Дон Корлеоне

Дон Вито Корлеоне
О персонаже
Страна
США
Создатель
Деятельность
глава мафии
Семейное положение
женат

История персонажа

Дон Вито Корлеоне – пример того, как простой итальянский эмигрант становится могущественным главарем преступного клана и устанавливает свои порядки в криминальной среде Нью-Йорка. Персонаж, сошедший со страниц романа Марио Пьюзо, прославился благодаря кинотрилогии «Крестный отец» великого Фрэнсиса Форда Копполы.

Дон Вито Корлеоне
Дон Вито Корлеоне

В итальянского мафиози на экранах перевоплощались два актера – Марлон Брандо и Роберт Де Ниро. Примечательно, что оба за эту роль получили «Оскара». Еще одна особенность экранизации – в ряды поклонников саги влились настоящие гангстеры и даже переняли некоторые методы работы вымышленного кумира.

История персонажа

Персонаж Вито Андолини Корлеоне ввел в литературу американский прозаик итальянского происхождения Марио Пьюзо. В 1969 году законное место на полках книжных магазинов занял роман «Крестный отец», повествующий о жизни мафиозного клана США. Российские же читатели познакомились с правилами семьи из списка преступных группировок только в 1987 году – роман опубликовали в журнале «Знамя».

Произведение разительно отличалось от череды популярных гангстерских книг. Дело в том, что при написании большинства из них авторы отталкивались от материалов полицейских хроник и архивов. А «Крестный отец» стал подобием свежего глотка в океане литературы на мафиозную тематику – Марио Пьюзо решил сделать акцент не на погонях и разборках, а на семейных ценностях криминальных структур.

Марио Пьюзо
Марио Пьюзо

Читатели получили шанс побывать в «гостях» у итальянского клана, увидеть формирование иерархии семьи, ее правила и понятия, роли каждого члена клана. Тем более писателю было что сказать, ведь Пьюзо вырос в итальянском квартале. Поэтому сложно понять – вымысел это или реальность.

Вито Корлеоне – канонический лидер династии гангстеров. Автор создал образ «короля», грамотно управляющего государством в миниатюре, где существуют непреклонные правила бытия, сложившиеся за десятилетия. Граждане этой империи подчиняются самодержцу беспрекословно, а их жизнь охраняют особые люди из числа родственников.

Книга Марио Пьюзо «Крестный отец»
Книга Марио Пьюзо «Крестный отец»

Конкретного прототипа главного героя произведения исследователи не нашли. В собирательном образе смешаны черты личностей из рядов преступного синдиката. Это босс мафии Америки Фрэнк Костелло и представитель клана Дженовезе Дон Вито. Книжного героя также сравнивают с королем Лиром.

Биография руководителя семейства Корлеоне перекликается с вехами жизни лидеров организованной преступности. Создание клана стартовало с мелкой группировки, в дальнейшем превратившейся в законный бизнес, который прикрывал темные дела.

Сюжет

С событиями, которые пережил этот обаятельный представитель криминального мира, знакомят как книга, так и фильмы, снятые по мотивам произведения Пьюзо.

Родился Вито Андолини на солнечном острове Сицилия, в городке Корлеоне. Название родины стало его фамилией по ошибке – когда иммигрировал в Америку, в графу «фамилия» вписали населенный пункт. Мальчик сбежал в «страну грез» от преследования криминального авторитета, убившего его отца, старшего брата и мать.

Дон Вито Корлеоне в детстве
Дон Вито Корлеоне в детстве

В Америке ребенок вошел приемным сыном в семью Аббандандо, его соотечественников, и работал в их магазине, но пришлось иди на улицу зарабатывать мелкими махинациями. Виной всему – гангстер Фануччи, пожелавший пристроить в бакалейную лавку племянника. Позже Вито застрелил бандита, открыв собственный список убийств и заняв место авторитета преступной группировки.

Главный герой легко завоевал расположение подчинявшегося ему народа благодаря положительным качествам – он был справедлив и уважителен к каждому. Корлеоне заинтересовал бизнес, связанный с импортом оливкового масла.

Созданная компания быстро встала на ноги и превратилась в серьезного игрока на американском рынке, приносящего итальянцу приличные дивиденды, а заодно прикрывающего преступные дела. Разбогатевший криминальный босс отправился на родину, где отомстил кровью за убийство родственников.

