Биография
Кэрол Ломбард, за годы творческой карьеры воплотившей на экранах много ярких ролей, критики считали выдающейся актрисой. Ослепительная красота и неординарный артистический талант кинодивы заставляли сотни тысяч зрителей не отводить глаз от экранов. О голубоглазой красотке говорила многомиллионная общественность и все мировые СМИ, и мало кто мог в то время сравниться с ее уровнем популярности.
Детство и юность
Джейн Элис Питерс, которая позже взяла псевдоним Кэрол Ломбард, появилась на свет в Форт-Уэйне, втором по величине городе штата Индиана, США. Дата рождения будущей номинантки на «Оскар» — 6 октября 1908 года. Родители, Кристиан Питерс и Элизабет Джейн Найт, жили в комфорте и достатке и не воспитывали в детях привычки к тяжкому труду.
Девочка была младшим ребенком в семье, росла в компании братьев Фредерика Чарльза и Джона Стюарта. Отношения между их родителями не сложились, они разъехались, не оформляя развода. В октябре 1914-го мать забрала детей и отправилась в Лос-Анджелес, поселившись недалеко от Венецианского бульвара. Отец не оставил семью без средств и всегда финансово поддерживал ее.
Еще в юности, до поступления в среднюю школу, Кэрол увлекалась искусством, в театрах Бродвея она посмотрела десятки захватывающих спектаклей. Фильмы с участием актеров, живших неподалеку, тоже рождали у нее бурю эмоций и неподдельный интерес.
Еще одним хобби Кэрол Ломбард оказался спорт. В средней школе Вирджила она занималась теннисом, волейболом, плаванием и даже завоевывала трофеи за достижения в легкой атлетике.
В 12-летнем возрасте за игрой с друзьями ее заметил режиссер и кинопродюсер Аллан Двон. Впоследствии кинематографист вспоминал, как увидел «маленького симпатичного сорванца, который легко обводил других детей, играя в бейсбол лучше, чем они». Двону для его новой киноработы на тот момент был необходим именно такой типаж исполнительницы.
После беседы с режиссером Ломбард, заручившись поддержкой матери, согласилась примерить образ экранной сестры Монти Блу и дебютировала в 1921-м в немом кино. Работа в «Идеальном преступлении» показала, что наделенная артистическим даром девочка в скором времени превратится в настоящую звезду.
После премьеры в семье решили сделать из Кэрол профессионала, родные водили ее на пробы в поисках главных ролей. Но поначалу попытки были безуспешными.
В подростковом возрасте ученица считалась первой красавицей школы, на первомайском карнавале она была королевой весны. Там на юную блондинку обратил внимание сотрудник Чарли Чаплина и пригласил на кастинг его картины «Золотая лихорадка». Ломбард не получила роль, но после этого в узких голливудских кругах о ней заговорили как о талантливой начинающей артистке.
Позднее Кэрол заинтересовалась кинокомпания Vitagraph, которая изъявила желание подписать с ней контракт. К сожалению или к счастью, этого не произошло. В 16-летнем возрасте исполнительница попала под крыло Fox Film Corporation. По словам биографа Ларри Суинделла, красота девушки убедила Уинфилда Шихэна, главу студии, подписать с ней соглашение на $ 75 в неделю.
Кэрол Ломбард бросила учебу, чтобы начать новую жизнь. Правда, изначально большинство появлений артистки в проектах Fox были эпизодическими ролями в малобюджетных вестернах. Сама артистка оставалась недовольна подобным раскладом:
«Все, что мне нужно было делать, — это мило улыбаться герою и кричать от ужаса, когда он сражался со злодеем».
Фильмы с Кэрол Ломбард
Главные роли пришли к Кэрол в середине 1920-х, она сыграла в киноленте под названием «Брак в пути». Кинокритики отозвались о ней как об актрисе, которая продемонстрировала «хорошее самообладание и немалое очарование». Несмотря на это, боссы студии не рискнули поставить на талантливую исполнительницу и не стали продлевать однолетний контракт.
