Биография
Эмиль Владимирович Лотяну — советский кинорежиссер, сценарист и поэт молдавского происхождения, который оставил значительный след в киноискусстве. По словам коллег-соотечественников, ему удалось буквально спасти кинематограф Молдовы. Свое слово он сказал и на «Мосфильме», встав в один ряд вместе с такими глыбами, творившими в то время, как Сергей Бондарчук, Андрей Тарковский, Леонид Гайдай.
Детство и юность
Эмиль родился 6 ноября 1936 года в деревне Клокушне, которая находится на территории Бессарабии недалеко от границы с Буковиной. Родители мальчика работали педагогами: отец вел занятия по физике, мать преподавала родную речь. У деда по отцовской линии была собственная мельница. Предками Эмиля были румыны, поляки, русские и украинцы. Фамилия отца прежде звучала как Лотоцкий, позднее была переделана в Лотяну.
Школу Эмиль заканчивал в Бухаресте, там же начал писать стихи. Первый сборник юного поэта вышел в 1949 году и назывался «Современник». В Румынии юноша пристрастился к кинематографу, большое впечатление на Эмиля произвела американская приключенческая картина «Дилижанс». В 12-летнем возрасте парень потерял отца. В 1953 году Эмиль решился на переезд в Москву, где сразу же поступил на актерский факультет Школы-студии МХАТ на курс Василия Топоркова. В молодости начал работать в театре имени Александра Пушкина.
В 1955 году молодой человек перевелся на режиссерский факультет ВГИКа. Мастерами курса, на котором учился Эмиль, были Григорий Рошаль и Юрий Геника. На вступительных экзаменах в институт кинематографии Лотяну вытянул билет с вопросом о фильме «Дилижанс», что посчитал знаком судьбы.
Фильмы
После окончания ВГИКа Лотяну вернулся в Молдавскую ССР и приступил к работе над военным фильмом о борьбе красных революционеров «Ждите нас на рассвете». Для съемок режиссер пригласил интернациональную актерскую команду, в которую вошли Илие Гуцу, Валерий Панарин, Ион Шкуря, Думитру Карачобану.
В 1966 году на экраны советских кинотеатров вышла вторая картина молодого режиссера «Красные поляны». Любовная мелодрама развернулась на угодьях одного из молдавских колхозов, во время путешествия пастухов к прибрежной части Днестра. Эмиль долго искал претендентку на главную роль красавицы Иоанны и однажды встретил ее на одной из троллейбусных остановок.
Девушку звали Светлана Тома (настоящая фамилия Фомичева), она только поступила на юридический факультет университета. После долгой беседы с родителями начинающей актрисы Лотяну увез Светлану в Карпаты на съемки. Через год работа Эмиля Владимировича была отмечена несколькими премиями советских республик.
В конце 60-х Лотяну начал работу над сценарием к новому фильму «Лаутары» о жизни, творчестве и любви бродячих молдавских музыкантов. Впервые в этой картине Эмиль привлек к сотворчеству соотечественника — композитора Евгения Догу. В 1971 году кинолента вышла на экраны, после чего получила ряд наград в Сан-Себастьяне, Сорренто, Неаполе и Орвието.
Главную женскую роль в фильме вновь сыграла Светлана Тома. Режиссер не щадил на съемочной площадке никого, даже свою музу. Так, для того, чтобы достичь определенной походки, постановщик заставлял Светлану привязывать на ноги 20-килограммовый груз, благодаря которому достигалась особая грация. А во время скачки на фаэтоне актриса едва не погибла из-за внезапно оторвавшегося колеса. Выжила она благодаря сноровке партнера, который сбросил ее с повозки.
В 1973 году Эмиля Лотяну пригласили на «Мосфильм», и режиссер переехал в Москву, где приступил к работе над новой картиной «Табор уходит в небо». Вновь постановщик обратился к излюбленной народной теме. На этот раз в качестве основы сюжета Лотяну использовал раннее творчество Максима Горького, рассказ «Макар Чудра».
В фильме история о любви и ревности тесно переплетена с нравами бродячих цыган, живших в Бессарабии в конце XIX столетия. Работа на площадке велась напряженная, все члены команды вставали раньше 5 часов утра. Днем, во время наступления тяжелой жары, работать было особенно тяжело, а режиссер к тому же выражал недовольство игрой актеров.
Музыку вновь написал Евгений Дога. Для того чтобы собрать аутентичный музыкальный материал, композитору вместе с режиссером пришлось объездить весь СССР. И только в Забайкалье Евгений Дога нашел цыганскую семью Бузылевых, сохранившую вокальные традиции прошлого столетия.
Скрупулезность Лотяну касалась и состава массовки. На роли цыган в таборе режиссер искал исполнителей по разным городам Союза. Усилия постановщика оправдались: в 1976 году фильм стал лидером советского кинопроката, собрав в кинозалах 65 млн зрителей. Премии достались Эмилю Лотяну на фестивалях в Сан-Себастьяне, Белграде и Праге.
