Биография
Выдающаяся итальянская актриса, пик популярности которой пришелся на 60-е. Талант Моники Витти открыл Микеланджело Антониони, для которого артистка стала не только музой, но и верной подругой на долгие годы. Игра Витти была отмечена рядом престижных итальянских и европейских кинопремий.
Детство и юность
Мария Луиза Чечарелли (настоящее имя актрисы) родилась 3 ноября 1931 года в Риме. Отец — Анджело Чечарелли, мать — Аделина Виттилья. Именно от фамилии матери артистка отталкивалась при выборе творческого псевдонима.
Детство девочки было далеко не безоблачным: семья жила небогато, приходилось донашивать вещи старших братьев. Маленькая хрупкая Моника ходила в широченных штанах на подтяжках, грубых мальчишеских башмаках с подложенной ватой и, конечно, ненавидела себя. Масла в огонь подливали большой нос и рот — девочка считала себя ужасной уродиной.
Что оставалось делать бедному закомплексованному ребенку — только мечтать. И Моника грезила о том дне, когда сможет преобразиться, надеть красивое платье и туфли и главное — стать неотразимой не только в собственных глазах, но и для остальных. Эти мечты привели ее в волшебный мир театра.
Первые роли будущая артистка сыграла в любительских постановках. Дебютировала в 14 лет в спектакле Enemy by Nicodemy, сыграв 40-летнюю женщину. После школы юная итальянка поступила в Национальную академию драматического искусства в Риме, которую окончила в 1953 году. Став дипломированной актрисой, Витти, уже взявшая этот лаконичный псевдоним, стала работать на сцене столичных театров.
Фильмы
Ее дебют в кино состоялся в середине 50-х годов. Это был крохотный эпизод в картине «Смейся! Смейся! Смейся!», имя артистки даже не прописано в титрах. В начале кинокарьеры только такие роли и доставались Монике. Актриса едва сводила концы с концами, днем практически безрезультатно ходила на пробы, а вечером играла в театре Гольдони, чтобы заработать на жизнь. Ее внешность, далекая от стандартов красоты, не нравилось режиссерам, девушке даже предлагали сделать пластическую операцию носа.
В 1956 году молодая актриса познакомилась с режиссером Микеланджело Антониони. Эта встреча стала предвестником ее звездной кинокарьеры.
К этому моменту Антониони был начинающим, но уже известным режиссером, стартовавшим в начале 50-х. Встреча с Витти развеяла его сомнения по поводу главной героини нового проекта, идею которого он как раз вынашивал. Тандем актрисы и режиссера состоялся, и в 1960 году на экраны вышел первый фильм «трилогии отчуждения» — «Приключение», ставший прорывом в итальянском кино.
Помимо восторгов талантом режиссера, отдельного восхищения удостоилась игра главной героини. За эту роль Витти получила премии Golden Globe и Golden Grail как «Лучшая актриса», была номинирована на британскую кинонаграду BAFTA как «Лучшая иностранная актриса». Ее фото украсили обложки не только итальянских, но и европейских газет и журналов.
Громкий успех артистка закрепила, сыграв в двух последующих частях трилогии — драмах «Ночь» (1961) и «Затмение» (1962) с такими звездами европейского кино, как Жанна Моро, Марчелло Мастроянни, Ален Делон.
Эти фильмы Антониони стали классикой итальянского кино. Мэтра, который сделал акцент не на диалогах, а на игре чувствами, назвали открывателем нового языка в кинематографе. И Моника показала в этой чувственной игре непревзойденный уровень мастерства.
Однако не единым драматическим талантом обладала итальянская кинодива. Скоро она явила зрителю комедийное амплуа. С 1965 года, после разрыва с Антониони, актриса снималась преимущественно в этом жанре.
Став иконой итальянского кинематографа, Витти решила покорить и англоязычное кино. Но лента Джозефа Лоузи «Модести Блейз» (1966) по одноименному комиксу успеха не имела.
В 1968 году на экраны вышла итальянская лента Марио Моничелли «Не промахнись, Ассунта!» о приключениях провинциальной итальянки, волею судьбы оказавшейся в Шотландии. За эту роль Витти получила приз на кинофестивале в Сан-Себастьяне, а также две премии «Давид ди Донателло». Во многом благодаря яркой игре актрисы фильм был номинирован на «Оскар».
