Биография
Владимир Федорович Одоевский — литератор, музыковед и общественный деятель. Выходец из знатного рода, он входил в число самых образованных людей России дореформенной эпохи. Мастер слова оказался настоящим бриллиантом российской культуры XIX века, оказав на нее не меньшее влияние, чем Александр Пушкин или Михаил Лермонтов.
Детство и юность
Одоевский появился на свет в Москве 30 июля (11 августа) 1804 года. В отдельных источниках также фигурирует другая дата рождения — 1 (13) августа 1804 года. Его отец Федор Сергеевич был военнослужащим, а затем принял статскую должность директора московского отделения Государственного ассигнационного банка. Мать Владимира Екатерина Филиппова была из простолюдинов.
Когда ребенку было 4 года, отец скончался. Мама повторно вышла замуж, а наследника отдали на воспитание родственникам по отцовской линии. Двоюродный дядя Дмитрий Андреевич Закревский взял племянника на попечение.
С 1816-го Владимир стал получать образование в Московском университетском благородном пансионе. Здесь он особенно интересовался философией. Любимым автором Одоевского был Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг. Молодой человек стал завсегдатаем литературных кружков и посещал собрания Общества любителей российской словесности. Воспитанник завершил обучение с отличием, произошло это в 1822-м.
В дальнейшем выпускник погрузился в изучение философии и литературы, знакомство с анатомией, химией, физикой и точными науками. В 1823-м вместе с единомышленниками уроженец Москвы организовал кружок «Общество любомудрия». Члены общества звали себя «любомудрами» и пропагандировали философию как науку, являющуюся ключом к познанию бытия.
Многие участники объединения служили в Московском архиве Коллегии иностранных дел. Встречались молодые мыслители в квартире у Одоевского. На собрания приходили Иван Киреевский, Александр Кошелев, Николай Мельгунов, а также двоюродный брат Владимира Александр Одоевский. К сожалению, фото с этих собраний не сохранилось.
Книги Владимира Одоевского
Первые произведения публициста были изданы еще в годы учебы в пансионе. «Дни досад» и «Разговор о том, как опасно быть тщеславным» опубликовали в журнале «Вестник Европы». Поддерживая дружбу с некоторыми декабристами, он также участвовал в написании альманаха «Мнемозина». После восстания журнал закрыли, и, исключая любые риски, сочинитель уничтожил протоколы собраний редколлегии.
В 1826-м Владимир переехал в Санкт-Петербург и принял пост в цензурном комитете министерства внутренних дел. Одоевский участвовал в создании либерального цензурного устава и входил в число составителей законов, связанных с авторским правом.
Биография писателя была тесно связана с культурной деятельностью страны. Занимаясь творчеством, он взаимодействовал с редакторами «Литературной газеты» и изданием «Северные цветы». Рассказы мастера пера публиковались в журнале «Современник».
Открыв собственный литературный салон, Одоевский принимал в гостях мэтров литературы. В доме Владимира бывали Александр Грибоедов, Михаил Лермонтов, Иван Тургенев, Николай Гоголь, Федор Достоевский и другие.
В 1833-м свет увидели «Пестрые сказки». Они привели в восторг Гоголя и вызвали положительный отклик у читателей. Спустя год отдельной книгой выпустили «Городок в табакерке». Произведения литератора для детей сравнивали с творениями Ганса Христиана Андерсена.
Интересный факт: неизданный роман Владимира 1835-го «4338 год: Петербургские письма» содержал отсылки к будущему. Одоевскому удалось предсказать блага цивилизации, ставшие доступными в ХХ веке: появление электропоездов, интернета, блогов, электрического освещения и не только.
Классикой считаются вышедшие из-под пера Владимира в 1838-м «Сказки и повести для детей дедушки Иринея», изданные в сборнике. В него вошла и сказка «Мороз Иванович».
В дальнейшем Одоевский презентовал повести «Косморама», «Саламандра», философский роман «Русские ночи». Владимир ратовал за просвещение, поэтому вошел в число издателей сборника «Сельское чтение», в котором печатались общеобразовательные статьи.
С 1846 по 1861 годы мастер слова служил помощником директора Императорской публичной библиотеки. Он также заведовал Румянцевским музеем, выступая хранителем культурного наследия, которое позднее вошло в библиотечный фонд. В 1860-е увлечение литературой сменилось большой занятостью в сфере благотворительности, и литератор почти не писал.
Музыка
Владимир с детства увлекался музыкой. Особенный интерес для него представляла теоретическая часть. Исследователя интересовала классика и народная традиция. Одоевский записывал народные напевы и составлял собственные теории.
В 1840-е публицист занялся изысканиями в области церковного музыкального направления. Он узнавал традиции, уточнял возможности инструментов. В тот период автор представил серию статей «Об исконной великорусской песне», «Русская и так называемая общая музыка», «Музыка с точки зрения акустики».
Из русских композиторов Одоевский выделял Михаила Глинку. Владимир непосредственно участвовал в его творческих начинаниях, написал ряд рецензий и аналитических материалов о его музыке и не только.
