Биография
Томас Харди – драматург и романист, автор стихов и рассказов, творивший на излете викторианской эпохи. Писатель делал уклон в сторону социального романа, пронизанного пессимизмом, герои его произведений не в силах противостоять жизненным обстоятельствам, общественным нравам и ударам судьбы.
Детство и юность
Томас Харди родился в июне 1840 года в графстве Дорсет. Предки писателя – дворяне, но обедневшие настолько, что отцу и деду пришлось работать простыми каменотесами. Семья, в которой росли два мальчика и две девочки, жила в деревне Верхний Бокхемптон, и все население составляло полсотни жителей.
Воспитанием детей занималась мать. Будучи малограмотной женщиной, она не хотела, чтобы наследники влачили жалкое существование, и понимала, что начинать следует с хорошего образования. Томас ходил в церковно-приходскую школу и, кроме того, по настоянию матери много читал. Родители готовили сына к посвящению в духовный сан, но выяснилось, что к проповедованию душа Харди не лежит.
В 16 лет Томас заинтересовался архитектурой, и парнишке разрешили практиковаться на предприятии в Дорчестере, которое реставрировало старые здания. Одновременно Харди изучал живопись, греческий и латинский языки. Перебравшись в Лондон, будущий писатель окончил Королевский колледж и устроился работать на фирму Артура Бломфилда, президента Architectural Association School of Architecture. Компания сына епископа, коим был сэр Бломфилд, специализировалась на восстановлении церквей и прочих религиозных сооружений.
Литература
Вернувшись в Дорчестер самостоятельным архитектором, Харди планировал заняться реставрацией, но в то же время начал делать первые шаги в литературе. Первый роман Томаса «Бедняк и леди» так и не дошел до потомков – автор уничтожил рукопись, после того как получил отказ издателя в публикации. Дабы не разочароваться в оценке таланта в дальнейшем, писатель опубликовал анонимно следующую работу – «Отчаянные средства».
В 1872 году в издательстве «Братья Тинсли» увидела свет книга «Под деревом зеленым», открывающая целый цикл под названием «Романы характеров и среды». Имя писателя впервые было указано только 4 года спустя на обложке издания, вышедшего в Америке.
Роман представляет собой жизнеописание музыкантов церковного хора деревушки Меллсток, прообразом которого послужил церковный оркестр Стинфорда, основанный дедом Харди. Потому на страницах Томас изложил воспоминания детства, описания реальных мест. В 2005 году Николас Лафлэнд, снявший популярный сериал «Чисто английское убийство», перенес действие романа на телеэкран.
Факты собственной биографии Харди использовал и при написании романа «Голубые глаза» - обстоятельства первой встречи с любимой девушкой, проблемы, вызванные разным социальным статусом мужчины и женщины. Главная героиня Эльфрида списана с возлюбленной писателя Эммы.
Роман «Вдали от обезумевшей толпы» принес автору финансовую независимость и популярность. Томас окончательно осел в Дорчестере, построил дом и смог заняться исключительно сочинительством. Произведение также неоднократно подвергалось экранизации. В мелодраме о любовном треугольнике в разное время снимались Джонатан Фёрт, младший брат Колина Фёрта, и Линда Бэссет, Майкл Шин и Кэри Маллиган, Теренс Стэмп и Джули Кристи.
Сюжет «Руки Этельберты» вращается вокруг представителей высшего света, однако критики рекомендовали Томасу заняться разведением овец, что писатель в какой-то мере и делает – уезжает в сельскую местность вблизи от Стерминстер-Ньютона, где пишет роман «Возвращение на родину». Харди внес сумятицу в умы читателей, рассказав о замужней женщине, сбегающей из дома с любовником.
Красной нитью через повествование проходит мысль, что тот, кто пытается бороться с неизбежностью судьбы, роет себе могилу. Последовавшие позднее «Старший трубач полка», «Двое на башне» и «Равнодушная» тоже посвящены жизни в английской глубинке.
В романе «Мэр Кэстербриджа» Харди рассказал о судьбе бездомного батрака, который благодаря своим способностям становится мэром города, но не может удержаться на вершине социальной пирамиды – события из прошлого меняют и его собственную жизнь, и жизнь окружающих людей. В 2003 году британским режиссером Дэвидом Такером снят фильм с таким же названием с участием Джульетт Обри, Полли Уокер и Джеймса Пьюрфоя.
Пожалуй, самым известным сочинением Томаса Харди считается «Тэсс из рода Д’Эрбервиллей». Роман шокировал чопорную викторианскую публику, его не пропускала цензура, нещадно клеймили критики, вгоняя писателя в уныние и творческий кризис.