Монике оказались подвластны все грани комедийного жанра — черная комедия, бурлеск, ситком, фарс. В 1974 году актриса снялась у небезызвестного Луиса Бунюэля, режиссера, которого называли основоположником сюрреалистического направления в кинематографе (фильм «Призрак свободы»).
В фильмографии Моники было уже более четырех десятков кинокомедий, когда Микеланджело Антониони вновь предложил сотрудничество своей музе спустя 20 лет. В 1981 году вышла на экраны их последняя совместная работа — «Тайны Обервальда», в которой Витти воплотила образ Елизаветы Австрийской.
В фильме «Тайный скандал» (1990) Витти сыграла главную роль и выступила в качестве режиссера и сценариста. Эта работа стала последней в кинематографической биографии актрисы — она вернулась в театр, стала преподавать и изредка сниматься на телевидении.
В 1995-м заслуги Моники Витти в европейском кинематографе были отмечены наградой «Золотой лев» на Венецианском кинофестивале.
Личная жизнь
Микеланджело Антониони стал главным мужчиной в жизни Витти. История любви режиссера и его музы интерпретирована журналистами десятки раз. Их творческий союз мог бы не состояться, если бы в тот памятный день на студии озвучивания он не заговорил первым.
Сначала режиссер сделал комплимент ее голосу: у Моники был неповторимый тембр — низковатый, с хрипотцой, и слегка ироничная манера говорить. А потом выпалил без обиняков, глядя в глаза, что именно такое лицо он давно искал. Витти рассмеялась, и Антониони влюбился окончательно.
Микеле, как называли мастера близкие, стал для молодой женщины и учителем, и другом, и любовником. Он заставил ее полюбить свою внешность (рост 170 см, вес 56 кг), которой она так стеснялась. Просто снял ее так, что в нее невозможно было не влюбиться. А ей хотелось быть для него желанной и соблазнительной. Впервые в ее гардеробе появились каблуки и открытые платья.
Их страстный красивый роман длился почти 10 лет. Будни на съемочной площадке, совместные поездки на фестивали, цветы и шампанское по утрам, шумные вечера в изысканном обществе — все это было в их насыщенной личной жизни. Они казались крепкой парой, которую ничто не может разлучить. Однако ветреный нрав любвеобильного художника и ревнивый характер темпераментной итальянки вмешались в их судьбу.
В середине 60-х Антониони охладел к своей музе. В новой картине «Фотоувеличение» он снял английскую актрису Ванессу Редгрейв, увлеченный ее холодной, строгой красотой.
Моника долго переживала личную драму, но со временем вылечилась от былой любви. В 1975 году она встретила режиссера и сценариста Роберто Руссо, который и стал ее официальным мужем спустя 20 лет. Детей у актрисы не было.
Свои воспоминания о молодости, любви, кино знаменитость изложила в книге-автобиографии Sette sottane.
Смерть
В старости Витти полностью удалилась на покой, и долгое время о судьбе знаменитой артистки ничего не было известно. Только в 2011 году родные официально заявили о том, что актриса страдает болезнью Альцгеймера. В 2018 году супруг подтвердил, что Моника жила в Риме, ей был обеспечен надлежащий уход.
2 февраля 2022 года стало известно, что 90-летняя Моника умерла. Более 20 лет она не появлялась на публике. Причину смерти не озвучили.
Фильмография
- 1960 — «Приключение»
- 1961 — «Ночь»
- 1962 — «Затмение»
- 1964 — «Красная пустыня»
- 1966 — «Модести Блейз»
- 1968 — «Не промахнись, Ассунта»
- 1974 — «Призрак свободы»
- 1977 — «Спасите, она меня любит!»
- 1981 — «Тайна Обервальда»
- 1983 — «Флирт»
- 1986 — «Франческа и я»
- 1990 — «Тайный скандал»
Интересные факты
- Витти, как другая популярная итальянская актриса Маргерита Буй, является пятикратным лауреатом премии «Давид ди Донателло» за лучшую женскую роль. В этом их смогла обойти только Софи Лорен, которая была удостоена премии шесть раз.
- Витти была поклонницей римского футбольного клуба «Лацио».
- После выхода картины «Приключение» Моника стала настолько популярной, что ее изображение появилось на почтовых марках.