Биография
Галина Беляева из той категории людей, которые ничего не хотят менять. Главным достижением в жизни актриса считает четырех детей, а жалеет только об одном — что не родила еще одного. Каждый раз она уходила в максимально долгий декретный отпуск и не переживала, что режиссеры о ней забудут. Светская жизнь ей неинтересна — на таких мероприятиях много лицемерия, неискренности, считает Беляева, которая боится зависти.
Детство и юность
Галина Беляева, стремительно ворвавшаяся в советский кинематограф в конце 70-х годов, изначально не планировала быть актрисой. Она родилась в Иркутске в семье коренных сибиряков, посвятивших жизнь тяжелому труду рабочих. Почти сразу после рождения девочки родители развелись, и мама Галина Ивановна, забрав ребенка, уехала в Ставропольский край на молодежную стройку. Дочь она воспитывала в одиночку.
В Невинномысске, где поселилась семья, Галина стала ходить в школу, а также занялась балетом в студии при Дворце культуры химиков. Стать балериной — вот главная мечта Беляевой в молодости. Для ее осуществления девочка в 13 лет уехала в Воронежское хореографическое училище, окончив которое получила специальность «артистка балета и ансамбля народного танца».
Судьба складывалась так, как хотела Галя, но вмешался случай. Старшекурсницей она познакомилась с миром кино и успешно дебютировала на большом экране. После выпуска Беляева не продолжала балетную карьеру, а поступила в Театральное училище имени Бориса Щукина. В 1983 году, сразу после окончания «Щуки», актрису приняли в труппу Московского академического театра имени Владимира Маяковского. Ему она верна и сейчас.
Фильмы с Галиной Беляевой
16-летнюю студентку хореографического училища заметил ассистент режиссера Эмиля Лотяну, который к тому моменту полгода не мог найти исполнительницу роли Оленьки Скворцовой в мелодраме «Мой ласковый и нежный зверь» (1978). Непрофессиональной актрисе пришлось сотрудничать с гигантами сцены Олегом Янковским и Леонидом Марковым, которые к тому моменту были уже в большом почете у зрителя. Картина участвовала в конкурсной программе Каннского МКФ, и исполнительницу главной роли назвали советской Одри Хепберн, что стало лестным комплиментом.
Лотяну был вовсе не единственным режиссером, обратившим внимание на талантливую юную актрису. Уже в следующем году на экраны вышла спортивная мелодраме «Все решает мгновение». Сюжет затронул актуальную для того времени тему побед советских спортсменов на прошедшем в 1977-м в Швеции чемпионате Европы по водным видам спорта. Вместе с Беляевой снялись набирающий популярность Александр Абдулов и уже состоявшаяся звезда Наталья Фатеева. Фильм с успехом прошел в кинопрокате и проехал по союзным фестивалям, где был обласкан спорткомитетами и получил приз Федерации плавания СССР.
Еще одним кинохитом в фильмографии юной Беляевой стал музыкальный телефильм «Ах, водевиль, водевиль…». После успеха картины «Д’Артаньян и три мушкетера» режиссеру Георгию Юнгвальд-Хилькевичу дали карт-бланш на съемки еще одной музыкальной комедии, и он выбрал водевиль. Примечательно, что сценарий на «Мосфильме» был принят с первого варианта и без правок запущен в работу.
Галину режиссер пригласил в актерский состав, увидев в мелодраме «Мой ласковый и нежный зверь», — до этого полгода проб, в которых поучаствовали почти все звезды тех лет, были безрезультатны. Но без помощи Лотяну эта роль бы не состоялась: к тому времени Галина поступила в Щукинское училище, где студентам запрещали сниматься. Также на съемочной площадке присутствовал муж Беляевой, Лотяну. Сопровождая беременную к тому времени супругу, он не вмешивался в процесс, но, по мнению съемочной группы, ежевечерне давал юной актрисе мастер-классы, поскольку качество ее игры росло. По мнению критиков, Беляева стала украшением ленты.
Очередной взлет популярности артистки случился после выхода биографической ленты о русской балерине «Анна Павлова» (1983). Над совместным проектом работали кинематографисты из СССР, Англии, ГДР, Кубы и Франции, режиссером выступил Эмиль Лотяну, а продюсером — англичанин Майкл Пауэлл. Примечательно, что Пауэлл пригласил сняться в эпизоде своего друга Мартина Скорсезе, который гостил в Москве.
Фильм о жизни великой Анны Павловой, которую хорошо знали и любили на Западе, должен был стать международным культурным событием — на это очень рассчитывало советское киноруководство. Лотяну, годами вынашивавший этот проект, настоял на кандидатуре своей жены на главную роль — у нее уже имелись заметные работы и немаловажным фактором была хореографическая подготовка. Правда, на съемках за Галину танцевала артистка Ленинградского театра оперы и балета Валентина Ганибалова. Сама Беляева исполнила только несколько номеров, и это стало ошибкой — знаменитый павловский «Умирающий лебедь» и для профессиональной балерины был сложным, не говоря уже о выпускницы отделения народного танца.