Помимо этого, сказочник одним из первых распознал талант Николая Римского-Корсакова и Петра Чайковского. Также писатель печатал статьи, в которых раскрывал значение специализированных терминов («вариация», «вибрация», «вводный тон» и других) для «Энциклопедического лексикона» Адольфа Плюшара.
Общественная деятельность
Большую честь Владимиру Федоровичу делали занятие благотворительностью и участие в общественной жизни страны. Он был противником крепостного права. Отстаиваемая точка зрения даже настроила против Одоевского некоторых дворян. Сказочник поддерживал тюремную реформу и выступал за введение принятой в Великобритании системы суда с участием присяжных.
Заслугой творца стало участие в жизни сирот. Писатель спонсировал организацию и благоустройство детских приютов. Ему принадлежат решение об основании Максимилиановской больницы, а позднее и учреждение Елизаветинской больницы. Благодетель поддерживал малоимущих и всех, кто нуждался в помощи. В 1846-м сочинитель участвовал в создании Общества посещения бедных в Петербурге.
Автор помогал в основании консерватории и создании Русского музыкального общества. Владимира Одоевского приглашали на собрания Московского артистического кружка и заседания Общества любителей российской словесности.
С 1859-го до переезда в Москву Одоевский имел голос в Санкт-Петербургской общей думе. Спустя год Распорядительная дума избрала Владимира Федоровича в новообразованный Санкт-Петербургский комитет общественного здравия.
При этом коллегия отметила, что он «постоянно занимался науками и предметами, состоящими в тесной связи с целью учреждения комитета, как то: физикою, химиею, медициною, а также предметами общественной благотворительности».
Личная жизнь
В 1826-м музыковед женился на Ольге Ланской. Их брак помогла устроить тетушка благотворителя. Будучи фрейлиной императрицы Елизаветы Алексеевны, Ольга убедила окружающих в привязанности к возлюбленному.
Жена сумела одарить супруга той нежной, отчасти материнской любовью, которой писателю не хватало в детстве. Судя по сохранившемуся портрету кисти художника Петра Соколова, Ланская была хороша собой, но светская дама не сходилась с Владимиром Одоевским темпераментом.
Со временем забота и тщеславие избранницы стали обузой для литератора. Тем не менее возлюбленная помогала держать литературный салон. Вскоре он разделился на 2 части: светский, которым управляла она, и литературно-музыкальный, созданный мужем.
Владимир и Ольга горевали по причине того, что не смогли стать родителями. Их личная жизнь была непростой. После себя Одоевский не оставил детей, хотя очень любил малышей и мечтал о них.
Смерть Владимира Одоевского
Мастер пера скончался в Москве 27 февраля (11 марта) 1869 года. Причина смерти крылась в воспалении мозга. К тому моменту у него не было большого состояния, поэтому оставить в наследство супруге было нечего.
Согласно завещанию, Одоевского похоронили на кладбище Московского Донского монастыря, рядом с так называемой больничной церковью во имя Архангела Михаила. Император Александр II, узнав о кончине благотворителя, написал:
«Искренно о нем сожалею».
На его надгробном камне выбито:
«Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят».
Цитаты
«Общество образует чиновников, воинов, правоведов, ремесленников, но для поэта нет воспитания… Вместо звания действователя он носит звание воспринимателя»
«Музыка в большей связи с нравственными поступками человека, нежели обыкновенно думают»
«Не верьте тому, что человек может понять музыку сразу. Это невозможно. К ней надо сначала привыкнуть»
«Поэзия есть предвестник того состояния человечества, когда оно перестанет достигать и начнет пользоваться достигнутым»
Библиография
- 1833 — «Реторта»
- 1833 — «Игоша»
- 1834 — «Княжна Мими»
- 1837 — «Сильфида»
- 1839 — «Княжна Зизи»
- 1840 — «Косморама»
- 1840 — «4338-й год: Петербургские письма»
- 1841 — «Сказки дедушки Иринея»
- 1844 — «Саламандра»
- 1844 — «Русские ночи»
- 1849 — «Рассказы о Боге, человеке и природе»
- 1855 — «Два дерева»
- 1868 — «Ворожеи и гадальщики»
Интересные факты
- Биографы часто спорят об ударении в фамилии писателя. Принято считать, что оно приходится на второй слог.
- Владимир Федорович — последний представитель княжеского рода Одоевских — одной из старших ветвей Рюриковичей. В числе предков литератора значится князь Михаил Всеволодович Черниговский.
- В 1976-м мультипликатор Валерий Угаров экранизировал произведение литератора «Городок в табакерке» и представил зрителям мультфильм «Шкатулка с секретом».
- Творчество публициста часто сравнивают с работами немецкого коллеги Эрнста Гофмана. Сам дворянин лестно отзывался о германском сказочнике: «Его чудесное всегда имеет две стороны: одну чисто фантастическую, другую — действительную... помирить эти два противоположные элемента было делом истинного таланта».
- Родственником Одоевского был Лев Толстой. Выяснилось, что дедушка Толстого являлся родным братом дедушки Владимира Федоровича.
- До изобретения фотографии история сохранила для потомков внешность писателя на портрете работы Алексея Покровского, созданном в 1844 году.