Лагерь смерти Собибор — история восстания
Факты
14 октября 2022 г. 5:55
Время чтения: 11 минут

Лагерь смерти Собибор — история восстания

Лагерь смерти Собибор функционировал почти полтора года. За 17 месяцев здесь погибло 250–270 тыс. человек. Смелый и отчаянный план советского офицера и польского мельника остановил маховик «машины смерти» в селе Собибур, который мог погубить еще не одну тысячу жизней. Восстание в Собиборе – один из немногих эпизодов Второй мировой войны, когда узникам лагеря удалось организовать успешный массовый побег. Подробнее о событиях, которые разворачивались в октябре 1943 года на востоке Польши, – в материале 24СМИ.

Операция «Рейнхард» — история преступлений фашистов

К 1943 году на территории Польши функционировали четыре лагеря смерти. Суть создания объектов свелась к решению «еврейского вопроса». После нападения на СССР гитлеровская Германия приступила к массовому уничтожению евреев и цыган. Плацдармом для реализации преступления выбрали Польшу. До войны здесь проживали 3 млн евреев.

Первый лагерь возник в центральной части страны, в городе Хелмно. Систематическое уничтожение людей здесь проводили с декабря 1941 года. Поначалу происходившее в стенах лагеря старались держать в тайне. Но некоторым узникам удалось бежать, поэтому о преступлении нацистов в странах антигитлеровской коалиции узнали через два месяца. Всего в Хелмно гитлеровцы убили 152–200 тыс. человек.

В 1942-м немецкое командование решило развернуть масштабную операцию по уничтожению евреев и цыган. План получил кодовое название «Рейнхард» – по имени обергруппенфюрера СС Гейдриха, который созывал конференцию по вопросу организации геноцида.

В ходе операции в Польше построили еще три лагеря смерти. К тому моменту в стране функционировали концлагеря Освенцим и Майданек. Белжец – второй объект немецких оккупантов, созданный для уничтожения людей. Лагерь построили на юге Польши. За год и три месяца здесь уничтожили не менее 434 тыс. человек.

Еще один объект появился в июле 1942-го вблизи деревни Треблинка. Исследователи установили, что здесь за 15 месяцев убили 700–900 тыс. узников. В историю концентрационный лагерь вошел не только из-за зверств нацистов. Узники лагеря явили пример бесстрашия и упорства. После неудачного восстания в ноябре 1942 года заключенные организовали еще один бунт через 10 месяцев. Повстанцы пробрались в оружейный склад, обезвредили охрану, и 150 узникам удалось сбежать. Фашисты были в бешенстве, поэтому отправили поисковые отряды, которые отловили многих беглецов.

За два месяца до возникновения лагеря в Треблинке первых узников принял Собибор. Это место мало чем отличалось от трех других объектов, где балом правила смерть. Однако интерес историографов вызвало событие, которое сплотило интернациональный состав заключенных в октябре 1943 года.

Лагерь смерти Собибор

Объект построили весной 1942-го в малонаселенной местности. Рядом с лагерем пролегала железная дорога, но за станцией Собибур был тупик, поэтому участок был скрыт от посторонних глаз лесным массивом.

Поначалу нацисты пытались засекретить истинное предназначение объекта. Местным жителям говорили, что строят мармеладную фабрику. Поляки воодушевились, радуясь новым рабочим местам. Чтобы поддержать легенду, немцы на переднем плане лагеря разбили цветочные клумбы.

Лагерь разделили на три части. В первом функционировали ремесленные мастерские. Узники изготавливали обувь, одежду, мебель. Вторая часть состояла из складов, где заключенные занимались сортировкой: перебирали драгоценности, одежду и волосы убитых. Фашисты особенно ценили детские волосы, которыми набивали подушки. Третью часть называли «баней». Здесь пленных умерщвляли, а затем сжигали тела, из которых с помощью специального приспособления собирали жир.

Первым комендантом лагеря был Франц Штангль. До отправки в Польшу офицер СС руководил программой по уничтожению душевнобольных с помощью эвтаназии. Штангль командовал Собибором до сентября 1942 года. В лагере служило 20–30 эсэсовцев, многие из которых удостоились доверия Штангля после реализации берлинской программы.

120–150 охранников отобрали из числа советских военнопленных, которые переметнулись на сторону Германии, – администрация лагеря наладила связь с польскими и украинскими коллаборационистами, которые помогали в поимке беглых узников. Надзирателей называли «травниками», потому что конвоированию заключенных и вербовке информаторов их обучили в лагере Травники.

Отряд «травников» в Собиборе
Отряд «травников» в Собиборе / Фото: wikimedia.org

Среди переметнувшихся историографы выделили уроженца Киевской губернии Ивана Демьянюка. Нацисты завербовали советского солдата, когда тот оказался в плену. Пройдя обучение в Травниках, Демьянюк служил в Майданеке, а с марта по сентябрь 1943-го – в Собиборе. За жестокость охранника прозвали Иваном Грозным. Считается, что Демьянюк был соучастником убийства 28 тыс. человек в Собиборе.