Повествование о девушке, принесшей себя в жертву ради семьи, пронизано символизмом и мыслью о том, что высокородное происхождение не делает человека счастливым. По мотивам произведения снят не один сериал и полноценный художественный фильм. Главные роли в них исполняли Джемма Артертон, Мадхури Дикшит, Настасья Кински.
Роман «Джуд Незаметный» - последний в ряду произведений, написанных в этом жанре. Томас, и без того выдержавший волны осуждения и критики, на этот раз подвергся небывалому разгрому. Епископ Уэйкфилдский устроил показательное сожжение экземпляра книги, словно бы сигнализируя немногочисленным оставшимся поклонникам, насколько опасна и неугодна Богу подобная ересь.
С этого момента Харди переключил внимание на стихотворные формы, которым всегда отводил первое место. Исследователи творчества английского писателя насчитали свыше 1000 стихотворений и новелл, объединенных в разрозненные сборники.
В 1898 году вышли «Уэссекские стихотворения», в книгу автор включил работы, написанные во времена, когда Томаса увлекала романистика. В этом, как и еще в семи других сборниках, Харди писал на нейтральные темы – обращался к жене, описывал красоты деревенской жизни и бытовые ситуации.
В начале 20 века Томас Харди обратился к эпическому жанру, взявшись за изложение истории войн Наполеона Бонапарта в стихах. Пьеса, получившая название «Династы», публиковалась тремя частями. В 1923 году издана «Знаменитая трагедия королевы Корнуэлльской», в основу которой легли кельтские легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.
Несмотря на цензуру, осуждение общества, писатель слыл в литературных кругах авторитетным человеком. Харди стал почетным членом старейших британских Magdalen College School и Queen’s College, получил степень доктора литературы Кембриджского и Оксфордского университетов. В 1912 году Томас награжден Золотой медалью Королевского литературного общества.
Личная жизнь
Первой женой Томаса Харди в 1874 году стала Эмма Лавиния Гиффорд. Девушка приходилась свояченицей священнику, чью церковь писатель собирался реставрировать. Ее кончина в 1912-м стала основным лейтмотивом лирического цикла Харди «Стихи 1912-1913».
Стихотворение «Мысли о Трайфене при известии о ее смерти» посвящено кузине по материнской линии. Предполагалось, что Томас завел роман с мисс Спаркс и пара даже тайно была помолвлена.
Во второй раз Харди женился в преклонном возрасте на Эмили Флоренс Дагдейл. Писатель познакомился с ней в 1905 году, Эмили тогда преподавала в женской школе. Спустя два года после смерти Эммы Томас сделал предложение, и Дагдейл, не испугавшись 40-летней разницы в возрасте, приняла его. Как отмечали биографы, всю жизнь детская писательница, а Эмили выпустила книгу рассказов, оставалась в тени Гиффорд – при живой жене писатель адресовал усопшей стихи.
Ни в первом, ни во втором браке у Томаса не было детей.
Смерть
В конце 1927 года Томас заболел плевритом и умер в январе 1928 года в поместье Макс Гейт. Похороны прошли 16 января в Вестминстерском аббатстве. Интересный факт: тело Харди захоронено в южной части храма, а сердце – в Стинфорде, в могиле его первой жены.
Через год после смерти мужа Флоренс опубликовала книгу «Ранняя жизнь Томаса Харди, 1841-1891», в которой были собраны его дневники, письма и мемуары.
Незадолго до кончины Томас Харди был выдвинут на Нобелевскую премию по литературе и удостоен Ордена Заслуг.
Библиография
- «Под деревом зеленым»
- «Голубые глаза»
- «Вдали от обезумевшей толпы»
- «Равнодушная»
- «В краю лесов»
- «Тэсс из рода д’Эрбервиллей»
- «Джуд Незаметный»
- «Уэссекские стихотворения»
- «Знаменитая трагедия королевы Корнуэлльской»
Цитаты
«Сильная привязанность суживает круг интересов, и хотя любовь обогащает человека переживаниями, она ограничивает его поле зрения». («Вдали от обезумевшей толпы»)
«Люди хвалят либо осуждают друг друга, развлекаются либо печалятся, наблюдая чужие слабости и пороки, и каждый по-своему идет своей стезей, ведущей к смерти».
«Если бы Галилей сказал о том, что Земля вертится, стихами, то инквизиция оставила бы его в покое».
«Есть кое-что похуже слепоты – это способность видеть то, чего на самом деле нет».
«Боязнь – мать благоразумия».