответственно, дочь стала Одри Хепберн-Растон.
Несмотря на аристократическое происхождение, в детстве будущей актрисе пришлось столкнуться с серьезными трудностями. В шестилетнем возрасте девочка пережила развод родителей, после чего поселилась с матерью в Нидерландах.
Школьные годы Одри прошли в оккупированном фашистами Арнеме. После вторжения немцев она взяла себе псевдоним Эдда ван Химстра, потому как английское звучание настоящего имени представляло в тот момент угрозу. По сей день многие ошибочно считают этот вариант истинным именем актрисы.
Во время войны Хепберн приходилось голодать, что не лучшим образом сказалось на ее здоровье. Правильный обмен веществ у актрисы так и не восстановился даже после окончания войны, в дальнейшем она страдала от анемии, заболеваний органов дыхания, депрессий.
Когда закончилась война, Одри, проявлявшая интерес к искусству, отучилась в Арнемской консерватории и перебралась в Амстердам. Там они с матерью трудились медсестрами. С 1946 года, не бросая работы, Хепберн стала брать уроки балета у Сони Гаскелл. Затем в молодости девушка училась танцевальному искусству у прославленных педагогов — Мари Рамперт и Вацлава Нижинского.
Балетом Хепберн занималась до изнеможения, но последствия хронического недоедания не позволили бы ей стать примой-балериной. В те годы матери Одри приходилось браться за любую черную работу, чтобы прокормить семью. Хепберн тоже вынуждена была зарабатывать, и карьера артистки стала самым лучшим решением.
Фильмы и мюзиклы
В кино Одри начала сниматься в конце 40-х, но настоящий успех пришел к актрисе в 1953-м, когда на экраны вышла комедия «Римские каникулы». Режиссер Уильям Уайлер давно хотел снять романтическую картину, и непременно в Италии. Ради этой мечты американец был готов урезать бюджет, поэтому лента стала черно-белой, а на главную роль пригласили малоизвестную Хепберн (хотя изначально планировалось, что в кадре будет или Элизабет Тейлор, или Джин Симмонс).
В ходе кастинга режиссер пошел на хитрость. После того как пробы Одри завершились, он попросил оператора не выключать камеру. Актриса, расслабившись, стала естественна в кадре, и Уайлер увидел, что она идеально подходит для роли. Партнером Одри в фильме о случайной встрече принцессы Анны и журналиста Джо Брэдли оказался Грегори Пек. Съемки проводились на римских улицах, во дворцах или павильонах студии «Чинечитта».
В нескольких сценах в кадре появились настоящие итальянские аристократы и репортеры ведущих изданий страны. По завершении съемок костюмеры отдали артистке все платья и аксессуары в качестве свадебного подарка (на тот момент Одри была помолвлена с миллионером Джеймсом Хэнсоном, однако свадьба так и не состоялась). После выхода картина получила три статуэтки «Оскар», одна из них досталась Хепберн за лучшую женскую роль.
После ошеломительного успеха «Римских каникул» Уайлер снял Одри еще в трех своих лентах. Это были разные по жанру фильмы: комедия «Сабрина», драма «Детский час», комедийный детектив «Как украсть миллион». Первый из них не только укрепил за Хепберн популярность, но и положил начало дружбы актрисы с молодым французским модельером Юбером Живанши.
Так как на момент начала съемок кутюрье был занят созданием новой коллекции, Одри, рост которой при весе 45 кг был 170 см, просто выбрала образцы из уже готовых. Часть съемок проходила в Европе, часть в Штатах, куда Живанши не мог приехать и поэтому отправлял эскизы Эдит Хед, голливудскому художнику по костюмам. В итоге именно она получила «Оскар» за наряды в «Сабрине».
С Юбером Хепберн сотрудничала и в «Как украсть миллион», комедии, где ее партнером оказался Питер О' Тул. Помимо платьев для Одри, авторам фильма пришлось изрядно потратиться на создание копий известных полотен мировых живописцев: снимать в музее оказалось затруднительным.
