Биография
Не успев начаться, второй осенний месяц 2021-го принес печальные новости: 10 октября не стало Светланы Мизери. Большое актерское будущее ей с самого детства пророчили и родители, и соседка — бывшая фрейлина императрицы, и педагог в театральном кружке Виктор Монюков. Так и случилось: талант и мастерство народной артистки РСФСР были отмечены рядом престижных наград, в том числе Государственной премией СССР и Госпремией РСФСР имени К. С. Станиславского.
Детство и юность
4 сентября 1933-го в Москве в известном роддоме имени Григория Грауэрмана у Николая Александровича и Галины Михайловны Мизери родилась дочь Света.
Глава семейства как-то пробовался на роль в кино, но не попал и всю жизнь посвятил бухгалтерии. Его любимая супруга прекрасно пела, однако не смогла развить вокальный талант и поступить в музыкальное училище, так как происходила из бедной семьи, а после свадьбы погрузилась в домашние хлопоты. Старший единоутробный брат девочки Вячеслав рано ушел на фронт, где был ранен, и немного не дожил до 50-летия.
«Мои родители обожали друг друга. Они были очень красивыми. Мама и папа мечтали, чтобы в будущем я связала жизнь с театром. Существовала даже семейная легенда. Когда мама носила меня под сердцем, договорилась с папой: ‟Если родится девочка, станет актрисой”. Так и случилось», — вспоминала артистка.
Будущая знаменитость жила на Арбате, в Борисоглебском переулке, и дружила с внучатой племянницей Константина Станиславского Марией Чистяковой, однажды получив от ее матери Люли книгу «Моя жизнь в искусстве» с автографом великого режиссера.
Бабушка Светланы легко находила общий язык с окружающими, и через соседей Мотовиловых, чей предок являлся другом и биографом преподобного Серафима Саровского, она познакомилась с бывшей фрейлиной императрицы, Истоминой. Женщина обожала ребенка, пророчила будущее актрисы и подарила шляпу со страусиными перьями, в которой юное дарование играло пажей в школьной самодеятельности, и нательный крест, украшенный бирюзой и жемчужинами.
В театральном кружке при Доме пионеров Нина Сухоцкая не увидела в подопечной таланта, зато его разглядел Виктор Монюков, помогший подготовить отрывок из «Вешних вод», «Свет мой зеркальце, скажи» и басню для вступительных экзаменов. В итоге абитуриентку брали и в «Щуку», и в ГИТИС, и в Школу-студию МХАТ, но выбор она остановила на последней, оказавшись на курсе Александра Карева и Евгении Морес.
Театр
Оканчивая Школу-студию МХАТ в 1955-м, выпускница не показывалась ни в какие театры и нужных знакомств не заводила, поэтому удивилась, когда сокурсники сообщили, что ее взяли во МХАТ имени Максима Горького. Там девушка участвовала сразу в нескольких спектаклях (пресса особенно хвалила ее Надю во «Врагах»), но уже на следующий год перешла в только что основанный «Современник», чья история началась с «Вечно живых», где Светлана сыграла главную роль.
Прослужив три года и успев стать ведущей артисткой храма Мельпомены, находившегося под руководством Олега Ефремова, Мизери вписала в творческую биографию «Маяковку». До 1980-го она создавала на сцене яркие образы, среди которых Валя в «Иркутской истории», Медея в одноименной трагедии Еврипида, Людмила в «Детях Ванюшина», Стелла в «Трамвае ‟Желание”», Варя в «Разгроме». Тончайший профессионализм, высокий душевный накал, изящество и пластичность быстро превратили актрису в настоящую любимицу публики.
Десятилетие отдав Театру имени А. С. Пушкина (с 1980-го по 1990-й), москвичка пополнила труппу «Сопричастности», где оставалась до конца жизни. В детище Игоря Сиренко она попробовала себя и в качестве режиссера «Поросенка Кнока», «Провинциалки», «Цветов запоздалых», «Бледного края небес», «Сверчка на печи», «Девочка, где ты живешь?», «Миллионерши» и иных постановок.
Фильмы
Отношение к театру Мизери было сродни миссионерству, и она отказывалась изменять ему с кино, хотя режиссеры активно предлагали сотрудничество талантливой выпускнице Школы-студии МХАТ. Поэтому в фильмографии Светланы Николаевны сплошь фильмы-спектакли («Оправдание Паганини», «Христиане», «Красная гостиница», «Свет вечерний») и работы, где она проявила себя в качестве актера озвучания. Ее голосом говорят персонажи «Серенады солнечной долины», «Войны и мира», «Мы — вундеркинды», «Сегодня ночью погибнет город» и т.д.
