Биография
В киноиндустрии бывает так, что артист, сыграв главную роль, просыпается на следующее утро знаменитым. Элеонора Шашкова смогла сделать большее: слава пришла к актрисе после эпизодического появления на экране без слов. Эти несколько минут в кадре вошли в золотой фонд советского кинематографа, а сама исполнительница получила всесоюзную любовь зрителей.
Детство и юность
В конце 1937-го, 24 декабря, у супругов Петра и Алевтины Шашковых родился первенец — дочь Элеонора. Вскоре у нее появилась младшая сестра Марина. По долгу службы отец-пограничник часто ездил по стране, так что детство и отрочество Эли прошло в разных городах СССР.
С ранних лет девочка болела сценой, переняв любовь к искусству от матери, водившей детей на музыкальные постановки. Глава семейства, бывший категорически против актерского будущего для дочери, пошел на хитрость. Под давлением родителя Элеонора очутилась на Курилах в штабном отделе разведки, работала с секретными материалами и даже присутствовала на допросе японского шпиона Тани Акиры.
Через 2 года будущая звезда советского кино все же осуществила давнюю мечту, вырвавшись в Москву и с первого раза покорив Щукинское училище. Учебное заведение абитуриентка выбрала, так как оно размещалось недалеко от места ее проживания, а кроме того, о существовании в столице других подобных учреждений Элеонора не знала.
Театр
В 1963 году, окончив училище, Шашкова попала в Вахтанговский театр, где блистала в запоминающихся образах. Среди работ артистки оказались роли как в спектаклях, поставленных по произведениям современных на тот момент авторов (официантка в «Стряпухе замужем», казачка Настя в «Конармии»), так и в проектах по мотивам классических сочинений (Доримена в «Мещанине во дворянстве», Марта в «За двумя зайцами» и другие).
Элеонора Петровна преклонялась перед талантом главного режиссера театра Рубена Николаевича Симонова. Она говорила в интервью, что благодаря его методу объединять в спектаклях опытных мастеров и молодежь представители последней получали прекрасную возможность перенять опыт старших. Позднее после неоднократной смены режиссеров артистка отметила, что многое в храме Мельпомены и Талии изменилось не в лучшую сторону.
Шашкова не раз замечала, что сцена лечит: во время игры на театральных подмостках актриса «выздоравливала», если до этого чувствовала недомогание. Однажды во время постановки «Кабинетная история» она предстала перед зрителями со сломанной ногой и при этом танцевала канкан.
Фильмы
Параллельно с театральной развивалась и кинокарьера Элеоноры. Экранный дебют Шашковой состоялся в молодости, на 2-м курсе обучения в «Щуке». Ей досталась эпизодическая роль прачки в «Двух жизнях», а главная — Вячеславу Тихонову. После в творческой биографии актрисы обосновались «Ошибка резидента», «Судьба» и «Возвращение», а также легендарный фильм «Тени исчезают в полдень».
Всесоюзную славу и любовь артистка получила благодаря перевоплощению в жену Штирлица в культовых «Семнадцати мгновениях весны». Роль оказалась интересна тем, что от Элеоноры не требовалось слов — сыграть драму героини та должна была глазами. Чтобы молодая актриса убедительнее выглядела в кадре, ее намеренно состарили: подстригли и загримировали.
Зрители оценили талант и мастерство Шашковой, та же скромно отмечала в беседе с журналистами, что популярность сцены свидания героев в кафе — это заслуга актера Вячеслава Тихонова, режиссера Татьяны Лиозновой и композитора Микаэла Таривердиева.
В нулевых Элеонора Петровна охотно снималась в сериалах «Возвращение Мухтара», «Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант» и других. В 2018-м на 3-м Международном фестивале SIFFA Элеонора Петровна, отвечая на вопрос журналистов о работе, сообщила:
«Уже 3 года нигде не снимаюсь. Не приглашают или предлагают совсем уж какую-то “порнографию”. Когда сутками молчит телефон, я ужасно себя чувствую».
В 2020-м фильмография артистки пополнилась детективом «Тень дракона», а через год поклонники увидели Шашкову в комедии «Батя».
