Биография
В современном мире, пытающемся освободиться от рамок, по-прежнему существуют понятия «мужской кинематограф» и «женский кинематограф». Речь идет не о жанрах или стереотипах, что одним больше нравятся боевики, а другим — мелодрамы. А о режиссерском опыте. Если придерживаться этих понятий, то можно сказать, что ярчайшей представительницей «женского кинематографа» в России сейчас является Ксения Зуева. Она снимает очень личные и, безусловно, тяжелые фильмы, которые высоко оцениваются на «Кинотавре».
Детство и юность
Ксения Ивановна Зуева родилась 10 июня 1990 года в Москве, столице России, в семье инженера и учительницы английского языка. Родители водили ее на различные секции и кружки, но сильнее всего режиссер прикипела к искусству. Она посещала Детскую художественную школу им. В. А. Серова и Детскую музыкально-хоровую школу им. И. И. Радченко.
Со временем творчество стало для Ксении не просто хобби, а смыслом жизни. Она успешно окончила школу-студию при Московском художественном академическом театре (МХАТ), затем — Театральный институт им. Б. Щукина при Государственном академическом театре им. Е. Вахтангова.
Личная жизнь
В 2010-х годах в личной жизни Зуевой появился Эдуард Чекмазов — актер, известный по документальному сериалу «Ищейка». Несмотря на разницу в 20 лет, супруги вполне гармонично выглядели на красных дорожках и творческих встречах. В 2014 году режиссер подарила мужу сына Павла.
По причинам, известным только близким к семье людям, в 2017 году Ксения и Эдуард Чекмазов подали на развод. Процесс завершился быстро. С тех пор режиссеру приписывали романы со многими людьми искусства. Например, с Андреем Звягинцевым, который снял нашумевшие фильмы «Левиафан» (2014) и «Нелюбовь» (2017), или актером Павлом Табаковым.
Сейчас у Зуевой нет отношений, насколько об этом позволяют судить инстаграм-аккаунт и новости в интернете.
Фильмы
В середине своего обучения Ксения поняла, что неосознанно подошла к выбору профессии и что видит себя не актрисой, а режиссером. Поэтому после Театрального института им. Б. Щукина она поступила на Высшие курсы сценаристов и режиссеров им. Г. Н. Данелии. Здесь Ксения Зуева снимала трогательные короткометражки, в том числе нашумевшую историю о девочке и ее больной матери «Геля» (2015).
Фильмография режиссера, созданная в студенческие годы, кишит личными переживаниями и болью. Сохранилась эта тенденция и в первом ее полнометражном фильме «Близкие» (2017).
За сочинение сценария к этому фильму Зуева взялась еще в 2012 году. Многократно и мучительно исправленная история сформировалась только в 2015 году. Режиссер просила финансирования у Министерства культуры РФ, но безуспешно. От краха так и не начавшейся карьеры фильммейкера ее спасла независимый продюсер Екатерина Михайлова.
«Близкие» — это длинная цепочка семейных (и не только) связей, где никто никого не уважает и не ценит. Муж и жена опротивели друг другу, поэтому он завел любовницу, а она срывается на дочери-подростке. Девочка, в свою очередь, так закомплексована в себе, что радуется любому вниманию. Ее младший брат — школьный изгой, его лучший друг — бабушка. И именно с бабушки начинается история: однажды, устав от постоянных перепалок дома, она без вести пропадает.
Фильм «Близкие» дебютировал на «Кинотавре», а на большие экраны так и не вышел — слишком специфическая история, которую многие зрители расценят как «чернуху». А Ксения Зуева не видит в своем творчестве ничего грязного или неприятного.
«Это жизнь», - коротко объясняет она.
Дебют заслужил высокие оценки «Кинотавра», премию «Аванс» от The Hollywood Reporter, награды фестивалей «Амурская осень», «Отцы и дети», «Восемь женщин» и «Дубль два». Воодушевленная успехом, Ксения Зуева взялась за следующую работу. На сей раз она погрязла в проблемах общества еще глубже — и вновь преуспела.
