Биография
Одной из ярких российских балерин XXI века считается Анжелина Воронцова. В ней органично сочетаются природная грация, женственность, хрупкость и в то же время сила и мощь. Каждое новое выступление артистки становится громким событием в мире балета — поклонники раскупают билеты за несколько месяцев до спектаклей и приезжают посмотреть на любимицу, преодолевая тысячи километров. Сама исполнительница головокружительных фуэте продолжает радовать публику мастерством и актерской игрой.
Детство и юность
Будущая балерина родилась 17 декабря 1991 года в Воронеже. Родители будущей звезды балетной сцены оказались далеки от театра, работали врачами. В пять лет Анжелина, посетив несколько занятий подготовительных курсов при Воронежском хореографическом училище, сочла, что балет — это скучно, и попросила мать Ольгу Леонидовну отдать ее в художественную гимнастику. Девочка достигла больших успехов, уже к 10 годам став кандидатом в мастера спорта. Параллельно с этим Воронцова училась в воронежской гимназии № 4 на одни пятерки.
В 12 лет Анжелина ушла из художественной гимнастики: график тренировок и соревнований стало все труднее совмещать с учебой. По совету хореографа Валерия Гончарова школьница поступила в то самое училище, от учебы в котором отказалась в раннем детстве.
Хотя балетную карьеру Воронцова начала поздно, педагоги воронежского училища помогли танцовщице раскрыть талант. Среди наставниц Анжелины в кузнице хореографических кадров Черноземья были Марина Леонькина, Татьяна Фролова и ученица Агриппины Вагановой Набиля Валитова.
Балет
Уже в 15 лет Воронцова добилась успеха, получив первую премию на конкурсе «Хрустальная туфелька» в Харькове. На конкурс «Арабеск» в Перми Анжелина полетела за счет средств Татьяны Фроловой. Татьяна Александровна одолжила ученице и свою концертную пачку.
В Перми уроженка Воронежа не только стала лауреатом, но и произвела фурор, покорив сердца членов жюри — Владимира Васильева и Екатерины Максимовой, которая порекомендовала конкурсантку Николаю Цискаридзе. В 2008 году Воронцова перевелась на третий курс Московской академии хореографии.
В программе «Исповедь роковой балерины», вышедшей в мае 2013 года на НТВ, утверждалось: Николай Максимович звал Анжелину в Москву, но забрал воронежскую студентку в российскую столицу тогдашний художественный руководитель Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко Сергей Филин.
Именно там Воронцова в нарушение трудового законодательства танцевала главные партии еще до окончания учебы в академии. В Москве девушка жила не в интернате, а в съемной квартире. Чтобы избежать конфликта с законом, студентку оформили специалистом 17-го разряда.
После окончания академии Анжелину приняли в труппу Большого театра. Ее педагогом-репетитором и одновременно первым партнером на главной сцене России стал Цискаридзе. В 2009 году балерина дебютировала в премьерном спектакле «Заклятие рода Эшеров» на музыку, написанную американским меценатом Гордоном Гетти. В последний день 2009-го девушка воплотила образ Мари в «Щелкунчике», главную партию в балете исполнил Николай Максимович.
В 2011 году худруком Большого театра стал Сергей Филин, затаивший на Воронцову обиду за то, что балерина не осталась в труппе Московского музыкального театра. Артистку стали лишать ведущих партий, выдвигая абсурдные претензии к росту и весу. Даже заступничество Цискаридзе не помогало.
В 2013 году Анжелину пригласили участвовать в спектакле «Пламя Парижа» Михайловского театра, расположенного на площади Искусств в Санкт-Петербурге. Танцовщица, практически лишенная ролей в Москве, попросила у руководства отпуск продолжительностью два месяца. Когда ей отказали, она ушла из Большого театра. Зрители, рукоплескавшие гавоту Люлли в исполнении Воронцовой и Дениса Родькина, приняли выбор ученицы Цискаридзе.
В городе на Неве Анжелина стала примой-балериной. На ее счету ведущие партии в балетах «Жизель», «Спящая красавица», «Ромео и Джульетта». Выступала артистка и на других сценах. Так, в марте 2021 года прима-балерина Михайловского театра впервые в творческой биографии станцевала партию Эгины в спектакле «Спартак» (музыка Арама Хачатуряна, хореография Юрия Григоровича) в Новосибирском академическом театре оперы и балета.