В 2022 году артистка стала гостьей на нескольких мероприятиях. Так, в начале мая Шашкова появилась в числе приглашенных звезд на фестивале патриотического кино «Малая Zемля», проходившем в Новороссийске. А в конце этого же месяца актриса посетила Павловский Посад, где состоялось торжественное открытие памятника Вячеславу Тихонову, а также стартовал фестиваль «17 мгновений», учрежденный в честь великого артиста.
Личная жизнь Элеоноры Шашковой
Первого мужа Элла встретила в родном вузе — с Эрнстом Зориным артистка играла в «Стряпухе замужем». Молодой человек к тому времени уже расстался с Анной Москвиной и принялся долго и настойчиво ухаживать за Шашковой. На милость победителя девушка сдалась не сразу, выбирая между ним и Валерием Бабятинским. Вскоре у пары родилась дочь Антонина, названная в честь бабушки и подарившая двух внуков — Давида и Георгия.
Казалось бы, все устроилось, как вдруг артистка приняла решение уйти от Эрнста Петровича, без ума влюбившись в режиссера Валентина Селиванова. Но личная жизнь с ним сложилась не сразу — пришлось ждать, пока тот разведется с женой, и даже сделать аборт. В итоге семейное счастье женщина все-таки обрела, прожив с горячо любимым человеком больше 20 лет и обвенчавшись за пять лет до его смерти. После потери супруга женщина получала немало предложений руки и сердца, но неизменно отклоняла их, оставаясь верной последнему мужчине. Сейчас артистка прекрасно выглядит для своего возраста — фото и видео, размещенные в Сети, позволяют легко в этом убедиться.
Элеонора Шашкова сейчас
В сентябре 2023 года Элеонора Петрова стала гостьей телевизионного шоу «Жизнь и судьба». Выпуск был посвящен 50-летнему юбилею легендарного сериала «Семнадцать мгновений весны». Вместе с ведущим Борисом Корчевниковым и известным историком спецслужб Николаем Долгополовым она вспомнила о съемках этой ленты.
Долгополов опроверг слухи, что прототипом Штирлица мог стать тайный агент советской разведки Вилли Леман. Конечно, это был собирательный образ. А Шашкова сообщила интересный факт — легендарная встреча ее героини с мужем в кафе не выдумка сценаристов. Вячеславу Тихонову рассказал о подобном эпизоде рассекреченный разведчик Конон Трофимович Молодый. Тогда на встрече еще присутствовал ребенок, но режиссер Татьяна Лиознова предпочла сконцентрировать внимание зрителя на молчаливом общении главных героев.
Фильмография
- 1961 — «Две жизни»
- 1968 — «Ошибка резидента»
- 1970 — «Судьба резидента»
- 1971, 1973 — «Тени исчезают в полдень»
- 1973 — «Семнадцать мгновений весны»
- 1979 — «Идиот»
- 1982 — «Возвращение резидента»
- 1985 — «Неудобный человек»
- 2003 — «Возвращение Мухтара»
- 2006 — «Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант ‒ 3»
- 2007-2008 — «Мачеха»
- 2010 — «Дворик»
- 2013 — «Земский доктор. Возвращение»
- 2013, 2014 — «Паутина»
- 2015 — «Лондонград. Знай наших!»
- 2020 — «Тень дракона»
- 2021 — «Батя»
Интересные факты
- Знаменитую сцену свидания Штирлица с женой снимали для каждого актера отдельно. Правда, когда Шашкова начала отыгрывать, на съемочную площадку пришел Тихонов и помог молодой артистке присутствием, хоть и не работал в кадре. Когда же наступила очередь самого Вячеслава Васильевича, тот также захотел, чтобы Элеонора находилась рядом, и за артисткой послали машину.
- Шашкова сильно страдала от зрительской неприязни после роли Стеши в фильме «Тени исчезают в полдень». Ее героиню открыто называли стервой, что пугало молодую исполнительницу. Однако взрослые коллеги успокаивали Элеонору, говоря, что та сыграла очень хорошо, раз вызвала у публики такую реакцию. Артистке посоветовали воспринимать подобные высказывания как комплимент.