Со временем актриса присоединилась к труппе продюсера Мака Сеннета. В 1929-м она снялась в драме «Высокое напряжение» режиссера Ховарда Хиггина, ставшей первой звуковой киноработой в ее фильмографии.
В том же году Кэрол Ломбард взаимодействовала с Робертом Армстронгом в комедии «Большие новости». Затем актриса вновь оказалась с ним на одной площадке, на этот раз в криминальной картине «Рэкетир». После премьеры на страницах журнала Film Daily написали, что она «показала свою лучшую работу на сегодняшний день».
В начале 30-х голубоглазая блондинка примкнула к Paramount Pictures на более выгодных условиях. Изначально ей выплачивали $ 350 в неделю, а со временем гонорар возрос до $ 3,5 тыс. Вскоре артистку увидели в ромкоме «Без царя в голове», который стал первым полнометражным фильмом для будущей голливудской звезды Мириам Хопкинс.
Затем Ломбард позвал в свой проект Говард Хоукс, который приходился ей троюродным братом. Актриса сыграла центральную героиню в комедии «Двадцатый век». Творение Хоукса, созданное по мотивам одноименной пьесы Чарльза Макартура и Бена Хекта, оказалось переломным в творческой биографии его сестры.
В 1936-м исполнительница блистала в образе Кей Колби в мелодраме «Любовь перед завтраком», снятой на основе романа Фейт Болдуин «Ужин старой девы». Компанию на съемочной площадке ей составили Престон Фостер и Сизар Ромеро.
Параллельно компания Universal Studios утвердила артистку на роль Айрин Буллок в комедии «Мой слуга Годфри». Лента заслужила признание профессиональных обозревателей, в частности жюри премии «Оскар». Она была номинирована в шести категориях, в том числе за лучшую женскую роль Кэрол Ломбард.
К следующему году Кэрол стала самой высокооплачиваемой актрисой после сделки, заключенной ее агентом Майроном Селзником с Paramount, которая принесла исполнительнице $ 450 тыс. По некоторым оценкам, эта сумма в пять раз превышала официальную годовую зарплату президента США Франклина Рузвельта.
В дальнейшем актриса отказалась от комедийного жанра и вернулась к драматическим ролям. Она появилась в постановке Дэвида О. Селзника «Созданы друг для друга». К сожалению, съемки проекта обернулись трагедией для Эдмунда Феллеги: специалист по спецэффектам погиб, упав с подиума во время выпуска воздушных шаров для сцены новогодней вечеринки.
Кэрол Ломбард не теряла надежды получить заветный «Оскар», а потому тщательно выбирала следующий проект из нескольких возможных вариантов. В итоге артистка пополнила каст ленты режиссера Джорджа Стивенса «Бдение в ночи». Несмотря на старания и похвалу критиков, актриса не удостоилась даже номинации от Американской академии кинематографических искусств.
В 1941-м исполнительница впервые за три года вернулась к юмористическому жанру, снявшись в фильме «Мистер и миссис Смит» с Робертом Монтгомери. Примечательно, что в фильмографии именитого мастера Альфреда Хичкока лента оказалась единственной «сумасбродной комедией». По информации портала IMDb, именно Кэрол уговорила режиссераа на этот эксперимент.
В следующем году актриса поработала на площадке антивоенного кинополотна «Быть или не быть» вместе с Джеком Бенни и Робертом Стэком. В 1943-м творение постановщика Эрнста Любича выдвинули на «Оскар» в категории «Лучший саундтрек для драматических или комедийных картин», но награды не получило.
Для голливудской звезды этот проект стал последним ее яркой кинокарьере.
Личная жизнь
Вместе с успехом на экране в личной жизни актрисы появились мужчины, от поклонников не было отбоя. Кэрол периодически посещала шумные барные вечеринки и была широко известна в аристократических кругах.
На киностудии Paramount Кэрол Ломбард встретила импозантного американца — Уильям Пауэлл был кумиром сотен тысяч женщин. Коллеги по творческому цеху искренне полюбили друг друга и сыграли пышную свадьбу.