В 2022-м поклонники вновь увидели артистку в полюбившихся балетах. Новый сезон в Михайловском она открыла «Ромео и Джульеттой», а продолжила одним из знаковых спектаклей театра — «Тщетной предосторожностью», ведь в нем в роли Симоны, матери главной героини Лизы (в исполнении Воронцовой), неизменно появляется Николай Цискаридзе.
Премьерным для Анжелины стал спектакль «Дон Кихот. Идальго из Ла-Манчи». В качестве постановщика в этот раз выступил испанский танцовщик и хореограф Начо Дуато, который сумел мастерски передать атмосферу произведения своего именитого соотечественника Мигеля де Сервантеса. Декорации, созданные для балета, стали оммажем к творениям испанца Хулио Ромеро де Торреса, а в костюмах, сшитых для Анжелины и других артистов спектакля, мастера отдали дань испанской моде XVI века.
Личная жизнь
Личная жизнь Воронцовой неразрывно связана с творчеством и театрами, в которых служит балерина. СМИ неоднократно приписывали Анжелине роман с Николаем Цискаридзе. Но мэтр во всех интервью называет танцовщицу «своим ребенком», а она, в свою очередь, именует наставника «балетным папой».
Первой любовью и гражданским мужем Анжелины был артист Большого театра Павел Дмитриченко. В конце 2013 года его признали виновным в организации покушения на Филина. Знакомый Павла Юрий Заруцкий 17 января 2013-го плеснул в лицо Сергею Юрьевичу электролит, что привело к ожогам и почти полной слепоте худрука Большого театра. Дмитриченко приговорили к шести годам заключения. После трех лет отсидки он вышел по УДО, но на балетной карьере был поставлен крест.
В сентябре 2015 года Анжелина сыграла свадьбу с дирижером Михаилом Татарниковым, тогда руководившим Михайловским театром. Через два с половиной года брак балерины и музыканта завершился разводом. Занято ли сейчас сердце танцовщицы — неизвестно. В инстаграм-аккаунте (соцсеть запрещена в РФ, она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской) Воронцова размещает в основном фото и видео, связанные с работой. Появляются и снимки с отдыха, но на них артистка запечатлена одна.
Анжелина Воронцова сейчас
В 2023-м балерина продолжила работу в Михайловском театре. Уже первый месяц года оказался для нее насыщен постановками. В частности, Анжелина вновь появилась в спектакле «Жизель», до этого не выступая в нем три года. В феврале танцовщица заблистала перед публикой в «Спящей красавице», воплотив на сцене нежный образ принцессы Авроры.
В том же месяце Анжелина сдала экзамен по преддипломной практике, в котором она продемонстрировала педагогические навыки, проводя урок для учениц первого курса хореографического училища. Фото и видео с этого мероприятия появились в инстаграм-аккаунте знаменитости. В апреле Воронцова вместе с другими участниками труппы Михайловского отправилась на гастроли в Минск.
Партии
- «Жизель, или Вилисы»
- «Лебединое озеро»
- «Баядерка»
- «Дон Кихот»
- «Корсар»
- «Привал кавалерии»
- «Лауренсия»
- «Пламя Парижа»
- «Класс-концерт»
- «Тщетная предосторожность»
- «Спящая красавица»
- «Щелкунчик»
- «Ромео и Джульетта»
- «Прелюдия»
- «Белая тьма»
Награды
- 2006 — Стипендиат Фонда Галины Улановой
- 2007 — Лауреат I премии юношеского Международного конкурса «Хрустальная туфелька»
- 2008 — Лауреат I премии Международного конкурса «Арабеск»
- 2009 — Золотая медаль и I премия XI Московского международного конкурса артистов балета и хореографов
- 2009 — Премия Союза театральных деятелей РФ «Экзерсис»
- 2009 — Молодёжный грант премии «Триумф»
Интересные факты
- Однофамилица балерины Анна Артемьевна Воронцова, жившая в конце XVIII — первой половине XIX веков, запечатлена на портретах кисти Федора Рокотова, Дмитрия Левицкого и Владимира Боровиковского.
- То же Воронежское хореографическое училище, что и Анжелина, окончила «русская Одри Хепберн» Галина Беляева, прославившаяся после главной роли в картине «Мой ласковый и нежный зверь».