Личная жизнь
Первым мужем актрисы стал Игорь Кваша, живший неподалеку, в Карманицком переулке. Вместе с соседом она сначала занималась в театральном кружке, затем училась в вузе и служила в «Современнике». Молодой человек сделал предложение руки и сердца возлюбленной после первого поцелуя в 16 лет, но в столь нежном возрасте их никто бы не расписал, поэтому пришлось ждать до совершеннолетия.
У невестки сложились теплые дружеские отношения со свекровью, педагогом-логопедом Дорой Захаровной, которые сохранились и после развода. Брак, по словам артистки, рассосался сам собой: во-первых, в личной жизни не хватало гармонии из-за неопытности, во-вторых, муж обожал шумные компании, чуждые Светлане.
На девушку, только что попавшую во МХАТ, произвел неизгладимое впечатление «большой, крепкий и невероятно талантливый» партнер по «Забытому другу» Михаил Зимин. Коллеги, изображавшие чувства на сцене, испытали их в реальности, чему не помешало и несвободное положение мужчины. Но как только у избранника завязался серьезный роман, мудрая жена отпустила его.
11 сентября 1963-го у четы родилась единственная дочь Мария, пошедшая по стопам родителей. Первым местом работы выпускницы «Щепки», как и у матери, оказался МХАТ, а с 1990-го они вместе выходили на сцену «Сопричастности». Когда наследнице исполнилось два года, супруги развелись, но остались близкими людьми и часто ходили друг к другу на спектакли. Женщина никогда не запрещала наследнице видеться с отцом, не произнесла о нем ни одного дурного слова, а он и сейчас остается для нее идеалом.
Через год после расставания с Зиминым знаменитость соединилась с Игорем Сиренко — последним актером, принятым Николаем Охлопковым в труппу «Маяковки»:
«Однажды он вошел в репетиционный зал по цирковой привычке в тренировочном костюме. Выглядел взволнованным, смущенным. Пересек зал по диагонали и встал у окна. Пока я за ним наблюдала, в голове появилась мысль, что я выйду за него замуж. Он же приметил меня в “Иркутской истории” — сидел на сцене в хоре и понял: моя!».
С Сиренко все «произошло очень быстро», но надолго: пара прожила вместе больше 50 лет.
Смерть
В последние годы жизни Светлана Николаевна не выходила на сцену родного театра, где самым любимым спектаклем являлись «Белые розы, розовые слоны». Последний монолог ее героини пробирал зрителей до слез, после просмотра благодаривших создателей постановки за то, что они поняли, что нужно делать, чтобы быть счастливыми, уберегли от страшных поступков и напомнили о наличии души.
Евгений Герасимов, комментируя причину смерти коллеги и выражая глубокое сожаление по этому поводу, уточнил, что Мизери болела. Соболезнования родным и близким артистки, сопровождаемые фотографиями, поспешили направить «Сопричастность», «Маяковка» и «Современник», где она служила.
Актриса пережила своего мужа на 3,5 месяца – Игорь Сиренко скончался 25 июня 2021-го.
Фильмография
- 1963 — «Стрежень»
- 1965 — «Под каштанами Праги»
- 1968 — «Эта деревня Могила...»
- 1969 — «Христиане»
- 1969 — «Оправдание Паганини»
- 1970 — «Большой конвейер»
- 1974 — «Атлантика»
- 1976 — «Красная гостиница»
- 1979 — «Интервью в Буэнос-Айресе»
- 1987 — «Мегрэ у министра»
- 1988 — «Объективные обстоятельства»
- 1989 — «Свет вечерний»
Интересные факты
- В 2018-м актриса призналась, что никогда не обращалась к услугам пластических хирургов: «Говорят, с годами человек получает ту внешность, которую заслужил. Я отдала театру 63 года. Много... Но моего лица не касался нож хирурга, в этом нет нужды; всю жизнь у меня один и тот же вес — 60 кг. А любимый муж часто говорит: ‟Ты женщина без возраста!”».
- Светлана Николаевна участвовала в записях радиоспектаклей и аудиокниг («Бесы», «Снегурочка», «Вашингтонское убийство», «В погоне за метеором», «Соль земли»).
- Александру Кареву студентка была благодарна за потрясающую актерскую школу, Евгении Морес — за попытки пробудить в ней смелость, Николаю Охлопкову — за учению «открытому темпераменту».
- Книга «Моя жизнь в искусстве» с автографом Константина Станиславского, к сожалению, не сохранилась. Ее сгрызла собака — в доме Мизери часто обитали животные.
- За нательный крест, подаренный бывшей фрейлиной императрицы, пионерка получила нагоняй от учительницы, а уже дома обнаружила его пропажу — «то ли потеряла по дороге, то ли кто-то на него позарился».