Биография
«Нажми на кнопку – получишь результат» - в начале 1990-х вряд ли кто-то не слышал эту песню и не видел по телевидению черно-белый клип с молодыми людьми с серьезными лицами и в кожаных куртках. Автор композиции, Роман Рябцев, был солистом группы «Технология», но его музыкальная карьера никогда не ограничивалась этим коллективом.
Детство и юность
Роман Николаевич Рябцев родился 25 января 1970 года в Воронеже.
Детство певца прошло вдали от родины: его родители были дипломатами, и с 6 до 11 лет маленький Рома жил в столице Сирии, Дамаске. Там он учился в начальной школе, но позже семье пришлось принимать нелегкое решение, как быть дальше.
Сын уже достиг возраста, в котором ему нельзя было выезжать вместе с родителями, к тому же на Ближнем Востоке в школах при посольстве учили только до 5-го класса. Поэтому учебу Роман закончил в интернате, специально созданном для детей, родители которых работали за рубежом.
После окончания школы будущий артист по настоянию родителей поступил в педагогический институт Воронежа. Мама и папа Романа побоялись оставлять подростка без присмотра, а так – и бабушка с дедушкой жили недалеко, и заместитель декана факультета был их институтским приятелем. Год юноша проучился в Воронеже, затем перевелся в московский вуз. Высшее образование Роман, однако, так и не получил, оставив институт на 2-м курсе.
Музыка
Впервые в роли музыканта Роман себя попробовал в старшей школе. Будущий артист умел играть на фортепиано, а у его приятеля по интернату были синтезатор, драм-машина и электроорган. Совместно юноши записали 3 альбома, о качестве которых музыкант сейчас высказывается категорично, называя их «отвратительными», хотя и признавая искренними в плане содержания.
О профессиональном занятии музыкой Роман тогда и не думал: чтобы попасть на эстраду в СССР, нужно было иметь музыкальное образование и быть соответствующим образом аттестованным. Сам же Рябцев планировал пойти по родительским стопам и стать дипломатом. Однако увлечение музыкой сохранилось, и во время учебы в институте юноша без проблем стал участником местного вокально-инструментального ансамбля.
Позже, в 1987 году, Роману даже удалось стать участником первого рок-фестиваля Воронежа – правда, он выступал как гость, то есть шел вне конкурса. Но тексты песен даже для этого пришлось возить на утверждение в органы комсомола. Переехав в Москву, Роман стал участником местной музыкальной группы, потом играл в другом коллективе, съездил на первые гастроли – так, потихоньку, хобби стало чем-то большим.
В 1988 году Роман заменил в дуэте «Прощай, молодость!» клавишника Сергея Бананова. Через 2 года музыкант ушел на аналогичную позицию в группу «Биоконструктор» - коллектив, одним из первых в стране начавший делать музыку в стиле техно-поп. По прошествии еще 2 лет «Биоконструктор» трансформировался в группу «Технология», а основным направлением творчества коллектива стал синти-поп. Сначала основным вокалистом был Владимир Нечитайло, к которому позднее присоединился Роман.
В 1991 году «Технология» записала свой 1-й альбом «Все, что ты хочешь», а также сняла клипы на композиции «Странные танцы» (именно «странные», а не «Танцы вдвоем», как их часто ошибочно называют) и «Нажми на кнопку». Обе песни стали своеобразной визитной карточкой группы, и Роман говорит, что поклонники и поклонницы неоднократно говорили, якобы их дети были зачаты под «Странные танцы».
Еще одной отличительной особенностью коллектива стал вокал Романа. Профессионально голосом артист никогда не занимался: ему дважды отказали педагоги, сказав, что, если он станет петь правильно, потеряет свою изюминку. Продюсером группы стал Юрий Айзеншпис. Позже Роман говорил, что он был скорее директором коллектива – диктовать, что петь и как выступать, музыканты Айзеншпису не позволяли.
В 1993 году, после записи альбома «Рано или поздно», певец покинул «Технологию», заключив контракт с французской звукозаписывающей компанией. Это дало Роману возможность записывать песни так, как хочется, а не как того ожидают коллеги по группе и поклонники «Технологии». Во Франции, впрочем, Рябцев не остался: во-первых, не было желания, во-вторых – русскому исполнителю было трудно пробиться на европейский музыкальный рынок.
