Биография
«Тату» — один из самых скандальных проектов российского шоу-бизнеса. Группа в открытую заявила о причастности к ЛГБТ, но спустя несколько лет разочаровала поклонников. Звонкоголосые девчонки-подростки заводили полные залы, им удалось завоевать Европу и Америку, обогнав по продажам альбомов ярких мировых звезд.
История создания и состав
В 1999 году продюсер, а по совместительству сценарист рекламных клипов Иван Шаповалов и композитор Александр Войтинский решили создать новый музыкальный проект, который украсил бы российский шоу-бизнес.
Солистку подбирали тщательно, через кастинг прошли сотни претенденток, в итоге выбрали 15-летнюю Лену Катину. Авторов проекта устраивали и внешние данные, и вокал. Звонкоголосая девушка с большими глазами и вьющимися волосами явно привлекала внимание.
Лена спела несколько треков в одиночестве, в том числе песню на злобу дня «Югославия», после чего Шаповалов задумал превратить проект в дуэт. Так в коллективе появилась еще одна юная особа – Юля Волкова.
Кандидатуру начинающей певицы предложила Катина. Девчонки вместе проходили кастинг, к тому же были воспитанниками детского ансамбля «Непоседы».
Авторы группы сделали ставку на смелую концепцию - использовали лесбийский имидж. По одной из версий истории создания дуэта, за названием «Тату» кроется фраза «та любит ту».
Музыка
Прорывом в творческой биографии дуэта стала песня «Я сошла с ума», принесшая популярность подросткам. Сингл в течение нескольких месяцев упорно держался на первых строчках хит-парадов радиостанций. Вслед вышел клип об истории любви двух школьниц, который тоже имел невероятный успех, завоевав золото на канале российского MTV.
К созданию видео авторы подошли серьезно. Солисткам пришлось поменять имидж: Лена похудела на десяток кг, Юля лишилась длинных волос и превратилась в жгучую брюнетку. Сама работа заняла целых две недели.
Клип, повествующий об изоляции девочек-лесбиянок от окружающего мира, породил массу споров на тему однополых отношений. Да и солистки «Тату» оказались в эпицентре скандала и всеобщего внимания. Девчонкам разрешали по минимуму общаться с прессой и давать автографы, был создан целый свод правил, что можно делать, а чего нельзя. В частности, запрещалось вообще отвечать на вопросы об ориентации.
2001 год для группы выдался насыщенным. Весной «Тату» презентовала поклонникам дебютный альбом «200 по встречной», разлетевшийся за первые пару месяцев тиражом 500 тыс. экз. Это был рекорд относительно русскоязычных коллективов, и за рубежом продажи тоже оказались головокружительными. Удалось даже превзойти Мадонну и Майкла Джексона по объему реализации дисков. Песню «Нас не догонят», вошедшую в состав пластинки, облекли в клип.
К концу лета «татушки» решили окончательно завоевать Европу, приступив к переводу дебютного альбома на английский язык. За рубежом уже с нетерпением ждали работу. Девчонкам пришлось подтягивать английский под руководством преподавателя МГУ. А еще они не переставали колесить с концертами по всей стране, также заглядывали в Украину, Белоруссию, Прибалтику.
В этом же году репертуар дуэта пополнился новой песней «Полчаса», тоже долго не покидающей верхние строчки топов радиостанций. Группа праздновала получение премии MTV Video Music Awards в нью-йоркском Metropolitan и победу в конкурсе «Музыкальный подиум» в номинации «Самая хитовая песня».
В 2002 году группа подарила зарубежным поклонникам свои хиты на английском языке Not Gonna Get U», I’ve Lost My Mind, а также All the Things She Said, который получил статус золотого и платинового. Пришлось поменять название дуэта: группа стала носить имя t.A.T.u. потому что в Австралии уже существовал коллектив «Tatu».
Еще через год, весной 2003-го, дуэт t.A.T.u. отправился защищать честь родной страны на «Евровидение». Девушки исполнили песню «Не верь, не бойся, не проси» и уверенно завоевали третье место, уступив артистам из Турции и Бельгии. Расхождения в баллах оказались невелики, россияне заподозрили нарушения в системе голосования, однако протест отклонили.
Группа продолжала стремительное восхождение на олимп музыки недолго. Зимой 2004 года канал СТС запустил проект «Тату» в Поднебесной» в формате реалити-шоу, в котором участницы группы демонстрировали работу над вторым альбомом. Однако вскоре в деятельности дуэта начался спад – Катина и Волкова расстались с Шаповаловым.
Релиз новой пластинки, создаваемой в лондонской студии, состоялся лишь осенью 2005-го. Альбом имел русское название «Люди-инвалиды» и английское «Dangerous and Moving», с которого выпустили всего три сингла - All About Us, Friend or Foe и Gomenasai. Первый вошел в десятку европейских чартов, остальные не достигли такого головокружительного успеха. Чуть позже на All About Us в Америке сняли клип, куда вошли кадры из живого выступления артисток.
В поддержку новой работы девушки устроили грандиозный промо-тур, география затронула даже Японию, Аргентину и Бразилию. Волна концертов прокатилась и по России. Во время гастролей солистки «Тату» решились опровергнуть прижившийся лесбийский имидж. В каждом интервью Лена и Юля не забывали акцентировать внимание, что между ними исключительно дружеские отношения. Раскрытие карт сыграло против «татушек» - дуэт лишился львиной доли поклонников.