Вдохновленный успехом и новыми творческими идеями, Лотяну приступил к экранизации чеховской повести «Драма на охоте», в которой сыграла начинающая актриса Галина Беляева. Девушку с чертами одновременно трех звезд кинематографа — Одри Хепберн, Татьяны Самойловой и Людмилы Савельевой — искала вся съемочная группа по хореографическим училищам СССР. И только в Воронеже помощница режиссера нашла балерину, отвечавшую внешним параметрам героини.
Студентка Галина Беляева никогда не помышляла о творческой биографии в кино, но получилось иначе. Лотяну вновь взялся лепить из молодой актрисы шедевр. В картине «Мой ласковый и нежный зверь» Галина встала на одну ступеньку со знаменитостями Олегом Янковским, Кириллом Лавровым, Леонидом Марковым. Но больше всего в фильме зрителям запомнилась музыка Евгения Доги, вальс которого стал одним из шедевров симфонической музыки XX века. Картина вошла в число номинантов кинофестиваля в Каннах.
Последней крупной работой в фильмографии Лотяну, снятой на студии «Мосфильм», стала музыкальная драма о судьбе великой балерины «Анна Павлова», которая вышла на экраны в 1983 году. Телеверсия, состоящая из 5 серий, появилась через 3 года. Главную роль исполнила муза режиссера Галина Беляева. Композитор Евгений Дога для создания музыкального сопровождения фильма использовал темы из произведений Камиля Сен-Санса. В 1984 году кинолента Лотяну получила специальный приз в Оксфорде.
Начиная с середины 90-х годов новые сценарии и идеи Лотяну не находили поддержки среди руководителей киностудий. Режиссер получил место преподавателя в Кишиневском институте кинематографии. В 1998 году в Горьковском МХАТе Эмиль Лотяну поставил спектакль по произведениям Антона Чехова «Весь ваш, Антоша Чехонте».
Личная жизнь
Прирожденный художник Эмиль Лотяну нуждался во вдохновении и музе, которая дарила бы силы на создание новых произведений. Поэтому личная жизнь режиссера была тесно связана с творчеством.
Первой гражданской супругой Эмиля стала Светлана Фомичева (Тома), которую Лотяну выбрал для съемок в фильме «Красные поляны». Недолго прожив с режиссером, Светлана ушла от него к молодому актеру Олегу Лачину. После внезапной смерти супруга, оставшись с дочерью на руках, актриса вернулась к постановщику. Их совместная жизнь продлилась еще несколько лет.
Второй раз связать себя серьезными отношениями Лотяну решился после съемок фильма «Мой ласковый и нежный зверь». Избранницей Эмиля стала Галина Беляева, которая вскоре после свадьбы родила сына. В 13-летнем возрасте он сыграл в фильме отца «Скорлупа» главную роль.
Позднее Эмиль Лотяну – младший выучился на юриста в МГУ и на продюсера во ВГИКе. Сейчас Эмиль живет в Лос-Анджелесе, работает адвокатом. После съемок «Анны Павловой» Галина Беляева приняла решение уйти от мужа. Разрыв Лотяну переживал очень остро.
Обе жены были намного младше режиссера: Светлана Тома — на 12 лет, Галина Беляева — на 25. В 2003 году в Словении Лотяну встретил последнюю возлюбленную — Петру Фильчакову, которая оказалась младше него на 50 лет. На этот раз чувства мастера носили платонический характер.
Фото молодой девушки Лотяну постоянно держал при себе. Режиссер собирался снимать новую картину «Яр» с Петрой в главной роли, но уже не успел сделать ничего, кроме создания одного дубля.
Смерть
В марте 2003 года Эмиль Лотяну отправился в Болгарию, чтобы выбрать натуру для нового фильма «Яр», который поступил в производство. В аэропорту Софии режиссеру стало плохо, и он впал в коматозное состояние.
Лотяну доставили в Москву, в одну из клинических больниц. Месяц врачи боролись за жизнь режиссера, рядом с постановщиком все это время находилась его бывшая супруга Галина Беляева, их сын и Светлана Тома. 18 апреля 2003 года сердце Лотяну остановилось. Причиной смерти стал рак 4-й степени.
В день похорон присутствовали обе музы маэстро. В один момент Светлана Тома, проронив слезу, посетовала, что режиссер при жизни не видел такой роскоши и множества букетов. Вместе с Галиной они стояли обнявшись у могилы любимого мужчины, который сделал из каждой из них легенду кинематографа.
Фильмография
- 1961 — «Камень, время, песня»
- 1963 — «Ждите нас на рассвете»
- 1966 — «Красные поляны»
- 1968 — «Это мгновение»
- 1971 — «Лаутары»
- 1976 — «Табор уходит в небо»
- 1978 — «Мой ласковый и нежный зверь»
- 1983 — «Анна Павлова»
- 1986 — «Лучафэрул»
- 1993 — «Скорлупа»
Интересные факты
- Лотяну был известен и как поэт и журналист. Евгений Дога сравнивал его с Алексеем Кольцовым и Максимилианом Волошиным.
- В 70-е годы постановщик создал балет «Лучафэрул» о герое молдавской мифологии. Эмиль выступил автором либретто, Дога написал музыку. За балет творческий деятель получил Государственную премию СССР.
- Лотяну стал одним из немногих режиссеров, изначально работавших под фонограмму фильма, — музыка писалась заранее в соответствии со сценарием.