Биография
Виталий Манский (внесен Минюстом РФ в реестр иностранных агентов) – один из известнейших режиссеров-кинодокументалистов России и ближнего зарубежья, автор ряда рейтинговых телепрограмм. Славу Виталию Всеволодовичу принесли смелость и искренность картин. Он не боится снимать фильмы на острые политические и социальные темы. В портфолио собраны ленты об отношениях жителей России и Украины, о президентских выборах, о жизни в закрытой Северной Корее, о вере и даже о торговле девственностью.
Детство и юность
Виталий Всеволодович родился в украинском Львове в конце 1963 года в семье инженеров. В этом старинном живописном городе узких мощеных улочек и костелов, который словно дышит средневековой польской культурой, Манский увлекся кинематографом.
После окончания школы Виталий отправился в Москву, где с первой попытки поступил в знаменитый ВГИК, выбрав операторский факультет. Учился Манский в мастерской Сергея Медынского, где получил основные навыки режиссера и оператора.
Документальные фильмы Виталия Манского
Кинематографическая биография Виталия Всеволодовича берет начало с конца 1980-х. Автор выбрал не художественный, а документальный вид кино. Проба сил – первые 2 фильма «Собаки» и «Бумеранг» – состоялась в 1987 году. Работы не принесли молодому человеку славы, но стали ступеньками, которые в конце концов и привели к успеху.
Первый заметный проект Манского – «Еврейское счастье», который вышел в 1990 году. Примечательно, что это игровой фильм, в котором снимались такие ныне прославленные актеры, как Евгений Стеблов и Сергей Русскин.
Телезрители и кинокритики прохладно встретили художественную ленту. Режиссер принял решение больше не возвращался к игровому жанру. Но именно «Еврейским счастьем» Виталий Всеволодович «нащупал» путь к документалистике. В 1993 году вышла картина под названием «Срезки очередной войны», которая принесла первые почетные награды. В Лейпциге Манскому вручили приз «Серебряный голубь».
Еще больший успех получила «Благодать. В том же Лейпциге за работу россиянина наградили двумя призами от жюри кинофестиваля Dok Leipzig. Специальную премию за лучшую режиссуру и диплом Манский получил в латвийском Вентспилсе и эстонском Пярну. В швейцарском городе Ньон завоевал признание за лучший фильм, а в Сан-Франциско мужчине присудили «Золотой шпиль». Пророческое название «Благодать» действительно принесло создателю авторитет на Западе.
В том же памятном 1996-м режиссер приступил к осуществлению нового проекта, которым до Виталия Всеволодовича всерьез почти не занимались. Манский взялся за архивирование любительских частных съемок, которые проводились на территории бывшего СССР в период с 1930-х по 1990-е годы ХХ столетия. Кропотливая и титаническая работа привела к созданию единственного в своем роде архива, состоящего из уникальных свидетельств частной жизни советского общества.
С 1995 года биография Виталия Всеволодовича тесно связана с телевидением. Почти 10 лет Манский трудился на различных каналах, создавая новые передачи. Наиболее популярные – «Семейные кинохроники», «Киноподъем» и «Реальное кино». Благодаря последней программе, которая транслировалась на Первом канале, зрители увидели премьеры лучших мировых документальных картин.
В том же 1995 году Манского назначили руководителем службы кинопоказа, а через некоторое время – генеральным продюсером канала «РЕН ТВ». В 1999-м Виталий Всеволодович возглавил службу производства и показа документальных фильмов на канале «Россия». В роли организатора проектов смог выпустить более 3 сотен лент, причем как для собственных сценариев, так и для работ коллег.
В 2009 году Виталий Всеволодович вместе с режиссерами-мэтрами России, такими как Эльдар Рязанов, Алексей Герман, Александр Сокуров и Юрий Норштейн, вошел в ряды учредителей альтернативного Союза кинематографистов страны.
Манский утверждает, что снимает в первую очередь то, что заинтересовывает его. Картину «Родина или смерть», посвященную жизни на Кубе, Виталий Всеволодович назвал рассказом исключительно для себя. Сюжет представил собой не связанные бытовые зарисовки, призванные показать повседневную жизнь Острова свободы. Однако впоследствии режиссер презентовал фильм на ряде фестивалей, отметив, что отрефлексировал проблемы и готов показывать кадры зрителям.
