Фильм «Экипаж»: интересные факты о съемках
Эта вдохновленная голливудскими блокбастерами картина Александра Митты, вышедшая на экраны в конце 1970-х, стала новой вехой в истории советского кинематографа. Продемонстрировав зрителям мастерство комбинированных съемок и качественные спецэффекты при захватывающем сюжете, она заодно подарила эпизод, который называют первой в СССР эротической сценой, хотя выглядит все на экране довольно скромно. Интересные факты о фильме «Экипаж» — в материале 24СМИ.
«Запас прочности»
Начинать разговор про интересные факты о фильме «Экипаж», ставшем в 1979 году для отечественного кино «трижды первым» (как картина-катастрофа, как спродюсированная лента, ибо вложилось деньгами не только государство, но спонсором выступил и «Аэрофлот», как фильм с эротической сценой), стоит с самого начала — с названия.
«Запас прочности» — такая надпись по первоначальному замыслу должна была красоваться в кинотеатрах на плакатах первого русского фильма-катастрофы. Однако ознакомившиеся с предварительной сборкой ленты прокатчики развели панику, предрекая натуральную гибель картины с подобным названием в советских реалиях. И намекали явно не на отношение зрителей, а на людей, занимающих кресла в высоких кабинетах.
Картина и так навела шороху в среде авиационного начальства, когда только поползли слухи о сюжете, в котором рассказывается о катастрофе, произошедшей с советским самолетом, что напрягало в плане соответствия преподносимой гражданам идеологической концепции лучшей страны на планете, с самыми совершенными технологиями и высочайшей надежностью техники. А тут еще и название с намеком.
Так что Александр Митта вынужден был объявить конкурс среди членов съемочной группы: кто предложит новый вариант названия для картины, который понравится режиссеру, тот получит от него $100. Тогда «Запас прочности» превратился в «Экипаж» — вариант, кстати, предложил сам Митта, поскольку никто из кинематографистов так и не смог при мозговом штурме «накреативить» ничего достойного.
Отказ от съемок
Примечательно, что привычный актерский состав первого русского блокбастера мог в идеале оказаться совершенно иным. Ведь сначала роли планировалось предложить совсем не тем артистам, чьи лица зрители на экране увидели.
Например, роль командира экипажа, бывшего летчика-фронтовика, достаться должна была Алексею Петренко. Однако актер, едва получив предложение, сразу ответил резким отказом, не объясняя причины подобного решения. В итоге Андрея Тимченко сыграл Георгий Жжёнов.
Не было в планах у Александра Митты привлекать к работе над картиной и Анатолия Васильева, воплотившего на экране образ второго пилота. Валентина Ненарокова после великолепно проведенных проб играть начал Николай Караченцов. Однако артист вскоре после старта съемок сообщил руководству, что на участие в картине у него остается не больше пары дней в неделю — остальное время отнимают театр, другие съемки и концерты.
Образ бортинженера Скворцова, бессовестного дамского угодника и сердцееда, внезапно понявшего, что вдруг влюбился, сначала на себя примерял Олег Даль. Однако после того, как сняли несколько эпизодов, артист покинул проект, сославшись на неспособность продолжать работу по причине болезни. На роль в результате взяли Леонида Филатова.
Да и у стюардессы Тамары должна предварительно была быть внешность Елены Прокловой, которая с радостью согласилась сниматься, но затем крайне быстро отказалась — сообщила, что руководство театра, где актриса служила, нагрузило ее работой, поставив заменять в ряде спектаклей уехавшую за границу коллегу.
Худющие коровы
Следующая занимательная и забавная информация из раздела «Интересные факты о фильме “Экипаж”» касается подхода к созданию спецэффектов.
Когда кинематографистам понадобилось снимать сход с гор селевого потока, занимавшийся вопросом художник картины узнал, что недалеко от места съемок расположен завод, занимающийся изготовлением комбикормов для животных. А комбикорм, будучи смешан в известных пропорциях с водой, по внешнему виду при грамотной постановке задачи оператору неотличим от так необходимой в кадре грязевой лавины.
Но без разнарядки получить требуемые три тонны готового продукта у руководства завода шансов у киношников не было. Так что директору ленты Борису Криштулу пришлось схитрить — сказать заводскому начальству, что комбикорм требуется на пропитание находящимся в плачевном состоянии (кожа да кости — скоро с голоду помрут!) коровам, снимающимся в фильме про ВОВ. «Главный по кормам» пошел навстречу и запрашиваемый объем производимого предприятием продукта выделил.
Оргии по ночам
Знаменитая эротическая сцена, произведшая настоящий фурор среди впервые увидевших подобное на экране советских зрителей, в действительности включила в себя едва ли пятую часть от всего отснятого материала.
Работницы киностудии, занимавшиеся проверкой отснятой пленки на фокус, увидев гологрудое непотребство, сразу с истеричными криками устремились в дирекцию «Мосфильма», отчаянно обвиняя Александра Митту в том, что режиссер якобы по ночам устраивает оргии, старательно фиксируя подробности сих вакханалий посредством киноаппаратуры, и требуя немедленно всевозможных кар на голову кинематографиста.
В итоге худсовет, послушав возмущенные вопли обиженных женщин и присоединившихся к ним в борьбе за моральный облик советского человека околокиношных начальников, постановил отснятый Миттой «по эротической теме» материал порезать, оставив от первоначальной продолжительности сцены процентов двадцать.
«Главный герой»
Нешуточной проблемой для кинематографистов стал поиск «главного героя» картины — ТУ-154. Трудность заключалась в том, что на момент съемок модель еще оставалась новой, а потому списанных самолетов просто не было в наличии. Пришлось собирать «с бору по сосенке».
Хвост удалось отыскать в Новосибирске — все, что осталось после возгорания «тушки» в аэропорту Толмачево. В этом куске самолета кинематографисты по большей части снимали сцены тушения пожара, благо внешний вид «декораций» соответствовал.
Потом получилось достать уже самолет целиком — пассажир разлил в салоне ртуть, так что машину отправили на завод для проверки и устранения вероятных неисправностей. А кинематографисты, воспользовавшись подвернувшейся возможностью, попросились «поснимать».
Ну и без макетов для комбинированных съемок не обошлось — соорудили шесть штук, причем разных размеров — от полуметра в длину до почти пяти с половиной.
Хочу по-моему!
Поведение Александры Яковлевой на съемках партнеры по площадке и режиссер характеризовали исключительно как «стервозное». Это выражалось не только в постоянных капризах, но и в своеобразных выходках: то наденет платье из другой сцены, то, несмотря на обещание, не заедет по дороге в аэропорт за коллегой, то всем и каждому демонстрирует собственное высокомерие.
Еще ходит легенда, что на стадии монтажа актриса заявила, что в титрах хочет видеть не носимую ей прежде фамилию Иванес, а новую, полученную от недавно обретенного супруга. Причем о своей свадьбе и об изменении родового имени артистка знала заранее, за два-три месяца до монтажа. Но никого в известность о планах не поставила.
В действительности свадьба была не при чем — Яковлевой Яковлева стала, взяв сценический псевдоним в честь деда. А вот почему не сообщила коллегам загодя — вопрос другой.
Другая концовка
Завершает разговор про интересные факты о фильме «Экипаж» такая информация: Александр Митта планировал первоначально совсем другую концовку — в которой командир Тимченко умирал в больнице. Но из-за того, что недавно Леонид Брежнев, посмотрев картину, закончившуюся смертью немолодого героя, углядел в этом намек на собственный возраст, киношное руководство заставило режиссера «финал пьесы» поменять на позитивный. О чем Митта и спустя годы жалеет.