Биография
Биография Алексея Береста словно соткана из двух великих, но совершенно разных подвигов. Один он совершил в грохоте войны, на руинах поверженного Берлина. Другой — в тишине будней, на железнодорожных путях Ростова-на-Дону. Его имя было вписано в историю Победы кровью и храбростью, но потом незаслуженно забыто на десятилетия. Но даже когда судьба бросила ему последний вызов, он не изменил себе: отдал собственную жизнь, чтобы сохранить чужую.
Детство и юность
Алексей Прокофьевич Берест, украинец по национальности, появился на свет 9 марта 1921 года в селе Горяйстовка на Сумщине в многодетной крестьянской семье. Всего у него было 15 братьев и сестер, но Гражданскую войну и страшный голод 1930-х пережили лишь девять из них. Ужас тех лет унес и жизни его родителей, Прокопа Никифоровича и Кристины Вакумовны.
В двенадцать лет Алексей остался круглым сиротой. Чтобы поскорее начать работать, он прибавил себе два года. Так в документах появилась ошибочная дата рождения — 1919 год. Берест скитался, беспризорничал, потом попал в детский дом. Окончив школу-семилетку, он работал трактористом, затем снабженцем-экспедитором на машиностроительном заводе в Харькове.
Подвиг Алексея Береста
Свой путь к Рейхстагу Алексей Берест начал еще с советско-финской войны. В 1944 году он окончил Ленинградское военно-политическое училище, которое из-за блокады перенесли в Шую, а затем был назначен заместителем командира батальона по политической части 756-го стрелкового полка. В марте 1945-го за ликвидацию вражеской группировки на берегах Балтики его наградили орденом Красной Звезды.
Берлинский штурм продемонстрировал невероятную отвагу Береста. Лейтенант «увлекал бойцов на боевые подвиги» и сдерживал яростные атаки врага. По словам командира, он был мощный, сильный, волевой, а потому именно ему поручили возглавить операцию по установке главного символа триумфа над врагом.

30 апреля Берест водрузил красный флаг на одной из колонн главного входа в Рейхстаг. Позже командование решило, что Знамя Победы должно развеваться над куполом. Подняться на крышу было непросто. В письме к жене Алексей Прокофьевич описывал, как лестница в отдельных местах была разрушена и им пришлось сделать живую лестницу: он становился, на него — Мелитон Кантария, а на их плечи — Михаил Егоров. Знамя привязали солдатскими ремнями к ноге бронзовой конной статуи кайзера Вильгельма II. «Не оторвется. Простоит сотни лет», — говорил лейтенант.
Водружение флага на Рейхстаг оказалось не последним подвигом Береста. Ночью 2 мая он пошел на переговоры с окруженными внутри здания немцами. Лейтенант смело заявил:
«Зачем мы пришли в Берлин, чтобы вас, гадов, выпустить? Если вы не сдадитесь, мы вас переколотим!»
На прощание немецкий офицер выстрелил ему в спину, но промахнулся. «Я рывком повернулся, разрядил свой пистолет, и тотчас же вспыхнула стрельба», — вспоминал Алексей Прокофьевич.
За этот и другие подвиги Береста представили к званию Героя Советского Союза. 8 мая 1946 года Егоров и Кантария, с которыми он поднимал знамя, получили свои «Золотые Звезды». А ему, руководителю группы, вместо высшей награды 22 августа 1946 года был вручен лишь орден Красного Знамени.
После войны
Судьба Алексея Береста на гражданке складывалась тяжело, и началось это еще в первые послевоенные годы. После Победы он продолжал службу в армии, занимая должности парторга и секретаря партбюро в разных дивизионах. Однако спокойной службы не вышло. Говорят, одной из причин, почему его не отметили наградой, стал случай в доме Генриха Гиммлера. Когда там нашли часы, Берест раздал их отличившимся солдатам, но отказал незнакомому офицеру Смерша, сказав, что «с такими длинными руками надо у церкви стоять». Кроме того, на собрании партактива он смело выступал с критикой аморальных поступков коммунистов. Позже комбат Степан Неустроев вспоминал, что, если бы в наградной реляции не упомянули, что Алексей Прокофьевич был «по политической части», он, скорее всего, получил бы награду.
Вскоре травля стала официальной. Береста решили объявить больным сифилисом и упрятать в госпиталь. Но начальник политотдела его бригады опроверг этот диагноз, документально подтвердив, что Алексей болел тифом. Тогда руководство пошло на другую уловку. В 1948 году под надуманным предлогом двоеженства — ведь он не успел оформить развод с первой женой — Береста уволили из Вооруженных сил. В доносе его обвинили в выпивке с подчиненными, отказе посещать Университет марксизма-ленинизма и даже в том, что он «проявлял недовольство на экономические трудности».
После увольнения неудобный герой переехал в село Покровское Ростовской области, на родину второй жены Людмилы Федоровны. Когда он работал директором отделения кинофикации, его обвинили в хищении. Непосредственной причиной ареста стал конфликт с ревизором, которого Алексей Прокофьевич, не выдержав голословных обвинений, выбросил вместе с креслом из окна. Непричастность к преступлению подтвердили 17 свидетелей, а при обыске следователь нашел только бедность. На протоколе описи имущества он карандашом написал: «Нет ничего». Однако Береста приговорили к десяти годам тюрьмы.
Из лагеря он писал жене:
«Я ни перед кем на коленях не стоял и никогда и нигде не стану».
Берест отсидел чуть больше трех лет (по другим данным — два с половиной года), после чего его освободили и реабилитировали. После заключения герой штурма Рейхстага сменил множество низкооплачиваемых профессий: был грузчиком, экспедитором, слесарем, шофером. Дольше всего — шесть лет — работал в сталелитейном цехе на «Ростсельмаше», одном из самых тяжелых в городе.
Друг Береста Степан Неустроев, получивший высшие награды, приезжал к нему и, снимая «Золотую Звезду», говорил: «Алеша, это твоя звезда». От этих слов забытому герою было больно, а дочь Ирина однажды услышала, как жена Степана Андреевича сказала: «Да тебе как о подвигах Алексея больше не о чем и рассказывать». Берест сознательно отказывался смотреть по телевизору кадры водружения Знамени Победы, потому что знал: фотографии и видео были постановочными.
Личная жизнь
Еще в 1939 году, до войны, Алексей Прокофьевич устроил личную жизнь, заключив брак с Еленой Акимовной Котенко. В начале 1946-го он заболел тифом и был доставлен в ростовский эвакогоспиталь, где познакомился с медсестрой Людмилой Федоровной Евсеевой. Перед выпиской Берест разыскал адрес девушки, пришел к ней домой и постучал в дверь со словами: «Открывай, теща, зять пришел!» На следующий день после свадьбы, которую отметили жареной картошкой, Алексей нелегально перевез жену в Германию, где тогда служил. В 1948-м у супругов родилась дочь Ирина.