Условия содержания заключенных

В разные периоды в лагере содержали от 400 до 800 человек. Людей привозили на поезде, а те пребывали, рассчитывая получить работу. Легенда о «мармеладной фабрике» дарила надежду в период, когда Европа утопала в крови войны. Цветочные клумбы на въезде в лагерь вселяли надежду, что здесь не все так плохо. После прибытия людей отправляли на ложный медосмотр. Фашисты убеждали приехавших, что нужно определить работников со слабым здоровьем для легкого труда.

На самом деле больных ждала газовая камера. Туда же отправляли людей, у которых не было рабочих специальностей. После прибытия уничтожению подвергалось 90–95% человек. Узников загоняли в кирпичное помещение, рассчитанное на 800 человек. В верхней части «бани» было одно маленькое окошко, через которое «банщик» определял, когда можно приступать к зачистке помещения.

Чтобы жители близлежащих деревень не слышали криков жертв, нацисты выпускали на улицу гусей. Шум 300 птиц помогал поддерживать страшную тайну лагеря Собибор. Сюда свозили не только польских евреев, но и из Чехии, Словакии, Австрии, Германии, Франции, Голландии. С сентября 1943-го в лагерь доставляли узников с оккупированных советских территорий.

Со временем «конвейер смерти» отладили, поэтому персонал лагеря проводил манипуляции практически в автоматическом режиме. Прибывших осматривали, отправляли в «баню» якобы для дезинфекции и даже выдавали квитанции со списком вещей, которые те сдали перед походом в «душ». Пока одни освобождали газовую камеру для следующей партии, другие перебирали вещи убитых.

Некоторые верили, что поезда, отходящие из Собибура, везут в Германию мармелад. На самом деле груз состоял из человеческого жира, волос и одежды умерщвленных. 5–10% узников, которых не убивали в день прибытия, определяли на работу. Условия содержания заключенных связаны с голодом, антисанитарией и тяжелым трудом. Через 2–3 месяца такой жизни люди заболевали и либо умирали в бараке, либо нацисты отправляли их в газовую камеру.

Рабочие осознавали свою участь, поэтому стремились сбежать. Возникло лагерное подполье, целью которого был сбор информации для планирования побега, помощь новоприбывшим и беглецам, которым не удалось скрыться от нацистов.

Побеги

Суровые надзиратели вроде Ивана Грозного, трехметровый забор с колючей проволокой, ров и минное поле. Такие преграды предстояло преодолеть узникам, чтобы оказаться на свободе. В ночь с 31 декабря на 1 января, когда администрация лагеря встречала 1943 год, пятеро заключенных-смертников сбежали.

Польский крестьянин сообщил коллаборационистам о беглецах. Узников изловили и в качестве карательной меры у них на глазах расстреляли несколько сотен заключенных. Эпизод не сбил настрой пленников сбежать из лагеря смерти. Один из рабочих совершил удачный побег и смог добраться до города Хелм. Беглец рассказал, что на самом деле происходит в Собибуре. Когда в лагерь ехала очередная партия евреев, люди предпринимали попытки сбежать. А прибывшие из Влодавы отказались выходить из вагонов.

Летом 1943 года немецкое командование нашло новую задачу для Собибора. Поступил приказ построить инфраструктуру для переоснащения трофейного вооружения СССР. Администрация отобрала 20 польских и 20 голландских евреев для добычи древесины. Отряд прозвали «лесной командой». Рабочих конвоировали семеро коллаборационистов и пара эсэсовцев.

Добыча леса за пределами лагеря открыла новые возможности для побега. Однажды двух заключенных – Шломо Подхлебника и Йосефа Курца – отправили в деревню за водой. Конвоировал узников украинец по прозвищу Мармеладник. Подхлебник сказал надзирателю, что хочет продать тому бриллианты. Когда Мармеладник приблизился к заключенному, тот нанес смертельный удар ножом.

Пленники сбежали, а через некоторое время надзиратели спохватились, что воду так и не принесли. Товарищ Мармеладника отправился на поиски и нашел труп охранника. Когда польская часть «лесной команды» узнала о побеге Шломо и Йосефа, то бросилась врассыпную, надеясь скрыться в лесу. Шестерым-семерым из них это удалось сделать, остальных изловили и расстреляли в лагере.

К лету 1943 года в Собиборе сформировалось мощное подполье, которое регулярно организовывало побеги. Лидерами движения были Леон Фельдхендлер и Йосеф Джейкобс. Деятельность последнего вычислили нацисты, которые расстреляли подпольщика вместе с 72 голландскими евреями.

В сентябре заключенные, которые занимались сжиганием трупов, попали в опалу и были расстреляны. Причиной стал почти завершенный подкоп, который позволял обойти ограждение и минное поле. В этот период в лагерь привезли советских военнопленных, среди которых был лейтенант Александр Печерский.