Наибольшую популярность и награды принесли автору ленты «Бродвей. Черное море», «Девственность» и «Анатомия "Тату"». Проект о музыкальном дуэте дался Манскому с трудом. Съемки с коллективом Виталий Всеволодович сравнил в интервью «Известиям» с работой с дикими животными, которым сложно что-то объяснить.
В 2009 году вышел фильм «Николина Гора», вызвавший негодование у некоторых жителей подмосковного поселка. Сценарий рассказывал о местности и обитателях в негативном ключе. «Сноб» опубликовал статью никологорца, журналиста Александра Липницкого, обвинявшего Манского в создании заказной картины. Липницкий заявил, что цель сюжета – захват общественных земель продюсером Геннадием Костровым.
Успех проекта «Труба» на «Кинотавре» и других мероприятиях удивил даже самого Виталия Всеволодовича. Не исключено, что «Труба» получилась удачной из-за того, что впервые к документальной ленте режиссер заранее написал литературный сценарий.
Фильм Манского «В лучах солнца» о Северной Корее завоевал не только один из главных призов фестиваля в Триесте, но и получил ноту из Пхеньяна, направленную МИД РФ. Дело в том, что Виталий Всеволодович нарушил контракт, который пришлось подписать, чтобы попасть в КНДР. Гость отказался от предложенного местными властями сценария. Более того, снимал фото и видео тайно от представителей цензуры на запасную карту памяти.
Политика
Картины Манского о Кубе и Северной Корее, безусловно, имеют политическую подоплеку, но при этом показывают и быт обычных людей. В фильмографии документалиста присутствуют проекты, рассказывающие о знаменитых деятелях эпохи. Зрители с интересом смотрели ленты «Горбачев. После империи», «Ельцин. Другая жизнь» и «Путин. Високосный год».
Но взгляд режиссера на происходящее отражался не только на экране. В 2011 году Виталий Всеволодович написал для «Литературной газеты» статью «Мы находимся на “Титанике”, который дал течь…». А весной 2014 года Манский поставил подпись под открытым письмом «КиноСоюза» «Мы с вами!», выразив поддержку украинским кинематографистам.
В 2016 году вышел фильм «Родные», посвященный Украине. Картина рассказывала о родственниках Манского, которые после революционных, а потом и военных событий оказались по разные стороны баррикад. Премьера ленты состоялась на Одесском фестивале. Сюжет состоит из двух линий. Первая показала жизнь семей в разных частях страны: во Львове, в Одессе, в Донбассе и в Крыму. Вторая демонстрировала анализ истоков и причин разразившегося конфликта, который расколол общество.
В 2018-м Виталий Всеволодович выпустил фильм, посвященный прошедшим выборам с провокационным названием «Свидетели Путина». Политизированный сценарий сразу вышел на международную аудиторию. Желание показать проект выразили телевидение и фонды ряда стран. Кинорежиссер признавался, что переживал, что документалка не дойдет до аудитории, для которой снималась. В России трансляцию взял на себя канал «Наше время», который Манский назвал «окошком» к зрителю.
На премьере в Киеве в кинотеатре «Жовтень» присутствовал задержанный ранее по подозрению в терроризме Олег Сенцов, которому организаторы выделили именное кресло. Виталия Всеволодовича радовал этот факт. Особенно если учитывать, что ранее Манский поддержал обращение Европейской киноакадемии в защиту арестованного.
В 2020 году режиссер завершил фильм «Горбачев. Рай». Картина показала жизнь постаревшего Михаила Сергеевича в служебном доме. Первого и последнего президента СССР Виталий Всеволодович показал в положительном свете. Поэтому отношение зрителей к сценарию соответствовало мнению о главном герое.
«Артдокфест»
Виталий Всеволодович всегда находился в гуще кинематографических событий и социально-политических скандалов. Не первый год режиссер возглавляет «Артдокфест». Международный фестиваль славится неформатными проектами.
В апреле 2021 года в прессе появилась информация, что Манскому как президенту фестиваля придется немного уступить обстоятельствам. Организаторы приняли решение снять с показа в Москве фильм «Тихий голос», рассказывающий о чеченце нетрадиционной сексуальной ориентации, которому пришлось бежать в Бельгию. Причиной послужили угрозы от неизвестного человека, звонившего Виталию Всеволодовичу на телефон.