Берест был бескомпромиссно честным человеком, который всегда стоял горой за справедливость, даже если это было опасно. Его дочь Ирина вспоминала, как отец, придя в Первомайский исполком, не выдержал, увидев в приемной женщину с грудным ребенком. Он открыл двойную дверь в кабинет начальника и прямо ему сказал:
«Ты сел здесь как окопная крыса, ты не видишь, кто у тебя в приемной сидит?»
За внешней суровостью и неудобным для командования характером скрывалась душа, которая тяготела к простым радостям и подлинному искусству. Алексей Прокофьевич обожал читать книги Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев» и «Золотой теленок», а еще очень любил цветы.
Герою Великой Отечественной войны было больно от несправедливости, но жена Людмила Федоровна всегда поддерживала его, даже когда он сидел в тюрьме. А дочь с детства видела, как тяжело отцу давалось забвение. Однако он не сдавался. В 1961-м ездил в Москву, где собрали всех участников штурма Рейхстага, чтобы восстановить правду. Благодаря этому имя Береста наконец попало в книгу «История Великой Отечественной войны». Но при жизни официального признания герой Победы так и не получил. После смерти отца дочь Ирина продолжила его борьбу за справедливость.
Смерть Алексея Береста
Трагический финал жизни Алексея Береста стал финальным аккордом его героической судьбы. Причиной смерти стали травмы, полученные от удара поезда. 3 ноября 1970 года, возвращаясь с работы с внуком, Алексей Прокофьевич увидел на станции «Сельмаш» упавшую на рельсы девочку. Он оттолкнул ребенка, но сам отскочить не успел. Удар оказался смертельным. Берест умер спустя три часа в больнице, а его дочь Ирина позже скажет, что часы на руке громко тикали в тишине, отсчитывая чужое время.

Даже после гибели героя его не оставили в покое. Похоронить на центральном кладбище не разрешили, и он обрел последнее пристанище на маленьком Александровском. За память о подвиге Береста взялась бороться дочь Ирина. Однако справедливость приходилось выбивать буквально по крупицам: еще в 1946-м однополчане обращались с просьбой о присвоении Бересту звания Героя, но им было отказано. А Егоров и Кантария не упоминали руководителя группы в своих мемуарах. В 2010 году, когда на Поклонной горе открыли памятник, фигуру Алексея Прокофьевича вычеркнули из основной композиции, поместив только на барельефе.
Справедливость восторжествовала спустя десятилетия. Долгожданной новостью для семьи стало официальное признание заслуг героя. 6 мая 2005 года Бересту посмертно присвоили звание Героя Украины. В 2025-м указом президента Владимира Путина он был удостоен звания Героя России.
Память
- Звезда на Аллее звёзд в Ростове-на-Дону и Ахтырке
- Памятник в Ростове-на-Дону
- Бюст в Москве, Кропоткине, Малгобек, Волгограде, Ростове-на-Дону, поселке Рассвет Аксайского района, селе Покровское Неклиновского района
- Улица Алексея Береста в Сумах, Ростове-на-Дону, селе Покровское
- Переулок в Кременчуге Полтавской области
Кино:
- 1971 — Документальный фильм «Алексей Берест»
- 1971 — Сериал «Освобождение», актер Эдуард Изотов
Награды
- Звание Героя Советского Союза (посмертно)
- Звание Героя Российской Федерации (посмертно)
- Орден Красного Знамени
- Орден Отечественной войны I степени
- Орден Красной Звезды
- Орден «Золотая Звезда»
Интересные факты
- На могиле Береста на Александровском кладбище в Ростове-на-Дону установлен скромный памятный знак, на котором выбита надпись: «Участник штурма Рейхстага».
- За время переговоров с немцами в Рейхстаге Алексей Прокофьевич так и не снял трофейную куртку, которую надел, чтобы скрыть погоны лейтенанта, поскольку младший офицер не имел права вести переговоры с генералами противника.
- В пятой серии киноэпопеи «Освобождение» образ Береста воплотил актер Эдуард Изотов.
- Судьба остальных знаменосцев сложилась по-разному: Егоров пьяным разбился на подаренной машине, Кантария не дожил до 50-летия Победы.