К началу 1930 годов семья Корлеоне разрослась, мужчина воспитывал дочь, троих родных сыновей и одного приемного. Набрала масштабы и преступная организация – члены клана встали у руля ведущих компаний. В конце Второй мировой войны дону Корлеоне предложили приумножить капитал и влияние с помощью торговли наркотиками, однако он посчитал себя выше столь низменного занятия.

Дон Вито Корлеоне с сыновьями
Дон Вито Корлеоне с сыновьями

Вскоре Вито пережил покушение – по мафиози открыли огонь прямо на улице. Но он сумел выжить. Пока восстанавливался, семейными делами руководил старший наследник Сантино, а младший Майкл уничтожил обидчиков отца и сбежал в Италию. Дону Корлеоне пришлось вернуться к делам после убийства Сантино, мало того, герой пошел на небывалый шаг – попытался установить между враждующими гангстерами подобие моста дружбы.

Вито Корлеоне скончался от сердечного приступа с фразой на устах: «Жизнь так прекрасна». Похоронив отца, Майкл отомстил всем противникам и взял на себя роль нового дона.

Фильмы и роли

За два месяца до старта съемок «Крестного отца» произошла череда совпадений, выпавших на один воскресный день. Режиссер и сценарист Фрэнсис Форд Коппола, читая утром свежую газету, наткнулся на рекламу романа Пьюзо. Аккуратно вырезал ее, чтобы позже поискать книгу в магазине, – интересно познакомиться с трудом соотечественника.

Режиссер Фрэнсис Форд Коппола
Режиссер Фрэнсис Форд Коппола

В гости пришел друг в компании продюсера Ала Рудди, которого режиссер видел впервые. Речь в разговоре коснулась и набиравшего популярность гангстерского романа. Тут же Копполе позвонил Марлон Брандо, чтобы обсудить очередной сценарий. Кто мог подумать, что троицу скоро сведет именно «Крестный отец»…

Бестселлер пережил три грандиозные экранизации, принеся автору $2 млн.

«Крестный отец» (1972 год)

Роль режиссера фильма досталась Фрэнсису Копполе неспроста. Мэтр киноискусства не только имел итальянские корни, он был отменным сценаристом и отличался талантом экономить при создании киношедевров. Над сценарием Коппола работал в паре с Марио Пьюзо: первоисточник упростили, выбросили зрелищные моменты и некоторые сюжетные линии, на первый план выдвинув тему семьи. Кроме того, авторы отклонились от хронологии книги, начав действие со свадьбы дочери Вито.

Марлон Брандо в роли Вито Корлеоне
Марлон Брандо в роли Вито Корлеоне

Образ лидера мафиозного клана дона Вито Корлеоне блестяще воплотил красавец Марлон Брандо. Актер безупречно передал мощь и силу характера главы преступного синдиката, а после покушения на жизнь убедительно показал страдания постаревшего в одночасье мужчины.

Роли сыновей гангстера отошли Аль Пачино (Майкл Корлеоне), Джеймсу Каану (Сантино «Сонни» Корлеоне), Джону Казале (Фредерико Корлеоне) и Роберту Дювалю (Том Хаген, приемный сын). Дочь Констанцию «Конни» Корлеоне-Рицци сыграла Талия Шайр.

Картина имела ошеломительный успех, превзойдя по финансовым сборам лидера проката «Унесенные ветром»: создатели фильма потратили $6 млн., а показ в кинотеатрах принес $85 млн. Кроме того, «Крестный отец» собрал урожай «Оскаров», заполучив три статуэтки за сценарий, за мужскую роль и за постановку в целом.

«Крестный отец-2» (1974 год)

Через два года зритель получил второй фильм о жизни итальянских мафиози в Америке, который, по мнению критиков, обошел по зрелищности и глубине первую постановку. Сюжет перемещает зрителей в ранние годы главного героя, а вторая линия картины повествует о руководстве семьей Майклом Корлеоне, перенявшим бразды правления у отца еще в 50-х годах.

Вито Корлеоне в молодости показал Роберт Де Ниро, за что получил вожделенную премию «Оскар». Впрочем, ленту наградили еще пятью статуэтками, а Аль Пачино в роли Майкла сорвал награду Британской академии кино и телевизионных искусств.

