Биография
Талантливого композитора-электронщика Брайана Питера Джорджа Ино, внесшего огромный вклад в развитие прогрессивного рока, называют основателем жанра эмбиент. Новаторский подход, основанный на создании атмосферных звуковых пейзажей, произвел революцию в мире музыки. Творческий изобретатель отошел от сложившихся устоев, сосредоточившись на создании текстурных, повторяющихся паттернов, которые погружают слушателя в медитативное состояние. Произведения Ино стали неким манифестом, определив основные черты жанра: отсутствие четкой структуры, фокусировку на звучании и создание обволакивающей атмосферы.
Детство и юность
Брайан родился 15 мая 1948 года в Вудбридже, Великобритания. Его семья относилась к глубоко верующим людям, поэтому для обучения сына родители выбрали колледж Святого Иосифа. Там юноша проучился до 16 лет, для получения профессии выбрал Ипсвичскую школу. Причем тогда его выбор ни на чем не основывался, однако в дальнейшем сыграл большую роль в становлении будущего композитора.
Ипсвичская школа была создана британским художником Роем Эскоттом, и практика преподавания в ней заметно отличалась от других учебных заведений. Основа обучения заключалась в саморазвитии учеников и увеличении способов восприятия, хотя в других школах упор делался на специальные технические дисциплины. Брайана с детства тянуло к творчеству, он не желал прожить жизнь, сидя в офисе, и имел потребность в самореализации.
Как позже делился музыкант в интервью, важную роль в его жизни сыграли встречи в стенах школы с Корнелиусом Кардью. Известный авангардный композитор заинтересовал молодого человека экспериментами в области музыки, открыв для него что-то новое.
Продолжительное общение с Кардью способствовало тому, что через два года обучения Брайан Ино покинул прежнее учебное заведение и подал заявление о приеме в школу искусств в Винчестере. Юноше казалось, что там у него получится больше узнать о музыкальных экспериментах и развиваться в выбранном направлении.
Однако новое место оказалось традиционным заведением, поэтому экспериментировать приходилось втайне ото всех, особенно от учителей, которые отговаривали бунтаря заниматься ерундой и призывали ответственнее подходить к занятиям. На фото тех лет видно, что Брайан носил длинные волосы, что еще больше придавало ему вид хулигана.
Вопреки наставлениям преподавателей, студент вместе с сокурсниками-единомышленниками создал группу под названием Black Aces. Она состояла, за вычетом Ино, из трех человек, с которыми уроженец Вудбриджа познакомился в молодежном клубе в Мелтоне.
В молодости композитор экспериментировал в разных жанрах, стараясь найти то, что будет ему по душе. В разные годы творчества слушатели оценили треки Брайана Ино с Дэвидом Боуи, Полом Саймоном, Джоном Кейлом, Натали Имбрульей и другими именитыми музыкантами.
Брайан Ино в группе Roxy Music
На профессиональном уровне музыка в биографии Ино появилась только в начале 70-х. Парень совместно с другими ребятами выступал в рок-группе Roxy Music, созданной Брайаном Ферри и Грэмом Симпсоном. Будущий основатель жанра эмбиент играл на клавишных и синтезаторе.
Композиции объединяли в себе стильные сценические постановки, виртуозное исполнение и ироничную поэзию, преобладали меланхоличные песни. После того как в середине 1973-го закончились гастроли For Your Pleasure, исполнитель покинул коллектив. Он сослался на разногласия с Ферри и его стремление руководить командой, что мешало свободно воплощать свои идеи.
Сольное творчество композитора Брайана Ино
В 1973-м вышел в свет первый сольный диск Ино, который назывался Here Come the Warm Jets. По версии журнала Rolling Stone он вошел в список 500 величайших альбомов всех времен. В том же году музыкант объединил силы с Робертом Фриппом, основав дуэт Fripp & Eno и представив дебютный релиз No Pussyfooting, состоящий из двух длинных композиций — The Heavenly Music Corporation и Swastika Girls.
До 1978-го музыкант выпустил еще несколько работ, среди которых Another Green World и Discreet Music. А в последующие годы подарил слушателям серию композиций под названием Ambient.
