Биография
Сооснователя группы «Звуки Му» Александра Липницкого знают не только как музыканта, но и как культуролога, журналиста, режиссера и специалиста по отечественной рок-культуре. Он лично знал представителей первой советский рок-волны и на протяжении десятилетий создавал телепередачи о культовых фигурах того поколения.
Детство и юность
Музыканту повезло родиться в интеллигентной семье с богатыми культурными традициями. Он внук актрисы Татьяны Окуневской по материнской линии, а его отец был представителем врачебной династии.
Александр появился на свет 8 июля 1952 года в Москве. Его мать Инга преподавала английский язык и в браке с Давидом Липницким позднее родила второго сына Владимира. Родители музыканта впоследствии развелись, и мать вышла замуж за переводчика Виктора Суходрева, который работал с руководящими лицами ЦК КПСС, включая Никиту Хрущева и Леонида Брежнева.
Неудивительно, что Александр отличался широким кругозором, высокими культурными запросами и посещал спецшколу в центре Москвы с углубленным изучением английского языка. В школьные годы он познакомился с Петром Мамоновым, который остался другом и единомышленником на всю жизнь.
Они вместе ходили на концерты, открывали для себя новые имена, делились пластинками — например, первой записью The Beatles, которую Александр получил из рук посла Индии в Советском Союзе. C тех пор жизнь разделилась на до и после. Впервые услышав Ливерпульскую четверку, парень испытал культурное потрясение, с которым в будущем уже ничто не смогло сравниться.
Окончив школу, Липницкий поступил в МГУ имени М. В. Ломоносова, где учился на журналиста. Естественно, писать Александр стал о музыке, увлекшись в ту пору джазом. А еще в молодости он нелегально распространял иностранные пластинки, на почве чего завел дружбу с Артемием Троицким.
Журналистика и творчество
Переломным моментом в биографии Липницкого стала встреча с Борисом Гребенщиковым, творчество которого Александр считал самым мощным и самобытным явлением русского рока. По его мнению, за десятки лет «Аквариум» не изжил себя, а продолжал дарить слушателю свежий материал.
Близкое общение с другими представителями ленинградского рок-клуба: Виктором Цоем, Майком Науменко, Сергеем Курехиным — захватило Липницкого, и тот сам захотел попробовать себя в музыкальной сфере. Вовремя подоспело предложение Петра Мамонова создать «Звуки Му», в которой Александр с 1983 года стал играть на позиции бас-гитариста.
Эта работа стала испытанием для парня, который до этого не держал в руках инструмент. Он освоил бас-гитару, заведя специальную тетрадь с понятной только ему нотной грамотой.
Даже в среде рок-музыкантов, далеких от официальной культурной повестки, «Звуки Му» считались андеграундом. Они играли альтернативную музыку, в которой присутствовали элементы постпанка, электропопа и нью-вейва. Их песни не всякий мог оценить и понять, что не помешало рок-группе обрести культовый статус к концу 80-х годов.
Тогда же «Звуки Му» прекратили существование, и дальнейшие эксперименты Петр Мамонов проводил самостоятельно или в компании других музыкантов. Остальные участники, включая Липницкого, изредка собирались вместе в рамках проекта «Отзвуки Му».
Параллельно Александр занимался тележурналистикой, выпуская программу Red Wave-21 совместно с американской певицей Джоанной Стингрей. Он открывал для российского телезрителя мир зарубежного и отечественного рока, рассказывал историю групп, брал интервью, показывал редкие архивные фото и процесс записи альбомов. Его фильмография пополнилась биографическими лентами о Викторе Цое, Борисе Гребенщикове, Александре Башлачеве.
Липницкий стал признанным специалистом по русскому року, который рассматривал его не только в исторической перспективе, но и как объект культурологического исследования.
В 2000-х годах Александр Давидович сосредоточился на производстве документальных передач цикла «Еловая субмарина», которые выходили на телеканале «Ностальгия». В рамках этого проекта Липницкий выпустил фильмы о «Машине времени», «Кино» («Дети минут»), «Аквариуме», «АукцЫоне» и других. Помимо этого он создавал программы для радио, предметом которых также становился русский рок.
Личная жизнь
Александр Давидович не стремился афишировать личную жизнь. Он жил в Москве с женой Инной, в браке с который воспитал дочь и двоих сыновей. Уютный дом в дачном поселке на Николиной Горе был местом встреч семьи и друзей. У Липницких жил домашний любимец — пес по кличке Тирекс.
Гибель
25 марта 2021 года ничто не предвещало беды. Наоборот, Липницкий себя отлично чувствовал, отправляясь в солнечный день прогуляться на лыжах по заснеженной Москва-реке. Компанию ему составила любимая собака.
Когда Александр Давидович вовремя не вернулся домой и перестал отвечать на звонки, супруга забила тревогу. Она позвонила в полицию, которая обнаружила труп мужчины, плывущего по реке. На глазах сотрудников тело ушло под лед и не было сразу обнаружено. Причины и обстоятельства смерти стали выясняться. По одной из версий, Липницкий пытался спасти тонущую собаку и погиб сам.
Фильмография
- 1981 — «Тбилиси-80 »
- 1984-1989 — «Виктор Цой: Солнечные дни»
- 1988 — «Серп и гитара»
- 2005 — «Александр Башлачев. Смертельный полет»
- 2005-2006 — «Как уходили кумиры»
- 2006 — «40:0 в пользу БГ»
- 2008 — «Живая история»
- 2010 — «Татьяна Окуневская. Качели судьбы»
- 2011 — «Петр Мамонов. Черным по белому»
Интересные факты
- «Песня для нового быта» группы «Аквариум» посвящена Липницкому.
- Александр был организаторам музыкального события «Весенние ритмы. Тбилиси – 80», который вошел в число первых официальных рок-фестивалей в СССР.
- Журналист коллекционировал иконы и помогал восстанавливать разрушенные храмы.