Биография
Марио Пьюзо называют отцом «Крестного отца». Американец итальянского происхождения написал знаменитый роман о мафии, который лег в основу культового фильма Копполы. После выхода книги Марио Пьюзо проснулся знаменитым и состоятельным, а когда на экраны вышла картина «Крестный отец» – на американца итальянского происхождения обрушилась всемирная слава.
Детство и юность
Родился Пьюзо осенью 1920 года в Нью-Йорке, на Манхэттене. Детство и юность Марио прошли в самом злачном районе между 34-й и 50-й улицами, который прозвали «Адской кухней».
В 2000-х район, где появился и вырос будущий автор романа о гангстерах – благополучное и безопасное место, а в 1920-30-х перестрелки и бандитские разборки считались тут обычным делом. Мафиозные кланы контролировали пабы, рестораны и магазины, и родителям Марио Пьюзо – итальянским иммигрантам, перебравшимся в Америку из провинции под Неаполем, приходилось присматривать за многочисленным потомством.
Но Марио – младший из детей и единственный общий сын (отец взял в жены маму Марио с четырьмя детьми от предыдущего брака) – опасения не вызывал. Мальчик оказался самым спокойным и уравновешенным в шумном доме, к уличной жизни проявлял равнодушие. Он забивался с книжкой в тихий угол, прячась от вечно бранящихся родственников, и пропадал.
Отец – стрелочник на железной дороге – видел в сыне преемника, но Марио ненавидел вокзалы и поезда, боялся железнодорожных гудков и орущей толпы. Когда сыну исполнилось 12, отец ушел из семьи. Мама, прихватив пятерых детей, переехала в Бронкс. Марио с облегчением вздохнул: перспектива стать стрелочником на железной дороге отпала.
Окончив школу, Пьюзо решил стать военным. Когда грянула Вторая мировая война, 19-летний итальянец записался в армию, но на фронт не попал – подвело зрение. Юношу определили на работу в хозблоке. С полком в составе американских ВВС Марио побывал в Азии, а затем в Германии.
После окончания войны Пьюзо поступил в частный университет Нью-Йорка, затем продолжил образование в престижном Колумбийском университете в Манхэттене. Получив высшее образование, Марио Пьюзо устроился клерком в правительственном учреждении, где трудился 20 лет. В начале 1960-х работал внештатным журналистом.
Литература
Творческая биография литератора и сценариста берет начало в 1960-х: он трудился на журналистском поприще и увлекся беллетристикой. Первые книги Марио Пьюзо изданы в России в 1990-х, после триумфа киносаги о мафии.
Первый роман, получивший название «Арена мрака», 35-летний писатель отдал в печать в 1955 году. Повествование о любви американского солдата и немецкой девушки во многом автобиографично – с первой супругой Марио Пьюзо встретился в Германии. Дебют начинающего литератора прошел незамеченным.
Второй роман под названием «Счастливая страница» Пьюзо решился опубликовать лишь через 10 лет. И снова экскурс в прошлое: героями книги стали итальянские переселенцы, в поисках места под солнцем попавшие в Америку периода Великой депрессии. Второй роман постигла судьба первого – известности автору не добавил.
Марио Пьюзо не сдавался. В следующем – 1966 году – на полки книжных магазинов лег роман «Летний побег Дэви Шоу» – единственное сочинение романиста для подростков, которое он посвятил пятерым детям.
В 1967-м литератор опубликовал детектив «Шесть могил на пути в Мюнхен», спрятавшись под творческим псевдонимом Марио Клери. К рассказу об американском солдате, который гоняется за бывшими офицерами гестапо, повинными в пытках и смерти жены, читатели остались равнодушными.
К счастью, Марио Пьюзо после стольких литературных фиаско не опустил рук. Слава пришла к писателю под занавес 1960-х. Роман о мафиозной семье выходцев из Италии и благородном гангстере доне Корлеоне превратился в главное произведение Пьюзо.
В 1970-х книга «Крестный отец» стала бестселлером. Романист не предполагал такого громкого успеха. Позже он признался, что не встречал в жизни прототип главного героя: Пьюзо выдумал дона Вито, черпая информацию о гангстерских разборках и законах мафии из чужих книг.
Роман о мафиозном клане раскупался американскими читателями молниеносно, типографии не успевали печатать новые тиражи. Спустя 3 года 32-летний режиссер Фрэнсис Форд Коппола взял роман Пьюзо за основу одноименной кинодрамы, превратив итальянца-американца в легенду.
Киношедевр вышел на экраны в 1972 году и получил 3 «Оскара» (одна фигурка досталась Марио Пьюзо за сценарий) и 5 «Золотых глобусов» (один – Пьюзо). При бюджете $ 6 млн картина заработала для киностудии и создателей 268,5 млн., превратив режиссера, сценариста и звездный актерский состав в очень состоятельных людей.
Марио Пьюзо перевез многодетное семейство в просторный особняк на побережье океана, на Лонг-Айленд. Спустя 2 года Пьюзо вручили второго «Оскара» за сиквел фильма.