В 2007 году девушки отличились участием в гей-параде, ради этого даже забросили работу над третьим студийным альбомом. Летом Юля и Лена отправились на съемки картины Ролана Жоффе «Ты и я». Ленту снимали по произведению российского депутата Алексея Митрофанова и студентки РГГУ Анастасии Моисеевой «Тату Кам Бэк».
В главных героинь перевоплотились Шантель ван Сантен и Миша Бартон. Американка и русская девушка идут на концерт «Тату», проходящий в столице России. Фильм показали на Канском кинофестивале, правда, за рамками конкурсной программы.
Третий англоязычный альбом под названием «Waste Management» вышел к концу 2009 года, что стало неожиданностью для фанатов. Ведь несколькими месяцами ранее девушки объявили, что собираются строить сольную карьеру. Причем Лену Катину поддержит действующая команда, тогда как Юля Волкова отправляется в свободное плавание в полном одиночестве.
Спустя полгода Лена и правда вышла на сцену одна, но половину репертуара составили песни «Тату». Бывшая коллега в штыки восприняла такой подход к делу. Впрочем, в дальнейшем девчата изредка объединялись в выступлениях, даже записали трек с Майком Томпкинсом и Лигалайзом «Любовь в каждом мгновении» и создали на него клип.
В 2013 году, на радость поклонников, дуэт появился на совместном концерте. Пели «татушки» и на церемонии открытия Олимпиады в Сочи. Но спустя неделю Катина в соцсетях заявила, что t.A.T.u снова распалась. Чуть позднее Волкова заверила фанатов - в будущем, возможно, группа вновь оживет.
Бывшие «татушки» занялись сольной карьерой, объединяясь лишь по случаю. Так, осенью 2017 года дуэт порадовал фанатов новым треком «Follow Me».
А в мае 2018-го в честь 19-летия коллектива представили поклонникам ранее не изданные демо. Но о возрождении коллектива говорить не приходилось — непримиримые разногласия между солистками, которые поклонники могли отследить в цитатах из интервью, главные тому доказательства. О конфликте между Леной и Юлей писали в СМИ, высказывались различные предположения о его природе.
В июне 2021 года Ксения Собчак представила выпуск с бывшими участницами музыкального коллектива — к слову, между собой они не пересекались, однако давали ответы на одинаковые вопросы. Также, к интервью был привлечен экс-продюсер «Тату» Иван Шаповалов и мать Лены Катиной.
Ксения Анатольевна стала развивать идею о том, что предпосылки конфликта зародились после того, как Волкова начала терять голос. С этим согласился и Шаповалов, но мать Лены не вспомнила момента, когда бы эта проблема стала обсуждаться в контексте поиска новой солистки.
Иван Шаповалов кратко подытожил, что размолвке артисток поспособствовал его собственный отход от дел. Юлия обвинила в невозможности воссоединения бывшую коллегу, которая в процессе совместной творческой деятельности в 2013 году вела себя крайне недружелюбно.
А Катина, напротив, поведала о кабальных условиях, выставленных Волковой, согласно которым она в принципе не имела никакой свободы творчества, в том числе и в сольной карьере.
Так или иначе, легендарные исполнительницы пошли каждая своей дорогой. Юлия занялась политикой, баллотируясь в Госдуму. При этом она изредка выступает с концертами, по ее словам, петь ей намного проще, чем говорить. Лена развивает сейчас собственный проект и достигла определенных высот в качестве певицы-одиночки.
В октябре 2021 года Катина в своем инстаграм-аккаунте сообщила, что дуэт вернется на сцену в 2022-м. Новость о трибьюте поразила поклонников, а затем композитор Сергей Галоян сообщил: он запрещает исполнять хиты солисткам проекта, поэтому о воссоединении не может быть и речи.
Однако на деле трибьют все же вышел, но был записан без участия солисток. Шли разговоры даже о возможном судебном разбирательстве, хотя впоследствии Лена и Катя передумали.
«Тату» сейчас
На радость фанатам легендарного коллектива на осень 2022 года был анонсирован концерт OVION SHOW в Минске. В качестве хедлайнеров вечера объявили дуэт Кати и Лены. Опережая разговоры о недостоверности этой информации, Катина и Волкова выставили в своих личных блогах афишу мероприятия. С подтверждением о воссоединении «Тату» выступила и концертный директор дуэта Катерина Дорош.
Дискография
- 2001 – «200 по встречной»
- 2002 – 200 km/h in the Wrong Lane
- 2005 – Dangerous and Moving
- 2005 – «Люди-инвалиды»
- 2008 – «Веселые улыбки»
- 2009 – Waste Management
Интересные факты
- Менеджер, который занимался продвижением дуэта на Западе, сотрудничал с Мэрлином Мэнсоном.
- Совместное фото Лены Катиной с Эминемом и Мэнсоном, на котором объединились представители рэп-, поп- и рок-движения, стало мемом о сочетании несочетаемого.
- Были планы о совместном треке Rammstein с «Тату», но переговоры не привели к соглашению.