Беляева очень хотела сыграть знаменитую балерину, чуть ли не круглосуточно просматривала спектакли с ее участием, летала в Лондон, где последние годы жила Павлова, чтобы узнать мельчайшие подробности ее жизни. Но уже на съемках стало понятно, что актриса не вытягивает роль. Не выдерживали профессиональной критики и балетные па в исполнении Сергея Шакурова. По некоторым источникам, именитые советские артисты балета испытывали позор при просмотре картины, о чем написали гневное письмо в высокие инстанции.
Картину в СССР приняли очень тепло и даже номинировали на Госпремию СССР, но за рубежом она прошла незамеченной. Это стало крахом карьеры Эмиля Лотяну в Москве — он был известен нелегким характером, но за талант и успех ему до поры все прощали. Из-за профессиональной неудачи рухнула и семейная жизнь режиссера и актрисы.
Беляева приняла приглашение от создателей байопика «Лев Яшин. Вратарь моей мечты» (2019), вышедшего к 90-летию со дня рождения советского футболиста. Молодого спортсмена сыграл Александр Фокин, в зрелости — Александр Ермаков. Галина Викторовна предстала перед зрителями в образе супруги вратаря Валентины Яшиной в зрелом возрасте. В сценарии, по словам создателей, присутствует и художественный вымысел — сцены, которых в жизни Льва Яшина не было, но они добавляют в сюжет красочности.
Личная жизнь
Фильм «Мой ласковый и нежный зверь» стал знаковым для творческой биографии и личной жизни актрисы. Кинолента открыла для Галины мир кино и принесла встречу с первым супругом, молдавским режиссером Эмилем Лотяну.
Разница в 25 лет не помешала роману актрисы и постановщика. Влюбленные поженились в 1979 году, когда девушке исполнилось 18, и прожили вместе пять лет. В этом браке у Галины родился сын, которого назвали в честь отца Эмилем. Он окончил юридический факультет МГУ.
После развода 1984 году Лотяну, не сказав ничего бывшей жене, забрал сына и уехал на родину, в Молдавию. Галина решила, что ребенка похитили, обезумевшая мать даже обратилась в Комитет советских женщин, чтобы разыскать его. Но помощь оказала бывшая любовница режиссера, актриса Светлана Тома, сообщив, где находится мальчик. Беляева забрала Эмиля у отца.
Второй брак актрисы — с пластическим хирургом Леваном Сакварелидзе — был гражданским. В беседе с ведущим программы «Судьба человека» Борисом Корчевниковым Беляева, не вдаваясь в детали, призналась, что ни за что и не вышла бы замуж за Левана. В 1985 году у пары родился сын Платон, появления которого хотела только мать. Правда, отец согласился дать ребенку свою фамилию.
В 1989 году актриса вновь вышла замуж. Муж Галины, бизнесмен и издатель Сергей Дойченко, на пять лет ее моложе. Познакомилась пара случайно. Брат Сергея написал пьесу, и тот нес сочинение в театр, чтобы показать какому-нибудь режиссеру. А Беляева шла домой с репетиции. И получилось как в песне Максима Леонидова: он «оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она».
У супругов родились двое детей — дочь Анна и сын Маркел. Помимо них и сыновей Галины Викторовны от первых двух браков, в семье жила дочь Сергея Алиса от предыдущих отношений.
Галина Беляева сейчас
Сейчас творческая карьера Беляевой сосредоточена на театральной сцене. Являясь ведущей актрисой Театра им. Владимира Маяковского, Галина Викторовна занята в постановках. В 2023-м ее репертуар составили спектакли «Счастливые дни несчастливого человека», «Семейный альбом», «Женитьба».
Актриса является частой гостьей различных шоу и передач, посвященных кино и культуре. В январе Беляева вместе с Николаем Цискаридзе, Мариной Неёловой, Геннадием Хазановым вошла в число участников программы ОНТ «Русская душа балета».
В июне 2024 года Галина Владимировна стала героиней ток-шоу «Жизнь и судьба», где вспомнила о своем дебюте в ленте «Мой ласковый и нежный зверь», первом поцелуе с Янковским, браке с Лотяну. Актриса не стала говорить о каких-то отрицательных моментах своего замужества, выразив благодарность первому супругу за полученный опыт — как жизненный, так и профессиональный.
Фильмография
- 1978 — «Мой ласковый и нежный зверь»
- 1978 — «Все решает мгновение»
- 1979 — «Ах, водевиль, водевиль…»
- 1980 — «Мнимый больной»
- 1981 — «Куда он денется!»
- 1983 — «Анна Павлова»
- 1986 — «Юность Бемби»
- 1990 — «Бабник»
- 1992 — «Воздушные пираты»
- 2004 — «Они танцевали одну зиму»
- 2007 — «Путешествие»
- 2014 — «Старшая дочь»
- 2018 — «Старушки в бегах»
- 2019 — «Лев Яшин. Вратарь моей мечты»
Интересные факты
- Актриса увлекается рисованием и верховой ездой, занимается загородным домом в Подмосковье и даже окончила курсы экстремального вождения автомобиля. Благодаря жизнелюбию глаза Галины Беляевой по-прежнему не потеряли присущего им блеска, что видно на фото.
- Несмотря на тяжелый развод, Беляева наладила отношения с первым мужем и поддерживала его во время болезни.