Также с 1993 года Роман работал и композитором, и аранжировщиком песен у других исполнителей. На протяжении карьеры он сотрудничал и с Кристиной Орбакайте, и с группой «t.A.T.U», и с еще одним музыкантом Айзеншписа – Владом Сташевским.
Те, кто считает, что Роман всегда занимался только андеграундной музыкой, будут удивлены, но музыкант работал и с группой «Руки вверх!». Например, их кавер-версия песни «Джимми» сделана Рябцевым. Более того – завоевавшая специфическую популярность песня «Белые кораблики» группы «Подъем» - тоже дело рук Романа.
Вернувшаяся «Технология» вновь добилась популярности. Музыканты регулярно ездили на гастроли, выступали на рок-фестивалях и записывали новые альбомы. Однако в 2017 году Роман устал и от этого формата группы. В интервью артист признался, что «Технология», на его взгляд, «забронзовела», от них не ждут и не хотят ничего нового, а такой подход к творчеству для него неинтересен. Сейчас основным занятием Романа стала сольная работа.
За годы карьеры музыкант предпочитал творить в неоромантической стилистике. Его не привлекала протестная тематика андеграунда 80-х – 90-х годов, а политику Роман считает темой, которую уместно затрагивать не музыкантам, а журналистам. Сам Рябцев позволяет себе рассуждать на подобные темы вне сцены и творчества, а в рамках собственных блогов в соцсетях.
Хотя временами неоромантику Роман может разбавить и менее серьезной, а то и вовсе «скользкой» тематикой. Например, ему принадлежит специфический ремикс на известную с советских времен песню «Здравствуй, Дедушка Мороз!». Вместо классического текста музыкант использовал популярную народную пародию. В клипе, правда, обсценная лексика заменена на слова «друг детей горбатый», но на видео с живого выступления в клубе можно услышать и нецензурную версию композиции.
Личная жизнь
Наследством сирийского детства стало увлечение Романа культурой и обычаями восточного мира.
Позже, во время работы в Париже, музыкант освоил французский язык, хотя сам отдает предпочтение английскому.
Роман был женат четырежды. От первой жены Екатерины у него 2 дочери. Второй брак с журналисткой Мариной Канцлер продлился меньше года, и детей у пары не было.
С Наталией Рябцевой, третьей женой, музыкант познакомился в 2015 году на собственном концерте в Санкт-Петербурге – девушка подошла к Роману за автографом. Пара расписалась, и 16 октября 2016-го на свет появилась младшая дочь музыканта, Юлия.
В 2018 году в прессе появилась информация о том, что Роман расстался с молодой женой и в декабре официально с ней развелся. Помимо этого, и Екатерина, и Наталия сообщили журналистам, что музыкант не выплачивает алименты на содержание детей и даже не общается с ними.
Наталия Рябцева также утверждает, что Роман ставит под сомнение свое биологическое отцовство относительно их общей дочери, и говорит, что музыкант оставил ее из-за другой женщины, директора Марии Перовой. Сам Рябцев, как и его директор, невыплату алиментов отрицают, а СМИ, публикующим недостоверную информацию, Перова обещает судебное разбирательство.
Вскоре стало известно, что Мария стала 4-й женой музыканта. Свадьба состоялась в марте 2019 года.
Роман Рябцев сейчас
В преддверии 2019 года Роман выпустил клип на песню «С новым годом!». Увидеть его можно по ссылке в аккаунте Рябцева в «Фейсбуке». Фото музыканта и стихи его авторства можно найти не только там, но и в блоге в «Живом Журнале», а также на официальной странице артиста в «Инстаграме». В том же году исполнитель представил трек «Наша тайна».
2020-й музыкант начал с работы над новой мини-пластинкой. А в декабре выпустил трек «Рагнарёк» (С Новым годом!). Эта песня была записана в коллаборации с актерами дубляжа Иваном Жарковым (официальный голос Тора в русской озвучке) и Сергеем Пономарёвым (который озвучил Геральта в сериале «Ведьмак»).
Дискография
- 1994 – «Странные танцы»
- 1995 – «Если я стану другим»
- 1997 – «Красный день календаря»
- 2001 – «Звездная коллекция»
- 2018 – «Вернуться домой»
- 2018 – «Весна»
- 2018 – «Хватит спать!»
- 2018 – «Без тебя»
- 2018 – «С Новым годом!»
- 2019 – «Очарован» (сингл)
- 2019 – «Четыре ветра» (сингл)
- 2020 – «Обычные люди»