Фильм «Родня»: интересные факты о съемках картины
В 1981 году советские зрители увидели фильм «Родня». Снятая Никитой Михалковым картина хоть и подверглась нападкам цензуры, но все-таки была допущена в прокат. И сразу обратила на себя внимание — выделялась непохожестью на привычное для СССР кино, почему и полюбилась народу.
О том, как снимали киноленту, а также о курьезах и интересных фактах, с фильмом связанных, — в материале 24СМИ.
Вдохновительница из глубинки
Виктор Мережко, писавший сценарий для трагикомедии, при создании персонажа Марии Васильевны вдохновлялся образом собственной тещи. Та как раз приехала к нему в гости с кучей банок консервации. Именно такой — шумливой, веселой и неуемно энергичной — автор и изобразил главную героиню будущей картины. Отчего фильм «Родня» приобрел столь близкие сердцу простого советского человека колорит и атмосферу.
Нестандартное решение
Никита Михалков, подбирая исполнительницу на роль внучки Марии Васильевны, Иришки, провел кинопробы у массы девочек. Однако среди претенденток подходящий типаж, отличающийся изрядной долей непосредственности и нахальства, найти так и не сумел. Тогда режиссер решил обратиться к уже знакомому маленькому актеру — Федору Стукову. Мальчик уже работал с Михалковым в фильме «Несколько дней из жизни И. И. Обломова».
Будущий креативный продюсер «СТС Медиа» превосходно вписался в роль. Юному артисту настолько понравился предложенный эксперимент, что на съемочной площадке он, не стесняясь, импровизировал. Добрая половина образа Иришки — находка молодого таланта. Однако были и негативные стороны — после фильма к Стукову в среде сверстников прилипла кличка Фекла.
От работы к разгулу
Сцену с танцами снимали в только что построенном, но из-за бюрократических проволочек еще не открытом ресторане. Причем в процессе была задействована вся съемочная группа — сам режиссер появлялся в кадре в качестве официанта, а оператор перевоплотился в повара. Молодого работника ресторана, пьющего кофе на кухне, сыграла ассистентка Михалкова Тамара Кудрина, которой специально для роли прилепили усики.
Причем весь «настольный» реквизит — напитки, закуски, шашлыки, салаты и даже огромная индейка, которую официант проносил по залу заведения, — был настоящим. Так что кинематографисты после окончания съемочного дня закатили настоящий банкет.
Личным распоряжением
Чиновники от кинематографа нашли к чему придраться в картине. То прицепились к тому, что зятя теща по лбу ударила, — не к лицу такое поведение советской женщине. То в самолете усмотрели намек на войну в Афганистане. То не понравился ребенок, который и выглядит не по-советски буржуазно и музыку слушает западную. Всего набралось 2 сотни правок, которые вместе меняли изначальную суть ленты.
Ситуацию спас Андропов — генеральный секретарь лично посмотрел фильм «Родня», посмеялся над подмеченными мелочами и дал добро на допуск в кинотеатры. Кое-что кинематографистам подправить все-таки пришлось, но это была сущая безделица — замысел картины остался неизменным.
Выбор по фото
Рассказывают, что именно Нонне Мордюковой обязан своим попаданием в фильм Олег Меньшиков, до этого снявшийся только в одной картине — военной драме Сурена Шахбазяна «Жду и надеюсь». Народная артистка, перебирая присланные на пробы фотографии, вытащила карточку с лицом начинающего актера и обратила на нее внимание режиссера.
Когда Михалков впервые встретился с будущей «своей» звездой и спросил с долей снисхождения, согласен ли дебютант работать, Меньшиков ответил, что не знает, ведь еще не ознакомлен со сценарием.
Танцы до добра не доведут
Репетиция сцены с танцами в ресторане едва не закончилась бедой. Войдя в раж, Нонна Мордюкова, незадолго до съемок отлежавшая 1,5 месяца в больнице с сердечной недостаточностью, так отплясывала, что вновь угодила в инфарктное отделение.
Находясь на лечении, артистка развлекала пациентов и персонал забавными байками из собственной жизни и всевозможными шутками, ведя себя при этом просто и без претензии на «элитность».
Конфликт
Никита Михалков во время съемок «получил по шее» от исполнительницы роли Марии Васильевны Нонны Мордюковой. Причем не фигурально, а вполне реально — правда, удар пришелся по колену. Молодому режиссеру, незадолго до этого эпизода заставшему именитую артистку не за подготовкой к очередной сцене, а за веселыми посиделками с подругой в вагончике, удалось вывести актрису из себя.
Той, по мнению Михалкова, никак не удавалось изобразить требуемый драматизм и накал страстей. Никита Сергеевич заметил тогда, что «трудно бабушкам играть такое», после чего конфликт и обострился. Помирились актриса с режиссером, только когда фильм «Родня» уже заканчивали снимать. А до того момента общались через «переводчика» — оператора Павла Лебешева.