Хепберн снималась и у других режиссеров. Одной из наиболее значимых в ее фильмографии стала роль, исполненная в фильме Блейка Эдвардса «Завтрак у Тиффани» по одноименной новелле Трумена Капоте. Образ Холли Голайтли оказался поистине культовым на многие годы, а небезызвестное «маленькое черное платье» героини — настоящим хитом.
Несмотря на то что картина впоследствии вошла в число самых романтичных лент мирового кинематографа, она успела подвергнуться критике, прежде всего от самого Капоте, который пришел в негодование еще на этапе кастинга, видев в роли героини только Мэрилин Монро, а после жаловался на то, что сюжет книги сильно изменили, сделав историю слишком упрощенной.
Особого внимания в творческой биографии Одри заслуживают роли в мюзиклах. В 1957 году актриса снялась в «Забавной мордашке», где ее партнером по съемкам стал король жанра Фред Астер. Рядом с именитым актером Одри выглядела достойно. Картина стала настоящей энциклопедией моды. В ней, помимо Хепберн, работали популярные модели того времени — Довима и Сьюзи Паркер, а фешен-фотограф Ричард Аведон (он же стал прототипом героя, сыгранного Астером) сделал множество бекстейдж-кадров, вошедших в историю фотоискусства.
Одну из лучших ролей актриса исполнила в экранизации бродвейского мюзикла 1964 года «Моя прекрасная леди» Джорджа Кьюкора. Сперва предполагалось, что в ленте снимутся артисты из театральной постановки, Джули Эндрюс и Рекс Харрисон. В итоге последний остался, а Эндрюс, по мнению продюсера Джека Уорнера, не хватило той тонкости и аристократизма, которые имелись у Одри. Для съемок актриса брала уроки вокала, но при монтаже ее голос дублировала Марни Никсон. Позже Хепберн призналась: если бы знала, что так произойдет, то отказалась бы работать в фильме.
Одри активно снималась до 1967 года, после чего в ее актерской карьере наступил довольно продолжительный перерыв. Возвращение артистки на экран состоялось с выходом картины 1976 года «Робин и Мэриан». С этих пор она перешла на возрастные роли и снималась от случая к случаю. Последней работой стала роль, исполненная актрисой в картине Стивена Спилберга «Всегда» (1989).
Общественная деятельность
После окончания актерской карьеры Одри назначили на должность специального посла ЮНИСЕФ. При этом сотрудничать с организацией актриса начала еще в 1954 году: тогда знаменитость участвовала в передачах, транслируемых по радио. Хепберн испытывала благодарность к фонду за собственное спасение после нацистской оккупации. Последние годы жизни артистка посвятила улучшению судьбы детей, проживающих в бедных странах.
За пять лет с миссией ЮНИСЕФ Одри объездила более 20 стран мира, заботясь об обездоленных детях и их семьях. Так, она побывала в Эфиопии, Турции, Вьетнаме, странах Южной и Центральной Америки, занималась вопросами осуществления программ по снабжению нуждающихся гуманитарной помощью, проведению вакцинаций, обеспечению питьевой водой.
Работа актрисы облегчалась владением несколькими языками. Она говорила на французском, нидерландском, английском, итальянском, испанском. В 1992 году за деятельность в ЮНИСЕФ Одри Хепберн получила высшую награду США для гражданских лиц — Президентскую медаль Свободы.
Личная жизнь
Личная жизнь актрисы была наполнена и счастливыми моментами, и драматическими переживаниями. Во время съемок ленты «Сабрина» у Хепберн завязались романтические отношения с партнером по съемкам Уильямом Холденом. Он был в браке с актрисой Брендой Маршалл, и в их семье считалось нормой заводить романы на стороне. Чтобы от случайных связей не появлялись дети, имевший двоих сыновей Холден сделал себе вазэктомию. Одри грезила замужеством и рождением детей. Когда актриса узнала о неспособности избранника стать отцом, тут же разорвала с ним отношения.