Неожиданная слава застала Марио врасплох. Оправдываясь за оглушительную популярность сочинения, которое ему казалось низкопробным и неоправданно романтичным, он говорил журналистам, что роман о мафии – не лучшее сочинение из написанных им. Значительную часть (10% суммы от продажи книги) Марио Пьюзо отдал брату, который поддерживал семью в период работы над книгой.
Не многим поклонникам кино-бестселлера «Крестный отец» известно, что на кандидатуре Марлона Брандо на роль Корлеоне настоял автор романа. «Парамаунт» рассматривала на роль Лоуренса Оливье, Энтони Куинна и Карло Понти. В разгоревшемся споре между Пьюзо и Копполой, отвергавшем Брандо, победил писатель, пригрозивший отобрать права на экранизацию.
Марио Пьюзо появлялся на съемочной площадке проекта, подсказывал и давал советы, познакомился со звездным составом картины – Марлоном Брандо, Джеймсом Кааном, Джоном Казале. С Брандо он дружил до конца жизни.
В 1978 году писатель опубликовал детективную драму «Дураки умирают» о мире азартных игр и невидимой стороне киноиндустрии. Действие романа разворачивается в Голливуде и Лас-Вегасе. Марио Пьюзо именно это произведение назвал лучшим.
В 1984-м литератор подарил поклонникам «Сицилийца» – роман о борце за свободу островного населения с режимом Муссолини. Спустя 3 года вышел одноименный фильм, где главного героя – Сальваторе – сыграл Кристофер Ламберт. Режиссером картины стал Майкл Чимино.
1990-е Марио Пьюзо «открыл» детективной драмой «Четвертый Кеннеди», принесшей автору коммерческий провал. А в 1996 году читатели приветствовали детектив «Последний дон» о мафиозном клане сицилийца дона Доменико Клерикуцио, пытавшегося обустроить для детей и внуков жизнь без криминальных разборок. Через год роман экранизировали. Главного героя в мини-сериале сыграл Дэнни Айелло.
Публикации двух последних романов – «Омерта» и «Семья» – Марио Пьюзо не дождался. На полки книжных лавок книги попали в 2000-м и 2001 году. «Омерта» – роман-финал трилогии о мафиози из Сицилии. Он подводит черту под сюжетами «Крестного отца» и «Сицилийца».
Над романом «Семья» Пьюзо трудился больше 20 лет, до конца жизни, но завершить не успел. Последнюю точку в книге поставила жена Кэрол Джино. В России сочинение вышло под названием «Первый дон».
Личная жизнь
С первой женой Эрикой Броске, белокурой немецкой девушкой, Марио познакомился во Франкфурте в 1945-м. Эрика полюбила доброго очкарика Пьюзо и отправилась за ним в Америку, уверенная, что муж непременно сделает военную карьеру. Увидев, что главным увлечением супруга является писательство, Эрика почувствовала разочарование. Оно укрепилось после выхода первых провальных романов Пьюзо.
Обрушившаяся слава после выхода книги о сицилийских гангстерах застала Эрику врасплох. Вскоре после выхода бестселлера у жены Пьюзо диагностировали рак груди. Писатель обвинял в болезни жены себя, считая, что Эрика сломалась и пережила потрясение от резких перемен в жизни.
В середине 1970-х Марио нанял для жены сиделку. Кэрол Джино ухаживала за Эрикой два года и подружилась с детьми Пьюзо.
После смерти Эрики в 1978 году влюбленный в Кэрол романист неоднократно предлагал руку и сердце. Джино оказалась не только красивой женщиной, подружившейся с детьми литератора, но и коллегой. Повесть Джино Кэрол «Записки сиделки» тепло приняли читатели и критики.
Марио Пьюзо прожил с Кэрол 20 счастливых лет. Семья романиста стала традиционной итальянской: в доме обитали семейства двух сыновей и дочери Марио.
Смерть
Причиной смерти Пьюзо стала сердечная недостаточность. Романист скоропостижно скончался на 79-м году июльским днем 1999 года.
Жена нашла Марио в любимом кресле в доме на Лонг-Айленде, где он работал над последним романом.
Библиография
- 1955 — «Арена мрака»
- 1965 — «Счастливая странница»
- 1966 — «Летний побег Дэви Шоу»
- 1967 — «Шесть могил на пути в Мюнхен»
- 1969 — «Крестный отец»
- 1978 — «Дураки умирают»
- 1984 — «Сицилиец»
- 1991 — «Четвертый Кеннеди»
- 1996 — «Последний дон»
- 2000 — «Омерта»
- 2001 — «Семья»
Фильмы (экранизации)
- 1972 — «Крестный отец»
- 1974 — «Крестный отец 2»
- 1987 — «Сицилиец»
- 1988 — «Счастливая страница»
- 1990 — «Крестный отец 3»
- 1997 — «Последний дон»