Из соображений безопасности Манский заменил картину работой Ксении Охапкиной «Бессмертный», но не отказался окончательно. Лента не выбыла из конкурса и транслировалась в Сети. В то же время аналогичное мероприятие в Санкт-Петербурге не состоялось из-за жалоб о нарушении антиковидных ограничений. Роспотребнадзор и полиция потребовали завершить «Артдокфест» сразу после начала церемонии открытия.
Российская часть кинофестиваля «Артдокфест» 2022 года, которая должна было пройти в здании кинотеатра «Октябрь» в Москве, сорвалась. Причиной отмены мероприятия стал тревожный звонок о минировании. В этот же день с Виталием Всеволодовичем случилась неприятная ситуация — на улице к нему подошел неизвестный мужчина и облил режиссера жидкостью красного цвета. В интервью Манский назвал этого человека провокатором.
Несмотря на срыв официального мероприятия, фильмы фестиваля остались в репертуаре кинотеатра. Одним из номинантов премии выступила документальная лента «Запрещенная профессия», сюжет которой осветил события путча 1991 года, а точнее — работу журналистов в тех обстоятельствах.
Осенью 2022-го в СМИ появилась информация, что Никита Михалков написал на Манского заявление о клевете. Это произошло из-за слов Виталия Всеволодовича о воровстве на Московском международном кинофестивале в интервью Ксении Собчак. МВД РФ объявило режиссера в розыск.
Личная жизнь
Известно, что личная жизнь Виталия Всеволодовича сложилась счастливо. Спутницу режиссер повстречал еще в молодости. Жена Наталья Викторовна работает генеральным директором студии «Вертов. Реальное кино». Манская – верная соратница мужа.
Супруги воспитали двух дочерей. Старшая из них – Полина – продюсер кулинарного проекта. Девушка окончила Школу-студию МХАТ. Младшая – Ника – талантливый дизайнер и фотограф.
В начале 2015 года Манский с семьей переехал в Ригу, где живет и сейчас.
Виталий Манский сейчас
В середине лета 2023 года имя Виталия Всеволодовича было внесено в реестр иностранных агентов. Причиной включения режиссера в этот список стали его негативные высказывания в сторону граждан РФ и проходящей в Украине СВО.
А немногим ранее документалист совместно с Евгением Титаренко представил на фестивале в Берлине новую картину «Восточный фронт», в основу сюжета которой легла ситуация в Украине. Эта лента, к слову, вошла в шорт-лист «Артдокфеста». В этом году он проводился не в России, а в Риге.
В интервью Манский подчеркнул, что кинофестиваль был учрежден заново в Латвии, а не попросту переехал. Среди новшеств, помимо регламента, — создание онлайн-программы, позволяющей просмотр картин по билетам. Кроме этого, организаторы занялись выездными сессиями в Ереване, Ташкенте, Тбилиси и других городах, где есть русскоязычное население.
Фильмография
- 1990 — «Еврейское счастье»
- 1991 — «Тело Ленина»
- 1993 — «Срезки очередной войны»
- 1996 — «Благодать»
- 1999 — «Частные хроники. Монолог»
- 2001 — «Горбачев. После империи»
- 2001 — «Ельцин. Другая жизнь»
- 2001 — «Путин. Високосный год»
- 2002 — «Бродвей. Черное море»
- 2004 — «Тату» в Поднебесной»
- 2008 — «Девственность»
- 2009 — «Частные хроники. Монолог»
- 2015 — «В лучах солнца»
- 2015 — «Родные»
- 2018 — «Свидетели Путина»
- 2020 — «Горбачев. Рай»
Интересные факты
- Виталий Всеволодович – академик Российской киноакадемии «Ника» и ЕАТР, член телеакадемии «ТЭФИ». Кроме того, любопытен факт, что среди наград мятежного документалиста присутствует премия МВД.
- Благодаря профессии и наличию друзей и знакомых в других странах Манские часто путешествуют. По возможности супруги берут с собой игривого пса породы сиба-ину по кличе Локи.
- Виталий Манский – ценитель хорошего алкоголя, употребляет в меру. Но режиссер не ограничивается дорогостоящими винами и коньяком. Мужчина с удовольствием готов пробовать такие напитки, как домашний самогон.