«Угрюм-река»: главные различия между фильмом и сериалом
Кино
16 марта 2021 г. 11:51
Время чтения: 7 минут

«Угрюм-река»: главные различия между фильмом и сериалом

9 марта 2021-го Первый канал взбодрил уставшую от зимы аудиторию, предложив вниманию зрителей новую телеверсию произведения Вячеслава Шишкова «Угрюм-река», сразу названную премьерой года. На этом фоне многим захотелось обратиться к первоисточнику и предыдущей экранизации, сравнив со свежим проектом, дабы вычленить сходства и расхождения, определиться с плюсами и минусами.

Про различия между фильмом и сериалом «Угрюм-река» речь и пойдет в материале 24СМИ.

Сюжет

Заводя разговор про различия между фильмом и сериалом «Угрюм-река», правильнее всего начать с сюжета.

Действительно, две попытки перенести на экран знаменитый роман Шишкова разделены отрезком времени в полвека. И за этот период в стране произошли серьезные изменения — в безумно-инфантильном порыве перестройки сгинул Советский Союз со своей идеологией, а на его руинах из пепла возродилось новое государство, сумевшее с позиции ресурсного придатка Запада вернуться на первые места в планетарной политике.

Такие перемены не могли не отразиться на вкусах новых поколений зрителей. Поэтому создатели состоящего из 16 эпизодов сериала «Угрюм-река» сразу сообщили, что не собираются делать в своем произведении акцент на классовой борьбе, как это было в фильме 1968 года. Ибо то, что казалось интересным человеку времен строительства коммунизма и социализма, нынешней аудитории по вкусу не придется.

Так что на первый план работавшие над «Угрюм-рекой» кинематографисты вывели проблемы, и за века не утратившие собственной актуальности: любовь, богатство и их взаимосвязь со счастьем отдельного человека. А заодно уделили внимание религии, в прежней экранизации оставшейся за кадром. Также новый сериал гораздо ближе к содержанию оригинальной книги. В фильме 1968 года ряд второстепенных сюжетных линий или едва намечены, или вовсе потеряны.

Кинематографисты в работе не только отказались от идеологической составляющей, но и решили смягчить или упростить ряд моментов, а заодно ускорить повествование, насытить демонстрируемые эпизоды всевозможными активностями, взаимодействием персонажей и массой не сразу бросающихся в глаза мелочей.

Попутно добавили в «Угрюм-реку» для разбавления мелодраматических переживаний толику комедии, щепотку детектива. А приправа в виде более проработанной мистической составляющей сценария только добавляет новому видению романа шарма и привлекательности.

Интерьеры и природа

Ответственно подошли к работе над новым проектом и с точки зрения детализации окружения. Старались создатели сериала добиться максимальной аутентичности в кадре: чтобы у зрителя при взгляде на пейзажи и интерьеры возникало желание поверить в картинку, а не заподозрить декорации в картонности.

Потому и снимали кинематографисты, уделяя внимание мелочам, но не забывая о глобальном. Предпочитая не оборудовать куцые декорации в студийных павильонах, а снимать на натуре. В местах, пока еще сохранивших архитектуру и интерьеры того времени, в котором разворачивается действие: то в старой психиатрической лечебнице, то в монастыре, то в музее-заповеднике.

Когда подходящей натуры не находилось, переходили к строительству, добиваясь реалистичности, как в случае с созданной на реке Чусовой полноценной деревней, словно выпрыгнувшей в XXI столетие из конца века позапрошлого.

Оттого и скакала съемочная группа по всей России и за ее пределами, подбирая подходящие локации для работы. И находила — в Сибири и на Урале, в Москве и Минске, в Суздале, Екатеринбурге и Кинешме. Такого советские кинематографисты в 68-м не могли себе позволить — отчего и просидели все съемки на одном месте, в районе Чусовой, где нашлись устроившие режиссера фильма Ярополка Лапшина виды.

Плюс полвека назад фильм «Угрюм-река» стал едва ли не первым опытом столь масштабных съемок для Свердловской киностудии. И многое приходилось осваивать в процессе. До того доходило, что актеры подсказывали гримерам, как им «делать лицо», — не хватало знаний и умений. В отличие от предшественников, создатели сериала располагали впечатляющей материальной и технической базой, не говоря уже о квалифицированных кадрах.

Да и черно-белую картинку нечестно сравнивать с современной — она просто не дает ни разглядеть соответствия декораций историческим реалиям, ни заметить мелкие детали, ни оценить красоту окружающих пейзажей.

У нынешних киношников нет проблем с тем, чтобы подарить зрителям возможность насладиться красотами суровой сибирской природы. Ради того и отправлялись трижды в тайгу, что работать на натуре. Оттого и гоняли дроны над местными реками, запечатлевая восхитительные кадры. Без этих техномалюток, кстати, так снять бы вовсе не вышло — никакие вертолеты бы не помогли.

