Биография
Шервуд Андерсон — американский писатель-новеллист. Он изображал в своих рассказах современников — морально искалеченных людей, не способных сопротивляться миру, где правит нажива. Его творчество помогло формированию таких писателей, как Уильям Фолкнер, Томас Вулф, Джон Стейнбек и Рэй Брэдбери.
Детство и юность
Шервуд Андерсон родился в 1876 году, 13 сентября. Он был третьим ребенком в семье шорника. Семья была бедной, мать обстирывала более состоятельных соседей, а отцу приходилось браться за разные ремесла, чтобы прокормить жену и семерых детей. Шервуд, помогая родителям, пас скот, разносил газеты, выполнял малярные работы.
Андерсоны часто переезжали, но не слишком далеко — в пределах штата Огайо, со временем перебравшись в 1883 году из Кэмдена, где родился Шервуд, в Клайд. Этот город запомнится семилетнему мальчику. Цикл рассказов о вымышленном городе Уайнсбурге будет написан по впечатлениям от жизни в Клайде.
Среднего образования Шервуд в молодости не получил. Когда отец умер, пришлось содержать семью, меняя профессию за профессией. Затем, в 1895 году, умерла и мать. Прошел почти год, и молодой Андерсон отправился на испано-американскую войну, служил на Кубе в 1898–1899 годах.
Когда война закончилась, будущий писатель уехал в Спрингфилд, находившийся также в Огайо, и там учился в Виттербергском колледже в течение года. Затем несколько раз менял место жительства и профессии. Спрингфилдская учительница Триллена Уайт помогла молодому человеку полюбить литературу и стала прототипом для нескольких женских персонажей его новелл.
Биография Шервуда Андерсона включает недолгую работу в маленькой посылочной фирме, где к 1912 году он перешел с позиции управляющего в статус владельца. Однако в 1913 году молодой человек оставляет фирму и отправляется в Чикаго. Там он пишет тексты для рекламных компаний и параллельно начинает создавать собственные рассказы.
Книги
Писатель пробовал свои силы в прозе с 1910 года, но эти произведения не были изданы. С 1914-го начинаются публикации мелких рассказов, а в 1916 году читатели познакомились с первым романом Андерсона «Сын Винди Макферсона» — реалистичной историей паренька из Айовы. Следующим заметным произведением стала новелла «В ногу!». Это повествование о том, как тяжела жизнь рабочих в мире, где преобладают материальные и индустриальные ценности.
Отношение на производстве к рабочим того времени видно из цитаты:
«Люди были вроде кусков железа, в которых сверлили дыры. Их тоже сваливали потом куда-то в тележку».
Это фрагмент из сборника новелл Андерсона «Уайнсбург, Огайо», опубликованного в 1919 году. Хоть в книге и нет сквозного сюжета, истории объединены общей идеей и персонажами, которые переходят из одного рассказа в другой.
Автор размышляет о небольших городках Америки. Он транслирует мысль об одиночестве и разочаровании людей, страдающих от конфликта между обществом века машин и духовной, эмоциональной жизнью персонажей. В новелле «Шарики из бумаги» описан доктор Риффи, скатывающий в шарики все свои записи. Так подчеркивается его одиночество и неспособность поделиться мыслями и чувствами с другими, и все считают его некоммуникабельным и чудаковатым.
Особым талантом писателя было повествование в формате коротких новелл. Сборники «Торжество яйца» и «Смерть в лесу» содержат проникновенные послания читателю, вызывают сострадание к судьбе героев.
Библиография Андерсона включает в себя также романы «Белый бедняк», «Множество браков», «Темный смех», написанные в 1920 году и позже. Однако с каждым годом критика все меньше восторгалась написанным. Последние книги автора были приняты без энтузиазма.
По словам близких, писатель кропотливо работал над произведениями и постепенно смирился с тем, что процесс создания текста для него более труден, чем для других. Фото Андерсона 1920–1930-х годов показывают его сосредоточенным и усталым.
Дмитрий Быков в программе «Один» назвал писателя первым настоящим американским модернистом. Андрей Аствацатуров в журнале «Нева» писал об Андерсоне:
«Такого типа творческое сознание, затерявшееся среди вещей, пробуждающее их и пробуждающееся вместе с ними, можно уподобить сознанию ребенка, создающего из ничего свой собственный яркий мир. Или сознанию пророка…».
Личная жизнь
В 1904 году Шервуд вступил в брак с Корнелией Пратт Лейн, которая родила ему троих детей.
В 1916 году он оставил жену и детей, женившись на Теннесси Митчелл, а в 1924-м создал другую семью в Новом Орлеане. Третья супруга Андерсона, Элизабет Прэлл, работала управляющей книжным магазином. Этот брак длился 5 лет.
В 1933 году личная жизнь писателя пополнилась еще одним событием. Он женился в последний раз, его избранницей стала Элинор Коуперхэйвер.
Кроме перемещений по Чикаго и городам штата Огайо, Андерсон дважды, в 1921 и 1927 годах, посещал Европу, но только как путешественник. В 1926 году он купил ферму в живописном поселении Марион в штате Виргиния и остаток жизни провел там.
Смерть
В 1941 году Шервуд Андерсон вместе с женой плыл на корабле в Южную Америку. 8 марта писатель скончался, когда корабль проходил Панамский канал, причиной смерти стал перитонит. Похоронили новеллиста на кладбище города Марион.
Цитаты
- «Джесси был сильным лишь наполовину. Он умел властвовать над другими, но не умел властвовать собой.»
- «Он так и не добился того, чего хотел от жизни, а чего он хотел, он сам не знал.»
- «Ребенок в нем всё время больно ушибался, натыкаясь на реальность.»
Библиография
- 1916 — «Сын Винди Макферсона»
- 1917 — «В ногу!»
- 1918 — «Среднеамериканские песнопения»
- 1919 — «Уайнсбург, Огайо»
- 1920 — «Белый бедняк»
- 1921 — «Торжество яйца»
- 1923 — «Кони и люди»
- 1923 — «Множество браков»
- 1924 — «Рассказ рассказчика»
- 1925 — «Темный смех»
- 1926 — «Тар: Детсво на Среднем Западе»
- 1932 — «По ту сторону желания»
- 1933 — «Смерть в лесу»
- 1936 — «Портрет Кита Брендона»
- 1942 — «Воспоминания Шервуда Андерсона»
Интересные факты
- Эрнест Хемингуэй написал пародию на произведения Андерсона — повесть «Вешние воды». Компания, в которую входили Хемингуэй, Фолкнер и другие знакомые новеллиста, считали, что шутка забавна. Однако Шервуд Андерсон обиделся и долго отказывался от общения с ними.
- По словам Уильяма Фолкнера, близко общавшегося с Андерсоном, тот был сентиментальным в отношениях с людьми и очень часто ошибался в них.
- Переехав в Вирджинию, писатель стал собственником двух городских газет: одной республиканского толка, а другой — демократического, и каждую из них он редактировал.