Биография
Александр Сокуров — режиссер, сценарист, актер, мэтр русского киноискусства и общественный деятель. Имя этого талантливого человека по решению Европейской киноакадемии включено в список лучших режиссеров мирового кино.
Детство и юность
Александр Николаевич родился 14 июня 1951 года в Иркутской области, в небольшой деревне Подорвихе. Но сейчас этой урожайной местности, где земля была богата картофелем и овощами, не найти на карте России, потому что в 1956 году деревню и станцию затопило при заполнении Иркутского водохранилища.
Сокуров рос и воспитывался в семье фронтовика. Папа режиссера — участник Великой Отечественной войны, отметившийся на поле боя своими подвигами. Из-за того что отец Александра Николаевича был военным, семейство Сокуровых часто перебиралось с места на место. Поэтому будущий деятель киноискусства начал постигать грамоту в Польской Народной Республике, а получил аттестат о среднем образовании в солнечной Туркмении.
Окончив школу, молодой человек продолжил образование, в 1968 году его выбор пал на Горьковский государственный университет, находившийся в Нижнем Новгороде. Сокуров стал студентом исторического факультета, а в 1974 году получил диплом. Возможно, Александр Николаевич стал бы великим преподавателем, рассказывающим ученикам о политике Ивана Грозного, о черных пятнах в биографии Николая II, о стратегии Иосифа Сталина и многом другом, но судьба Сокурова внесла свои коррективы.
Александр решил связать жизнь с кино, поэтому в 1975-м поступил во ВГИК. Там молодой человек начал посещать творческую мастерскую режиссуры научно-популярных фильмов под руководством Александра Михайловича Згуриди, где и познакомился со своим приятелем Юрием Абрамовым.
Сокуров был способным студентом, поэтому радовал родителей пятерками в зачетной книжке, за что и удостоился престижной стипендии Сергея Эйзенштейна. Бесспорный талант и эрудиция помогли Александру Николаевичу сдать экзамены экстерном и окончить ВГИК на год раньше положенного времени. Но на такой шаг будущий режиссер пошел не по собственному желанию, а из-за нарастающего конфликта на почве формализма. Также будущего гения кино обвиняли в антисоветских настроениях.
Фильмы
Первоначально Александр Николаевич практиковал режиссерское мастерство, снимая короткометражные видео. Дебютной работой Сокурова в полном метре стал фильм под названием «Одинокий голос человека», основанный на произведениях Андрея Платонова. Снятую в 1978 году ленту руководство института не одобрило и призвало уничтожить. Картину спас оператор Сергей Юриздицкий, подменив пленку и забрав оригинал, тем не менее она дожидалась своего часа еще 9 лет.
Примечательно, что фильм, который хотели ликвидировать, стал номинантом и призером на нескольких кинофестивалях. Первая полнометражная работа Александра Сокурова получила положительный отзыв от гуру российского кино Андрея Тарковского, который в дальнейшем поддерживал начинающего коллегу. Он считал, что у Сокурова есть странные вещи, необъяснимые, даже глупые, непонятные, несвязные. Но, несмотря на это, называл режиссера гением.
Далее молодой человек хотел связать жизнь с «Мосфильмом», но его не устроили условия труда. Поэтому выбор Сокурова пал на «Ленфильм». По рекомендации Тарковского его туда зачислили в 1980 году. В 1981 Александр Николаевич стал режиссером трагического реквиема «Дмитрий Шостакович. Альтовая соната», который рассказывает о гениальном композиторе и о трагической судьбе одинокого непринятого художника.
В 1986-м зрители увидели ленту Сокурова «Скорбное бесчувствие» с Аллой Осипенко, Ириной Соколовой и Владимиром Заманским в главных ролях. Фильм — адаптация пьесы Бернарда Шоу «Дома, где разбиваются сердца».
Александр Николаевич стал автором короткометражки «Жертва вечерняя», получившей приз Международной федерации кинопрессы на 15-м ММКФ и специальный приз памяти Андрея Тарковского. Но этот фильм тоже вышел на экраны с задержкой в три года.
Неудивительно, что работы Александра Николаевича были подвержены критике, так как его творчество кардинально отличалось от предпочтений Госкино и государственных органов: вплоть до конца 1980-х ни одна работа мэтра не была допущена до зрительного зала.