Причем первый сборник — Ambient 1: Music for Airports — западные критики признали оказавшим большое влияние на эмбиент, а самого Брайана назвали основоположником этого жанра. Однако Ино работал не только в этом стиле, он также использовал в треках экспериментальный рок, электронную музыку, минимализм и арт-рок.
Затем Брайан Ино выпустил пластинку Apollo: Atmospheresand Soundtracks, в 1990-м — The Shutov Assembly, а еще через три года — Neroli. Примечательно, что записи из первого собрания произведений прозвучали в кинокартинах «28 дней спустя», «Траффик» и «На игле».
С начала 2000-х дискография музыканта не переставала пополняться новыми работами. В сотрудничестве с немецким коллегой Дж. Петером Швальмом Ино сочинил альбом Drawn from Life. Композиции представляют собой обилие неожиданных ходов, где меланхоличное фортепиано соседствует с органическим электронным звучанием, создавая атмосферу отстраненности и созерцательности. Одновременно с этим сохранились характерные для эмбиента элементы — плавные переходы и отсутствие четко выраженной структуры. В итоге разнообразные инструменты сплетается в единое полотно, создавая ощущение погружения в бесконечный звуковой поток.
В 2005-м Ино записал студийник Another Day on Earth, а следующий, Small Crafton a Milk Sea, был выпущен только спустя пять лет. Его соавторами стали Джон Хопкинс и Лео Абрахамс.
Everything That Happens Will Happen Today — первая совместная работа Брайана Ино и Дэвида Бирна с 1981 года, выпущенная на лейбле Todo Mundo. Она стала проникновенным исследованием контрастов между человеческой душой и бездушным миром технологий. Сочетая электронные ритмы и духовные мотивы госпела, музыканты создали оптимистичный гимн, звучащий особенно ярко на фоне мрачных реалий современности.
В первой половине десятых исполнитель совместно с участником культового электронного проекта Underworld Карлом Хайдом записал сборник под названием Someday World. Совместная работа настолько воодушевила коллег, что через месяц они создали еще один — High Life, хотя изначально не планировали. В пресс-релизе говорилось, что работа объединила в себе минимализм Стива Райха и Филипа Гласса с ритмикой Фелы Кути.
Параллельно Брайан Ино помогал Деймону Албарну в записи пластинки Everyday Robots, состоящей из 12 треков. Ключевой темой является влияние технологий на человека. Албарн исследует, как гаджеты и социальные сети формируют человеческое сознание, отчуждают людей друг от друга и заставляют их чувствовать себя одинокими даже в гуще толпы. С творческой точкой зрения диск представляет собой смесь различных жанров, включая фолк, электронику, афробит и классическую музыку.
В 2018-м зрители увидели документальный фильм «Рамс» о влиятельном промышленном дизайнере Дитере Рамсе, в создании ленты Брайан значился как композитор.
Параллельно совместно с немецким художником Питером Шмидтом Ино разработал «Обходные стратегии» — набор из 128 карточек с фразами, которые предназначены для выхода из сложных и кризисных ситуаций творческих людей.
«“Обходные стратегии” в виде концепции возникли у меня, когда я был участником рабочих ситуаций, в которых паника, особенно в студии, заставляла меня быстро забывать о том, что были другие способы работы и что были возможности решать проблемы “по касательной”, и это было во многих смыслах интереснее, чем прямое лобовое решение», — рассказывал мастодонт эмбиента.
Палитра студийника Mixing Colours, разработанная Брайаном совместно с братом Роджером Ино, поражает разнообразием и глубиной. От нежных, парящих мелодий до глубоких, пульсирующих басов — каждый звук тщательно выверен и служит для создания единой, целостной композиции. Гармоничная структура альбома основана на использовании нестандартных аккордовых последовательностей и модуляций, что придает музыке ощущение постоянного движения и развития.
В октябре 2022-го Брайан Ино ворвался с диском Forever And Ever No More, который знаменовал собой его триумфальное возвращение к вокалу после 17-летнего перерыва. Музыкант поделился личными размышлениями о хрупкости нашего мира, охватывая тему экологических проблем и задавая слушателям прямо и между строк экзистенциальные вопросы. Он создал мелодичный ландшафт, пронизанный одновременно и меланхолией, и надеждой.
