Биография
ВКонтактеЛюдмила Михайловна Савельева — популярная советская актриса 60–70 годов. Она стала мировой знаменитостью благодаря роли Наташи Ростовой в экранизации романа Л. Н. Толстого «Война и мир», первого советского художественного фильма, удостоенного премии «Оскар».
Детство и юность
Наталья появилась на свет в трагичное время — она родилась в январе 1942 года в блокадном Ленинграде в самый разгар голода. И то, что девочка выжила, — настоящее чудо. Немудрено, что раннее детство будущей звезды экрана было тяжелым.
Но война окончилась, и Мила вместе с ленинградцами начала возвращаться в мирную жизнь. Девочка посещала городскую школу. Уже в детские годы Людмилы родные заметили, что она тянется к искусству. Савельева любила читать и проявляла огромный интерес к балету. Мама отвела 11-летнюю дочь в балетную школу и не прогадала. Вскоре ученица начала демонстрировать стремительно возрастающее мастерство. Педагоги высоко оценивали способности юной балерины, называя ее одной из самых перспективных.
После окончания школы Савельева без труда поступила в Ленинградское хореографическое училище, где продолжила совершенствоваться в балете. Сразу же после получения диплома в 1962 году танцовщицу приняли в Мариинский театр (в то время — Театр оперы и балета им. С. М. Кирова). Все шло к тому, что Людмила в скором времени может занять место солистки Мариинки. На этой сцене артистка дебютировала в постановке «Жизель», а потом блеснула в балете «Спящая красавица». Последний спектакль был экранизирован и показан по телевизору.
И тут, как это нередко бывает, вмешался случай, который в корне изменил судьбу юной балерины.
Фильмы
В 1964 году режиссер Сергей Бондарчук приступил к съемкам эпохального полотна «Война и мир». Но подходящей натуры для Наташи Ростовой не было. Пробовались Наталья Фатеева, Анастасия Вертинская и Наталья Кустинская, но режиссер отверг всех. Во время противостояния с Западом для руководства страны было крайне важно, чтобы советская Ростова была не хуже, чем Одри Хепберн в американско-итальянской экранизации 1956 года.
На Людмилу Михайловну обратила внимание помощница режиссера Татьяна Лихачева. Она увидела хрупкую красавицу в балетной постановке «Спящая красавица», которую транслировали по телевизору.
Поначалу Бондарчук отверг и Савельеву. Но, видимо, что-то привлекло постановщика в этой девушке, потому что он согласился послушать претендентку. Загримированная и одетая в Наташу Ростову Людмила Михайловна предстала перед требовательным режиссером. После проб с разными текстами и героями Сергей Федорович утвердил балерину.
Людмила Михайловна была уверена, что работа в кино — только эпизод в жизни. Поэтому танцовщица не бросала балет. Но съемки отбирали столько сил, что вскоре Савельевой пришлось определяться. И неожиданно для самой себя она выбрала кино.
Как начинающей артистке ей платили минимальную ставку, а съемки проходили в Москве. Денег на жизнь Людмиле Михайловне просто не хватало. Только после того как Савельева упала в голодный обморок, исполнительнице главной роли начали оплачивать гостиницу, решился вопрос с зарплатой.
Молодая актриса не ошиблась. «Война и мир» превратила ее в звезду. После выхода фильма на экраны кинематографическая биография Савельевой взмыла на такую высоту, которой большинству артисток не удавалось достичь на протяжении долгой и упорной работы в. Работа над киноэпопеей шла 5 лет.
Зарубежные страны заранее купили права на показ ленты. Картина получила «Оскар» и «Золотой глобус», призы международных фестивалей в Праге, Сорренто. Вместо режиссера Бондарчука, занятого на съемках в Италии, получать премию в Лос-Анджелес поехала Савельева. Фото советской актрисы украсили первые полосы зарубежных изданий.
Не осталась без престижных наград и сама исполнительница роли Наташи Ростовой: на Московском кинофестивале актриса получила главную награду. В 1966 году Вячеслав Тихонов и Людмила Савельева были признаны лучшими актерами года по опросу читателей журнала «Советский экран». За рубежом артистка была не менее популярна, чем в СССР. Во Франции новорожденных девочек стали называть Наташами, Япония объявила 1972 год Годом Людмилы Савельевой.
Но после Наташи Ростовой и огромной славы, обрушившейся на молодую Людмилу Михайловну, ей было трудно найти достойную роль. Понижать планку Савельева не хотела и не соглашалась на однотипных кисейных барышень.
Достойная роль пришла к ней в 1970-м. Режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов предложили Савельевой сыграть Серафиму Корзухину в картине «Бег». Этот фильм по произведениям Михаила Булгакова снимался в Севастополе и турецком квартале Пловдива. За съемочным процессом внимательно наблюдала вдова Михаила Афанасьевича Елена Сергеевна Булгакова. После просмотра отснятого материала с кадрами, в которых появилась Людмила Михайловна, супруга великого писателя заплакала. Как потом призналась актриса, это было наивысшей похвалой. Актерский состав кинофильма подобрался звездный. В него вошли Алексей Баталов, Михаил Ульянов, Владислав Дворжецкий, Евгений Евстигнеев.
В том же 1970-м артистка снялась еще в одном фильме — «Чайка». Это экранизация одноименной пьесы Антона Чехова режиссера Юлия Карасика. Нина Заречная в исполнении Людмилы Михайловны вновь поразила зрителей и кинокритиков. Эту работу высоко оценили за рубежом, отметив картину престижным призом Чикагского кинофестиваля «Серебряный Хьюго». Помимо Савельевой, в главных ролях предстали мастера советского экрана: Алла Демидова, Армен Джигарханян, Валентина Теличкина, Юрий Яковлев. Музыкальное сопровождение к картине создал Альфред Шнитке.