Роберт Де Ниро в роли Вито Корлеоне
Роберт Де Ниро в роли Вито Корлеоне

Режиссер приглашал на съемки также Марлона Брандо. Актеру отводилась роль в эпизоде празднования 50-летнего юбилея, однако он отказался участвовать в проекте. Зато в этой сцене засветился Джеймс Каан. Причем киношный сын Корлеоне Сонни потребовал за эпизодическую роль столько же денег, сколько получил за работу в первой экранизации «Крестного отца».

«Крестный отец-3» (1990 год)

Спустя 16 лет создатели нашумевшей гангстерской саги решили снять продолжение, преследуя тривиальную цель – заработать денег. Поэтому поклонники фильм считают худшим из трилогии и советуют смотреть лишь ради «коллекции». Работа хоть и номинировалась на семь «Оскаров», ни одной статуэтки так и не получила.

На пост руководителя съемочным процессом рассматривались Мартин Скорсезе, Майкл Манн, Сидней Люмета. В итоге вернулись к кандидатуре Копполы, который вновь сел за сценарий вместе с Пьюзо.

Сначала режиссер собирался «похоронить» Майкла Корлеоне, потому как Аль Пачино просил слишком неподъемный для авторов картины гонорар. Однако удалось сторговаться, и младший сын Вито Корлеоне остался жив. Роберту Дювалю не повезло – сумма оплаты за труд актера не устроила, а на уступки продюсеры не пошли. Приемный сын Вито Том Хаген умер задолго до начала сюжета.

Аль Пачино в роли Майкла Корлеоне
Аль Пачино в роли Майкла Корлеоне

Компанию на съемочной площадке постаревшему Аль Пачино составили Талия Шайр, София Коппола (в роли дочери Майкла), Фрэнк Д’Амброзио (сын Майкла), Энди Гарсиа (Винченцо «Винни» Мансини, внебрачный сын Сонни Корлеоне).

Кроме того, авторы киноистории о клане гангстеров подарили зрителю телевизионный сериал «Крестный отец: Сага», который увидел свет в 1977 году. В ленте соблюден хронологический порядок жизни семьи Корлеоне. Режиссеры просто перемонтировали существующие фильмы, дополнив работу вырезанными из трилогии сценами.

Интересные факты

  • Имя литературного мафиози носит сорт фиалок. Цветок под названием Ле-Дон Корлеоне имеет темно-фиолетовый с вишневым отливом оттенок, а махровые звезды обрамлены широкой белой каймой.
Фиалка сорта "Дон Корлеоне"
Фиалка сорта "Дон Корлеоне"
  • Снимаясь в фильме, Брандо носил капу, благодаря которой челюсть актера напоминала нижнюю часть морды бульдога.
  • В сцене свадьбы дочери Вито Корлеоне держит на руках кошку. Животное попало на съемочную площадку случайно, и ее решили задействовать в картине вопреки сценарию.
Вито Корлеоне с кошкой
Вито Корлеоне с кошкой
  • Результат собственной актерской работы Брандо не понравился: позднее он делился с прессой, что на премьере был шокирован количеством сделанных ошибок. Но через 20 лет признал, что фильм все-таки получился достойным.
  • Марлон Брандо обладал необычным характером и взглядами. Например, актер отказался от «Оскара», присужденного за игру в «Крестном отце». Это была акция против ущемления прав индейцев.

Цитаты

Речь итальянского мафиози пестрит мудрыми фразами. Читатели и поклонники криминальной драмы составили из цитат свод правил настоящего мужчины и гангстера:

«Первейшая обязанность человека — оставаться живым. А уже потом следует то, что люди именуют честью».
«Если мужчина не стал своим детям настоящим отцом, он не мужчина».
«Дружба — это все. Дружба превыше таланта. Сильнее любого правительства. Дружба значит лишь немногим меньше, чем семья».
«У каждого из нас найдется что рассказать о своих невзгодах. Я этого делать не собираюсь».
«Быть беспечными могут позволить себе женщины и дети, но не мужчина».
«Никогда не сердись, никогда не угрожай и заставь человека рассуждать здраво».
«Иной долг способен сломить самую крепкую силу».
«Людям, которых любишь, говорить «нет» нельзя. Во всяком случае, часто».
«Месть – это блюдо, которое вкуснее всего, когда остынет».
«Будь я всесилен, я явил бы больше милосердия, чем Господь».