Ксения Зуева сейчас
На «Кинотавре» 2020 года состоялась премьера 2-го фильма Ксении Зуевой «Вмешательство». Он наполнен всей токсичностью, с которой можно столкнуться в современном мире.
В центре сюжета — провинциальная девушка Маша (в исполнении Анны Чиповской), чья жизнь больше похожа на кошмарный сон. Она работает танцовщицей в ночном клубе, чтобы прокормить отца-алкоголика, бабушку и младшего брата. Героиня растрачивает свое здоровье на близких, а близким до нее нет никакого дела. Их не вытаскивает из сомнамбулического состояния даже то, что Маша кашляет кровью.
Не дает необходимого тепла Маше и ее молодой человек Гоша (в исполнении Павла Попова). Он агрессивен, часто проявляет по отношению к возлюбленной психологическое и физическое насилие. А девушка воспринимает крики и кулаки Гоши как проявление силы, поэтому неосознанно ищет в нем спасения от жестокости окружающего мира.
Однажды на выступлении Маша падает без чувств и оказывается на операционном столе. Здесь она знакомится с по-настоящему хорошим мужчиной — кардиохирургом Матвеем Сергеевичем (в исполнении Андриса Кейшса). У них большая разница в возрасте, и доктор — уже семейный человек. Но между ними возникает та самая чистая и непорочная любовь, которую так долго искала Маша. Однако и эти отношения ничем хорошим не заканчиваются.
В интервью после премьеры на «Кинотавре» Зуева рассказала, что все ее картины личные, ведь пишутся от сердца. Она отметила:
«"Вмешательство" — это отражение состояния моей души на протяжении длительного периода жизни».
Но о чем конкретно говорила режиссер — о токсичных отношениях или о любви к человеку вдвое старше, — остается загадкой.
Ксения хотела сама исполнить главную роль в картине «Вмешательство», но однажды на вечеринке встретила Анну Чиповскую. Девушки сошлись и характерами, и мировосприятием. Некоторые диалоги в фильме они исправляли вместе, добавляли сцены, а от каких-то избавлялись.
В 2020 году состоялась премьера еще одного проекта Зуевой — короткометражки «Ребенок». Главные роли в нем исполнили Эдуард и Павел Чекмазов, а также Нина Гусева. Фильм повествует о женщине, которая в одиночку воспитывает сына. Она разрывается между потребностью жить для себя, любовью к бросившему ее мужу и ответственностью за ребенка. Возможно, это фрагмент из биографии самой Ксении.
Фильмография
Актриса:
- 2012-2013 - «Анечка»
- 2014 — «14 шагов»
- 2016 — «Стробоскоп»
- 2016 — «В ожидании Шарлотты Корде»
- 2020 — «Конференция»
- 2020 — «Хандра»
Режиссер:
- 2015 — «Геля»
- 2017 — «Близкие»
- 2018 — «Мерцание»
- 2019 — «Павловская больница»
- 2020 — «Вмешательство»
- 2018 — «Ребенок»
Интересные факты
- Прежде чем стать режиссером, Зуева служила в Московском государственном театре «Ленком Марка Захарова» и «Другом театре».
- Режиссер не считает правильным разделять кинематограф на «мужской» и «женский». Съемки — это творческий процесс, «там нет ничего такого, что может делать сугубо мужчина, но не может делать женщина». Любимым фильммейкером Ксении является Андреа Арнольд, которая весьма уважаема в Великобритании.
- На премьере фильма «Вмешательство» на «Кинотавре» Ксения Зуева неоднократно слышала комментарии о ее внешней схожести с Анной Чиповской. На некоторых фотографиях это действительно бросается в глаза.
- Изначально Зуева хотела назвать свой фильм «Близкие» по-другому — «Я и мои друзья». Но так как проблематика выходит за рамки одной семьи, режиссер остановилась на более абстрактом слове.
- Если бы Ксения не преуспела на режиссерском поприще, она могла бы стать моделью. Ее рост составляет 179 см, а вес — около 60 кг. Дополняет женщине баллов и притягательное лицо с темными манящими глазами.