По этой причине Тарковский организовывал приятелю выезд за рубеж, но Сокуров отказался от голливудских просторов, поскольку, несмотря на угнетение со стороны власти, Александр Николаевич оставался патриотом, который чтил русский язык, свою национальность и культуру. В конце 1980-х ситуация изменилась: фильмы, которые не удостоились проката, были показаны широкой аудитории и представляли Россию на всевозможных фестивалях.
Снятый Сокуровым по мотивам произведения Аркадия и Бориса Стругацких фильм «Дни затмения» вошел в список 100 лучших фильмов за всю историю отечественного кинематографа по версии Гильдии кинокритиков России.
В 1994 году Александр Николаевич представил на суд публики экзистенциальную драму «Тихие страницы», где сыграли Александр Чередник и Сергей Барковский. Эта лента являлась своеобразной интерпретацией произведений русских прозаиков XIX века. В основу сюжета лег роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Кинорежиссер попытался повторить атмосферу, которой пропитана книга Федора Михайловича.
Новый век начался для талантливого мастера с документального фильма про жизнь и творчество японского писателя Тосио Симао. Стоит сказать, что эта картина была отснята по заказу телевизионного канала Страны восходящего солнца.
«Молох», вышедший в 1999 году, стал дебютной лентой так называемой «тетралогии власти» — серии Сокурова о ярких представителях политической среды своего времени. В первой части главным героем стал Адольф Гитлер, воплощенный в кадре Леонидом Мозговым. Фильм, вышедший на немецком языке, для большей достоверности снимался в летней высокогорной резиденции Гитлера — Кельштайнхаусе.
Продолжением тетралогии в 2000 году стала драма «Телец». Главная роль и на этот раз досталась Леониду Мозговому — он сыграл Владимира Ильича Ленина в последние годы его жизни. Картина получила премию «Ника» в 7 номинациях, в том числе за лучшую режиссерскую работу. Следующий фильм серии под названием «Солнце» Сокуров посвятил японскому императору Хирохито.
Экспериментальным проектом режиссера стала лента об истории Зимнего дворца «Русский ковчег», снятая единым дублем без использования монтажа.
В 2009-м Александр Николаевич порадовал поклонников своего творчества документальным фильмом «Читаем блокадную книгу», в котором поучаствовали Олег Басилашвили, Ольга Антонова и Иван Краско.
Важным событием стало открытие мастерской Сокурова, сначала на кафедре кино и телевидения КБГУ в Нальчике, а затем и в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения.
Вдохновленный произведением Иоганна Вольфганга фон Гете, режиссер снял последнюю, 4-ю часть тетралогии — фэнтези-драму «Фауст». Эта картина удостоилась нескольких престижных премий, среди которых был и «Золотой лев».
Александр Николаевич пополнил фильмографию картиной «Франкофония» совместного производства Франции, Германии и Нидерландов. В 2015 году мэтр представил ее на Венецианском кинофестивале вместе с Екатериной Мцитуридзе. В снятой в документально-игровом формате ленте Сокуров сам выступил рассказчиком.
В 2018 году режиссер стал участником документального фильма «Молния бьет по высокому дереву», посвященного 100-летию со дня рождения выдающегося российского писателя Александра Солженицына.
Общественная позиция
Александр Николаевич всегда отличался ярко выраженной общественной позицией, в интервью он достаточно откровенно рассказывает как о любимом деле, так и о своих взглядах на политику или российское и зарубежное общество.
«Я верю, что положение в России можно изменить и сверху. И хорошо бы начать сверху, если во главе государства становится человек с абсолютно гуманитарной программой, абсолютно гуманитарным сознанием», — говорил Сокуров корреспонденту «Фонтанки».
Помимо этого, Александр Николаевич высказался по поводу конфликта с Украиной: по его мнению, украинцы — это самобытный народ, имеющий право претендовать на отдельное государство.
В 2018 году Сокуров стал членом Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.
Режиссер совместно с дирижерами Владимиром Спиваковым и Теодором Курентзисом, музыкантом Борисом Гребенщиковым* (внесен Минюстом России в список СМИ — иностранных агентов) и другими деятелями культуры в письменной форме обратился в ЮНЕСКО с просьбой внести памятники Нагорного Карабаха в список Всемирного наследия для их защиты и сохранения.