В молодости голубоглазую блондинку не смущала разница в возрасте и натуре, она считала идеальной связь с мужчиной старше себя. В обществе артистка старалась представить замужество в лучшем свете, в то время как бульварная пресса искала грязное белье.
Спустя пару лет чувства остыли, и несовместимость всплыла на поверхность: Ломбард ценила свободу, а Пауэлл — брак и семью. О разводе знаменитостей писали в американских газетах, комментарии появились в полномасштабных интервью. Несмотря на разрыв, бывшие муж и жена сохранили дружбу на протяжении долгих лет.
В середине 30-х Кэрол встречалась с тенором Рассом Коламбо, но мимолетные свидания к серьезным последствиям не привели. Звездная дива мечтала о настоящем романе.
Кларк Гейбл
Мечта актрисы осуществилась на голливудской вечеринке, и Кларк Гейбл, исполнитель роли Ретта Батлера из «Унесенных ветром», пал к ее изящным ногам. Ломбард созрела для нового брака с нежным и заботливым избранником.
В марте 1939-го Гейбл стал законным мужем Кэрол Ломбард, супруги купили ранчо в Энсино, среди живописных рек и лесов. О популярной американской паре писали лос-анджелесские газеты и шептались в кулуарах элитарных кругов.
Вскоре после брака Ломбард хотела завести ребенка, но попытки не увенчались успехом. После двух выкидышей актриса больше не могла иметь детей, несмотря на многочисленные обращения к специалистам.
Смерть
После атаки на Перл-Харбор Штаты ответили японцам и вступили во Вторую мировую войну. Агитационные бригады с участием популярных артистов в конце 1941-го наводнили Америку.
Кэрол вместе с матерью отправилась тур по Индиане по сбору денег на военные нужды. За неполный день, распространяя облигации, она собрала свыше $ 2 млн. Изначально планировалось, что родственницы вернутся в Лос-Анджелес поездом, но артистка хотела добраться до дома быстрее. Родительница пыталась отговорить дочь от полета на самолете, но та настояла на своем.
16 января 1942 года по пути в Калифорнию судно Douglas DST, в котором артистка и ее мать летели с солдатами, попало в авиакатастрофу в горах в штате Невада. Крушение стало причиной смерти 22 человек, находившихся на борту. Новость о гибели Кэрол Ломбард шокировала коллег и поклонников.
Знаменитость похоронили 21 января на кладбище в мемориальном парке Форест-Лаун в Калифорнии, на его территории в тот день собрались десятки людей. Фото номинантки на «Оскар» украсило обложки журналов, о трагической новости писали в сотнях газетных статей.
Память
Памяти кинодивы посвящены десятки документальных фильмов и телевизионных программ, причем не только на американском ТВ. Так, российский телеведущий Константин Карасик поведал зрителям о жизни и творчестве исполнительницы в 62-м выпуске передачи «Легенды мирового кино» (2013).
О яркой карьере актрисы написаны книги. Среди них стоит выделить работу Роберта Матсена Fireball: Carole Lombard and the Mystery of Flight 3. Кроме того, на «Аллее славы» в Голливуде за вклад и развитие киноиндустрии Ломбард установили именную звезду.
Фильмография
- 1925 — «Брак в пути»
- 1931 — «Реклама себя окупает»
- 1934 — «Болеро»
- 1934 — «Весёлая невеста»
- 1936 — «Мой слуга Годфри»
- 1937 — «Взлёты и падения»
- 1937 — «Ничего святого»
- 1937 — «Чистосердечное признание»
- 1938 — «Скандал дураков»
- 1939 — «Созданы друг для друга»
- 1939 — «Лишь на словах»
- 1940 — «Ночное дежурство»
- 1940 — «Они знали, что хотели»
- 1941 — «Мистер и миссис Смит»
- 1942 — «Быть или не быть»
Интересные факты
- Российские поклонники отмечали, что голливудская дива была похожа на Любовь Орлову в молодости.
- В начале 1938-го Ломбард официально примкнула к вере бахаи, возникшей в Иране еще в XIX веке.
- В 1999-м Американский институт киноискусства поставил Кэрол на 23-ю строчку в списке величайших американских женщин-легенд классического голливудского кино.