Фильм «Обыкновенное чудо»: интересные факты о съемках картины
Фильм «Обыкновенное чудо» впервые показали 1 января 1978 года. До сих пор картина, хотя и демонстрируемая по телевидению десятки раз в год, прочно ассоциируется у россиян с новогодними праздниками. Причем сама музыкальная притча-сказка учит верить в то, что чудо возможно в любое время, а не только под бой курантов и праздничный салют.
О том, как снимали фильм, о связанных с ним интересных фактах и случавшихся на площадке курьезах — в материале 24СМИ.
О сомнениях
Предложение снять сказку Марк Захаров в штыки не принял, но и особого восторга от него не испытал. Пьеса Евгения Шварца, по которой и требовалось создавать произведение для телевидения, не слишком вдохновляла режиссера. Плюс он помнил, что предыдущая попытка экранизации, предпринятая в 1964 году Эрастом Гариным, не оказалась успешной и популярностью у зрителей не пользовалась.
Однако потом в голову Захарову пришла идея переделать пьесу в музыкальный фильм с участием его любимых ленкомовских актеров. И работа закипела.
О короле
Евгений Леонов, игравший короля, поставил режиссера Марка Захарова в известность, что у него на всю работу крайне мало времени — всего 10 дней. А потом артист собирался отправиться в Германию — отпуск за границей случался у советских людей редко, даже у знаменитых. Так что жертвовать таким шансом актер не хотел. Поэтому сценарий Леонову учить приходилось прямо на съемочной площадке или импровизировать, опираясь на подсказки коллег.
На съемках артист очень помогал режиссеру. По словам Марка Анатольевича, Евгению Павловичу удивительным образом удавалось чувствовать кадр — представлять, как тот или иной момент будет в итоге выглядеть на пленке. Поэтому артист часто предлагал снять «актерский дубль», с некоторыми корректировками, который в итоге на экране смотрелся выигрышнее.
Только однажды Марку Захарову удалось обойти актера в чутье. Тогда снимали момент появления короля в оконном проеме — тот задерживался на мгновение, чтобы поприветствовать собравшихся на церемонию венчания. Режиссер настаивал, чтобы Леонов поднял руку — точно так, как в те годы делали партийные лидеры с трибуны мавзолея. Евгений Павлович заметил, что придется переснимать, — не одобрят.
Но в итоге худсовет все-таки пропустил этот эпизод без придирок. Хотя кинематографисты все-таки подстраховались — сняли дубль и без «партийного приветствия».
О музыке
Из 6 написанных Геннадием Гладковым и Юлием Кимом, работавшим под псевдонимом Ю. Михайлов, для картины песен в фильм «Обыкновенное чудо» вошли только 5. Композицию «Песня охотника» в исполнении Михаила Боярского в киноленту не включили. Однако ее возможно было послушать на пластинке, которую выпустили после выхода картины на экраны.
Мало кто обращал внимание, но на начальных титрах «Обыкновенного чуда» звучит мелодия, представляющая собой подправленную основную тему из фильмов про Джеймса Бонда.
О трюках
Александр Абдулов, исполнявший роль обращенного в юношу медведя, вызвался сниматься без дублера — решил трюки, которых в картине хватало, выполнить самостоятельно. Все шло неплохо до момента, когда артисту предстояло, скача на лошади, ухватиться за выступ арки и, подтянувшись, влезть в окно.
Актер на полном скаку за арку уцепился, а вот ноги из стремян вытащить забыл. Упавшего и запутавшегося в лошадиной амуниции артиста животное несколько метров волоком протащило по земле. К счастью, обошлось без травм. А на последовавшее от Захарова предложение взять дублера Абдулов ответил отказом. Немного передохнул и повторил трюк. На этот раз — как надо.
О принцессе
С игравшей принцессу Евгенией Симоновой на съемочной площадке неоднократно случались разномастные происшествия. То пришлось приостанавливать съемку, поскольку актриса, панически боявшаяся оружия, никак не соглашалась сделать выстрел из пистолета. Режиссеру удалось все-таки уговорить Симонову, но даже в фильме заметно, как та зажмурилась, нажав за спусковой крючок.
В другой раз артистку засосал мокрый песок в карьере. Пытавшийся ее удержать Абдулов сам провалился. Удалось вытащить артистов только дежурившей на площадке команде пожарных.
Вообще, Захаров долго не хотел брать Симонову в фильм «Обыкновенное чудо» — не отказывал, но и пробовать других продолжал. Выручил артистку оператор Николай Немоляев — так снял девушку в черном мужском костюме, что режиссеру ничего не оставалось — только сдаться и утвердить Евгению на роль.
Правда, это сыграло с ней дурную шутку — образ принцессы надолго прикрепился к артистке. И другие режиссеры стали приглашать Евгению воплощать на экране и сцене только подобные образы, что для разноплановой актрисы стало катастрофой.
О хламе
Невероятные декорации дома волшебника, напоминавшие о детстве и неотвратимо приближающемся чуде, были в прямом смысле сделаны из мусора. Людмила Кусакова, кинохудожник, рассказывала в интервью, что и огромный часовой механизм, и летучий корабль с мутным шаром наверху были собраны из вещей, найденных на свалке.
О драконе
Изображение дракона, стираемое, когда фильм «Обыкновенное чудо» подходит к концу, женой волшебника в исполнении Ирины Купченко, — копия с гравюры 1702 года за авторством Иоганна Цана «Излучающий глаз. Дракон, видимый под разными углами зрения». Изначально изображение являлось частью научного труда по оптике и объясняло читателю, что такое угол зрения.