В тот же период Савельева снялась во французско-итальянской картине «Подсолнухи», режиссером которого стал Витторио Де Сика. Действие сюжета происходит в Италии и России. СССР согласился на это проект при обязательном условии участия Савельевой. Мелодрама была прохладно встречена зрителями и кинокритиками, но русской актрисе выпала возможность наблюдать за работой звезд мирового кино — Софи Лорен и Марчелло Мастроянни.
В 1973-м ленинградская актриса появилась в приключенческой советско-кубинской ленте Владимира Вайнштока «Всадник без головы» по мотивам романа Майна Рида. В фильме партнером Савельевой стал советский артист Олег Видов. Съемки проходили в Крыму, а знаменитого всадника играли местные мальчишки, надев костюм с каркасом для плеч на уровне головы. Рабов изображали студенты-кубинцы из Симферополя.
Успех первого советского вестерна в прокате был огромным: в Советском Союзе за первый год показа его увидели почти 52 млн зрителей, что позволило ленте занять 33-е место среди кассовых фильмов отечественного кинематографа.
В 1977 году последовал советско-болгарский фильм «Юлия Вревская». Здесь Савельева воплотила образ графини Вревской, вложившей собственное состояние в добровольческий санитарный отряд. Премьеру ленту приурочили к 100-летней годовщине освобождения Болгарии в ходе Русско-турецкой войны.
Если в исторических костюмных фильмах красота актрисы покоряла зрителей, то в приключенческом фильме «Шел четвертый год войны» по повести Александра Беляева Савельева в образ фронтовички не вписалась.
В 1990-х в творчестве артистки был затяжной перерыв, появляться на экране Савельева стала только с 2000-го, но главных ролей больше не играла. Ее фильмографию пополнили второстепенные роли женщин в преклонном возрасте. Среди последних работ актрисы выделяются картины «Седьмое небо» (2006) и «Анна Каренина» (2009), где Людмила Михайловна сыграла графиню Щербацкую.
Сейчас актриса ведет закрытый образ жизни и посвятила себя семье.
«Кино — это искусство для молодых. Сериалы мне неинтересны, люблю сниматься у своих режиссеров, которых я знаю, но их становится все меньше. Я бы снялась в художественной кинокартине, если бы для меня написали хороший сценарий, но никто ж не пишет, так что пока никаких планов нет».
Личная жизнь
С Александром Збруевым артистка встретилась в тот период, когда снималась в первой звездной роли Наташи Ростовой. Будущий муж участвовал в съемках ленты «Чистые пруды» в соседнем павильоне. Первая встреча пары произошла в актерской столовой. Збруев на тот момент уже состоялся в кино и был популярен. Савельева после просмотра фильма «Мой младший брат» с участием Александра была, как и миллионы советских девушек, заочно влюблена в артиста. Вскоре актеры стали мужем и женой. Для Збруева это был второй брак.
Долгое время личная жизнь Людмилы Михайловны складывалась счастливо. В 1967 году на свет появилась дочь Наталья. Но после нескольких десятков совместных лет жизни стало известно, что у ее супруга начался роман с молодой актрисой Еленой Шаниной, которая была замужем за актером Михаилом Поляком. В 1992-м у Збруева родилась внебрачная дочь Татьяна. Александр Викторович официально признал ребенка, дав свою фамилию. Дети Збруева не общаются.
Збруев не хотел рвать семейные узы. Не хотелось этого и Савельевой. Брак выстоял. С тех пор на вопросы журналистов о личной жизни актриса отмалчивается. Не любит Людмила Михайловна и вопросов о дочери, которая еще подростком дебютировала в фильме «Если верить Лопотухину». Позднее девушка так и не реализовала себя в жизни. Пережитая в молодости несчастная любовь пагубно сказалась на психике, Наталья негативно восприняла измену отца и простившую его мать. В 2012 году она проходила лечение в психиатрическом отделении больницы.
Людмила Савельева сейчас
В 2023 году Людмила Савельева отметила 81-летие. А за день до праздничной даты ей пришлось сильно поволноваться — супругу стало плохо, пришлось даже вызвать врачебную бригаду. Прибывшие медики предпринимали необходимые действия, чтобы улучшить состояние актера. Тот отказался от госпитализации.
Александр Збруев объяснил проблемы со здоровьем переживаниями, связанными с ситуацией в стране и смертью коллеги по «Ленкому» Инной Чуриковой. Тем не менее артист не собирался отменять запланированные постановки, продолжив выходить на сцену родного театра. Людмила Михайловна, в отличие от супруга, не радовала публику своим появлением.
Фильмография
- 1967 — «Война и мир»
- 1969 — «Подсолнухи»
- 1970 — «Бег»
- 1970 — «Чайка»
- 1973 — «Всадник без головы»
- 1977 — «Юлия Вревская»
- 1981 — «С вечера до полудня»
- 1983 — «Шел четвертый год войны»
- 1984 — «Успех»
- 1989 — «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви»
- 2000 — «Нежный возраст»
- 2001 — «Часы без стрелок»
- 2006 — «Седьмое небо»
- 2009 — «Анна Каренина»
Интересные факты
- Актриса не любит и не умеет готовить. По словам Людмилы Михайловны, ей повезло, что члены семьи непритязательны в еде.
- Хоть Савельева и не помнила блокадного детства, в «наследство» ей остались проблемы с легкими и частые ангины.
- Актриса могла сыграть главную героиню в легендарной картине «Унесенные ветром». Но Госкино запретило ей съемки в Италии.