В СССР и России
У Ино есть опыт работы с советскими и российскими коллегами. В 1987-м композитор посетил в СССР и познакомился с «необъяснимой, но уникальной бандой» «Звуки Му». После того как зарубежный гость помог музыкантам создать одноименную пластинку, о феномене Петра Мамонова заговорили в западных странах. Критики отмечали, что коллектив — «настоящее русское безумие».
Однако Брайан отмечал, что в этом сборнике не рассчитывал увидеть то безумие, с которого рождалось его знакомство с российскими исполнителями. Но Мамонов подошел к делу со всей ответственностью. По прошествии времени Ино делился с журналистом и музыкальным критиком Артемием Троицким* (по решению Минюста РФ внесен в список иностранных агентов) мнением о лидере «Звуков Му»:
«Это нечто жуткое, словно он явился в наш мир из Средневековья! Но в этом его феномен и заключается».
В 1997-м Брайан Ино с семьей жил в Санкт-Петербурге. В 2010-м в Большом зале Санкт-Петербургской консерватории он представил проект под названием «77 миллионов картин», а также прочитал лекцию о культуре.
Во время проживания в Северной столице англичанин открыл для себя Бориса Гребенщикова* (по решению Минюста РФ внесен в список иностранных агентов) и коллектив «Аквариум», а в 2018-м участвовал в записи его релиза под названием «Время N» — играл на клавишных в песне «Крестовый поход птиц».
Личная жизнь
О личной жизни Ино в прессе не так много информации. Композитор впервые женился на Саре Гренвилл в 1967-м. В том же году родилась единственная дочь пары Ханна. В 80-х пара развелась.
Второй женой музыканта стала Антея Норман-Тейлор, работавшая у него менеджером. В 1983-м в прессе появилась информация, что коллег связывала не только работа, к тому моменту у них уже были романтические отношения. В 1988-м влюбленные решили узаконить отношения, а уже позднее супруга родила Ино двух детей — дочерей Ириал Вайолет (1990) и Дарлу Джой (1991).
Гуру эмбиента ведет официальный профиль в «Инстаграме» (соцсеть запрещена в России, она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской), где периодически выкладывает фото, видео и афиши предстоящих проектов.
Брайан Ино сейчас
Сейчас Ино не перестает заниматься любимым делом. Он сделал меломанам подарок ко Дню Земли — новую версию культового трека Дэвида Боуи Get Real. Выпущенная в апреле 2024-го работа стала результатом творческого переосмысления известной композиции. Музыкант не только переработал оригинальную запись, а создал совершенно новое прочтение, сплетя звуки природы с узнаваемым вокалом Боуи.
Помимо музыкальных трудов, Брайан порадовал поклонников известием о выходе литературного произведения. В соавторстве с писателем Bette A он представил глубокое исследование природы искусства в книге What Art Does. Она предлагает свежий взгляд на роль искусства в современном мире и приглашает читателя к философским размышлениям о творчестве и восприятии. Издание ограниченным тиражом в количестве 777 экземпляров должно было поступить в продажу в начале декабря 2024-го.
Дискография
- 1973 — Here Come the Warm Jets
- 1975 — Another Green World
- 1978 — Music for Films
- 1978 — Ambient 1: Music for Airports
- 1983 — Apollo: Atmospheres and Soundtracks
- 1990 — The Shutov Assembly
- 1993 — Neroli
- 2005 — Another Day on Earth
- 2012 — Lux
- 2017 — Refliection
Фильмография
- 1975 — «Арена»
- 1976 — «Земля Минотавра»
- 1984 — «Дюна»
- 1987 — «Ужас в опере»
- 1996 — «Задверье»
- 2004 — «Пиджак»
- 2017 — «Имя смерти»
- 2021 — «Мы словно Боги»
Интересные факты
- Композитор записал саундтрек для фильма «Дюна» 1984 года.
- В 2007-м Брайан Ино присоединился к Лейбористской партии в качестве советника по делам молодежи.
- Известно, что в 90-х Брайан сотрудничал с Microsoft и создал звуковую тему для ОС Windows 95, которая звучала при включении и выключении компьютера.
- Журналист Дэвид Шеппард написал о композиторе биографическую книгу «На каком-то далеком пляже (Жизнь и эпоха Брайана Ино)».