Своего будущего мужа, режиссера и актера Мела Феррера, Одри Хепберн повстречала во время работы в постановке «Ундина». Вспыхнувшим между ними чувствам не помешал даже третий брак и пятеро детей Феррера. Свадьба актеров состоялась в 1954 году, а через шесть лет у пары появился сын Шон Хепберн Феррер. Брак Мела и Одри просуществовал 14 лет, а после развода причины расставания супругами не озвучивались.
Актриса болезненно переживала разрыв с Феррером, ей даже пришлось обратиться за квалифицированной медицинской помощью. Звезда Голливуда лечилась у итальянского психиатра Андреа Дотти, за которого потом вышла замуж и родила сына Люка. Спустя какое-то время отношения в семье разладились, Дотти стал изменять жене. Одри старалась не замечать этого, но даже ее железного терпения хватило чуть больше чем на десять лет.
В 50 лет Хепберн снова полюбила. Избранником актрисы стал голландец Роберт Уолдерс, с которым она состояла в отношениях до конца своих дней. Брак между артисткой и Уолдерсом так и не был официально оформлен, но это не помешало их счастью.
Смерть
Работа в ЮНИСЕФ отнимала у Одри много сил. Многочисленные поездки отрицательно сказались на состоянии здоровья знаменитости в старости. Визит в Сомали и Кению в 1992 году стал для актрисы последним. Во время поездки Хепберн почувствовала нестерпимые боли в области живота, африканские медики рекомендовали свернуть миссию в экстренном порядке, но артистка отказалась.
Полноценное обследование Одри прошла лишь по приезде из Африки. К несчастью, у нее обнаружили опухоль в толстой кишке. Через пару недель провели операцию, которую врачи назвали успешной. Однако спустя три недели актрису снова госпитализировали с возобновившимися болями. Оказалось, что опухоль дала метастазы в соседние ткани, что и стало в дальнейшем причиной смерти.
Вскоре знаменитость вернулась из больницы в Швейцарию, в город Толошеназ, так как медики были уже бессильны. Вместе с детьми и Уолдерсом Одри провела последнее Рождество, назвав его самым счастливым в жизни. 20 января 1993 года сердце великой актрисы остановилось навсегда. Хепберн умерла в окружении семьи.
Фильмография
- 1953 — «Римские каникулы»
- 1954 — «Сабрина»
- 1956 — «Война и мир»
- 1957 — «Забавная мордашка»
- 1959 — «История монахини»
- 1961 — «Завтрак у Тиффани»
- 1963 — «Шарада»
- 1964 — «Моя прекрасная леди»
- 1966 — «Как украсть миллион»
- 1967 — «Дождись темноты»
- 1976 — «Робин и Мэриан»
- 1979 — «Узы крови»
- 1981 — «Все они смеялись»
- 1989 — «Всегда»
Интересные факты
- В знаменитой сцене из «Римских каникул», развернувшейся возле античной каменной плиты «Уста истины», Грегори Пек решил сымпровизировать и сделал вид, что божество лишило его героя руки. Для Одри это оказалось неожиданным, а оператор успел заснять неподдельный ужас Хепберн, что в итоге стало одним из самых ярких кадров фильма.
- Главной музыкальной темой картины «Сабрина» стала композиция La Vie en Rose, вошедшая в репертуар Эдит Пиаф.
- Биографии знаменитости посвящен фильм «История Одри Хепберн». Главную роль в нем исполнила Дженнифер Лав Хьюитт, игру которой критики сочли неубедительной: «не хватает шарма, изящества и магнетизма».
- Сегодня популярностью пользуется книга «Одри Хепберн. Жизнь, рассказанная ею самой», однако написана она не самой актрисой: сын кинозвезды Шон Хепберн Феррер сообщал, что мать не участвовала в создании произведений с собственными воспоминаниями.