Костюмы

Как и в случае с природными красотами, на старой пленке не выйдет убедиться в достоверности и красочности нарядов героев — смотрятся аутентично и то ладно. Хотя и неясно, насколько впечатление правдиво. Пусть в 1968 году и старались изо всех сил, сказывалась и неопытность и просто скудность реквизита.

Достаточно сказать, что возведенные киношниками чумы тунгусов (которых, кстати, играли татары и корейцы) покрывали сыромятными — и очень по жаре вонючими — коровьими шкурами за дефицитом оленьих. С одеждой ситуация не сильно отличалась — обходились имевшимися возможностями, не капризничая.

Новое поколение кинематографистов не скупилось. Для сериала «Угрюм-река» пошили больше сотни костюмов. Причем умудрились не только сделать их визуально неотличимыми от реальных образчиков 120-летней давности, но еще и заметно облегчить, упрощая актерам работу.

Читайте такжеСериал «Угрюм-река»: прототипы главных героев

А создавая наряды для «телетунгусов», которые пришлось шить вручную, художники по костюмам еще и с шаманом проконсультировались, в результате получив от «смотрящего в мир духов» одобрение проделанной работы.

Ну и как не вспомнить, говоря о внимании к мельчайшим моментам, о том, что девушкам делали кудряшки старинными железными щипцами — иначе таких причесок, повторяющих моду конца XIX века, просто не получить. И провели целое исследование по «продуктовой корзине» сибирских купеческих семей, изучая, что их представители за столом ели да пили (и выпивали).

Измененные образы

Усиливают различия между фильмом и сериалом «Угрюм-река» и заметные изменения в образах действующих лиц. И дело касается не только внешнего несоответствия, как в случае с Анфисой Козыревой, которую сделали рыжей в угоду уверенности режиссера, что у людей с таким цветом волос судьба непременно неординарная. Речь в первую очередь идет об изменениях в характерах персонажей.

Так, упомянутая уже Анфиса, сыгранная в старой картине Людмилой Чурсиной, представала перед зрителем персоной пусть и взбалмошной, умеющей вертеть по собственному желанию мужчинами, но глубоко несчастной. Искренне страдающей в своей чистой любви к Прохору Громову, трепещущей и теряющейся в его присутствии, заискивающей и стелющейся.

Людмила Чурсина и Юлия Пересильд в роли Анфисы Козыревой
Людмила Чурсина и Юлия Пересильд в роли Анфисы Козыревой, фото: кадр из фильма «Угрюм-река», кадр из сериала «Угрюм-река»

В новой интерпретации расставшаяся с льняной косой и парой десятков сантиметров роста, но зато вдвое прибавившая в годах порыжевшая некогда породистая красавица предстает своенравной la femme fatale, дерзкой и уверенной в себе, но абсолютно неуравновешенной. Этакой эмансипе-ведьмой, которой не очень и возникает желание сочувствовать.

Изменяется в сравнении с советским своим вариантом и Прохор, превращаясь с игрой Александра Горбатова из человека основательного и целеустремленного, никогда не забывающего о добре и зле, в напряженного и постоянного готового к взрыву живчика, в сжатую пружину, с трудом сохраняющую спокойствие. Оттого и грубовато-резкого в поступках и словах.

Зато Петр Громов с помощью сыгравшего его Александра Балуева преобразился из дремучего самодура, каковым отца семейства воплотил в старом фильме Виктор Чекмарев, в жертву безумной страсти — любви болезненной, тяжелой и столь глубокой, что вызывает жалость этот неслабый мужчина, отравленный сим коварным ядом.

Придуманные линии

Имеются и другие отличия. Подгоняя историю «Угрюм-реки» под новые реалии, кинематографисты не постеснялись добавить в сценарий и сюжетных линий, которых не было ни в советской ленте, ни в первоисточнике.

Так, создатели сериала проработали дополнительные ветки второстепенных персонажей. В сериале будут, к примеру, развиваться романтические отношения между Ибрагимом и кухаркой Варварой. А влюбленный в Анфису сосланный в Сибирь Аркадий Шапошников будет сожительствовать с тоже наказанной и отправленной властями «посмотреть на тайгу» за излишнее рвение в деле революции Дарьей.

А роман между учительницей Кэтти и офицером вовсе родился на съемочной площадке — его даже в сценарии не было. Режиссер Юрий Мороз вдруг понял, понаблюдав за этой парой, что эти отношения непременно стоит развить дальше.

Читайте такжеСериал «Угрюм-река»: интересные факты о съемках картины

Конечно, хватает и других различий между фильмом и сериалом «Угрюм-река». И для того, чтобы все их обнаружить, а затем и отдать предпочтение тому или иному варианту, придется обязательно посмотреть обе версии — и старую, и современную. Ну и с книгой Вячеслава Шишкова ознакомиться лишним не будет.

Читайте также