В 2021 году мэтр отметил юбилей, Александру Николаевичу исполнилось 70 лет. В связи со знаменательной датой многие издания выпустили статьи, посвященные режиссеру, сам же юбиляр дал интервью «Новой газете». Сокуров рассказал о годах становления в профессии, в том числе о сложных отношениях с КГБ и борьбе за самореализацию в условиях жесткой цензуры.
Выразил Александр Николаевич и несогласие с деятельностью министерства культуры, он считает, что это ведомство давно не выполняет прямой обязанности, а именно — развития отрасли.
Личная жизнь
Личная жизнь Александра Сокурова подобна книге за семью печатями. Считается, что режиссер остается холостяком, ибо для него карьера на кинопоприще стоит на первом месте, нежели супруга и дети.
Известно, что запретный плод сладок. Поэтому личное пространство Сокурова — это лакомый кусочек для средств массовой информации. Не раз новости пестрили заголовками, что якобы Сокуров тайно встречается с женами других режиссеров и богатых финансистов. Но этим слухам желтой прессы не было достоверного подтверждения.
Фото с эффектными девушками, появляющиеся в изданиях, лишь подтверждают, что знаменитость сопровождают в кадре только женщины — коллеги по цеху.
Александр Сокуров сейчас
Проект «Сказка», как сообщил режиссер прессе, вполне мог стать его последней работой. Мировая премьера фантастической ленты о событиях Второй мировой войны состоялась в августе 2022-го в Локарно. А летом 2023-го режиссер представил ее на фестивале в Северной столице России. Сюжет фильма построен на беседе таких ярких исторических личностей, как Сталин, Гитлер и Уинстон Черчилль в некоем чистилище.
В июне кинодеятель был госпитализирован из-за проблем с сердцем. Сам режиссер подтвердил эту информацию, о чем сообщил изданию ТАСС. В то же время другие СМИ писали об экстренной операции, а личная помощница Сокурова настаивала на том, что Александр Николаевич находился на плановом обследовании.
В декабре режиссер отмечал, что съемки и выпуск новых фильмов в России для него теперь невозможны из-за негласного запрета. Произошло это, по словам Сокурова, после отказала на выдачу прокатного удостоверения его картине «Сказка». При этом он опроверг слухи о том, что завершает профессиональную карьеру.
В начале 2024 года «Сказка» получила награду в категории «Лучший фильм» в рамках Национальной премии киноведов и кинокритиков «Белый слон».
Весной было объявлено, что фонд Сокурова не будет проводить фестиваль «Пример интонации». Причины такого решения не раскрывались. Дальнейшая судьба самого фонда тоже оставалась под вопросом.
А уже в июне режиссер рассказал, что открывает в Армении собственную мастерскую. С сентября Александр Николаевич планировал вести в Ереванском государственном институте театра и кино свой курс.
Фильмография
- 1980 — «Разжалованный»
- 1986 — «Ампир»
- 1988 — «Дни затмения»
- 1990 — «Круг второй»
- 1992 — «Камень»
- 1994 — «Тихие страницы»
- 1997 — «Мать и сын»
- 1999 — «Молох»
- 2001 — «Телец»
- 2002 — «Русский ковчег»
- 2003 — «Отец и сын»
- 2005 — «Солнце»
- 2007 — «Александра»
- 2011 — «Фауст»
- 2015 — «Франкофония»
- 2022 — «Сказка»
Библиография
- 2011 — «В центре океана»
Интересные факты
- В 2013 году режиссер основал некоммерческий фонд поддержки кинематографа «Пример интонации», который стал единственной организацией, специализирующейся на съемках кинодебютов.
- Сокуров является кавалером ордена Восходящего солнца 4-го класса, который был ему вручен консулом Японии в Санкт-Петербурге от имени японской императорской семьи.
- Первую книгу, представляющую собой сборник эссе под названием «В центре океана», Александр Николаевич выпустил в 2011 году.
- Национальность режиссера доподлинно не известна. Сокуров говорил о том, что его предки — кабардинцы.
*Признан иноагентом на территории РФ по решению Минюста