Читайте такжеХолокост — мифы и факты о незабытой трагедии XX века

Александр Печерский и Леон Фельдхендлер

Советский офицер родился в Кременчуге и до войны работал электриком, а также успел побыть инспектором хозяйственной части Ростовского финансово-экономического института. В первый день ВОВ Печерский попал в состав Красной армии. В октябре 1941-го отряд Александра оказался в окружении под Вязьмой. Сам Печерский получил ранение и попал в плен.

Содержали офицера в лагерях на территории Белоруссии. Печерский готовил побег, но план провалился, в результате чего военнопленный оказался в штрафном лагере. Когда нацисты узнали о еврейском происхождении узника, то сначала отправили на каторжные работы в Минск, а оттуда через год – на уничтожение в Собибор.

Фельдхендлер был сыном раввина из Люблинской губернии. До войны Леон работал мельником. В начальный период немецкой оккупации возглавлял еврейский административный орган самоуправления, который фашисты принудительно создали в каждом гетто. Весной 1943-го Фельдхендлера сняли с должности и направили в Собибор.

Леон придумывал планы побега и был мозгом подполья. Подопечные Фельдхендлера украли яд, которым планировали отравить охрану и выкрасть оружие, но заговор раскрыли. Соратников Леона расстреляли. Еще один план заключался в поджоге лагеря и побеге на фоне паники. Но незадолго до реализации задуманного периметр заминировали.

Печерский и Фельдхендлер быстро нашли общий язык и с первых дней пребывания советского офицера в Собиборе начали готовить план массового побега.

Восстание узников концлагеря Собибор

В стенах лагеря смерти сложилось взаимовыгодное сотрудничество. Польские евреи хорошо знали окрестности, а советские пленные имели боевой опыт. Печерский пошел на риск, когда завербовал двух капо (охранников из числа заключенных). План Александра удался: координатора восстания, Шломо Лейтмана, перевели в мастерскую.

К реализации задуманного узники приступили 14 октября. На первом этапе целью заключенных стали эсэсовцы. 11 человек, в том числе начальника лагеря Иоганна Нимана, позвали в мастерскую, где их якобы ждала примерка новых мундиров и сапог. Узники вооружились топорами, ножами и другим холодным оружием. После расправы над эсэсовцами Печерский с соратниками перерезали телефонные провода, обесточили лагерь и «позаботились» об автомобилях.

В водосточных трубах заключенные спрятали 6 винтовок, которые выкрали из караульного помещения. Далее Печерский планировал получить доступ к складу с оружием, но план провалился. Незаметно открыть хранилище не удалось из-за надзирателя, который на грузовике подъехал к штабу. Узники убили шофера и бросились врассыпную к ограждению.

Одна группа выбралась на свободу с юго-запада, вторая – с севера. Первые скрылись в роще, а вторые попали на минное поле, до конца которого не добежали многие. Команда Печерского нашла заветный выход за жилыми домами нацистов.

Дома эсэсовцев в «Собиборе»
Дома эсэсовцев в Собиборе / Фото: wikimedia.org

На момент побега в лагере было 550 заключенных. 130 отказались бежать и впоследствии были расстреляны. 80 беглецов погибли от пуль и мин. На свободе оказалось 340 узников Собибора. Выжившие охранники бросились в погоню. Оборванная связь позволила беглецам выиграть немного времени. Когда телефонную линию восстановили, к поискам подключилось 600 солдат и самолеты-разведчики.

Судьба беглецов

Период активных поисков беглецов занимал две недели. За 14 дней нацисты изловили и расстреляли 170 человек. С ноября до освобождения Польши 80–90 бывших узников попали к немцам при пособничестве польских коллаборационистов. Некоторые беглецы примкнули к партизанским отрядам и погибли в стычках с фашистами и полицаями.

До Дня Победы дожили 53 узника Собибора. Александр Печерский после побега руководил отрядом заключенных из 75 человек. Беглецы взяли курс на Белоруссию. Добравшись до окрестностей Западного Буга, лейтенант столкнулся с проблемой: побережье реки патрулировали нацисты. Чтобы увеличить шансы на успех, Печерский разделил отряд на небольшие команды. Александру удалось добраться до противоположного берега. С беглецами офицер дошел до окрестностей Бреста, где вступил в партизанский отряд.

После войны Печерский вернулся в Ростов, где работал в театре и написал мемуары. Александр Аронович свидетельствовал против бывших охранников Собибора на суде в Киеве. Кроме того, отставного офицера приглашали на Нюрнбергский процесс, но советские власти запретили ему покидать СССР.

Леон Фельдхендлер обосновался в Люблине, где жил вплоть до освобождения города. Польский еврей поддерживал общение с другими беглецами, давал показания и открыл фирму, обеспечив работой бывших узников Собибора. Но до конца войны Леон не дожил. В апреле 1945-го Фельдхендлер получил смертельное огнестрельное ранение и скончался в 34 года. Мотив убийства разнится: месть польских националистов или ограбление.

Виновными признали членов националистического подполья, которых расстреляли через 6 дней после смерти Фельдхендлера. В 1944–1946 годах в Люблине погибло не менее 118 евреев.

Читайте такжеВеликая Отечественная война — в вечной памяти народной: истоки, этапы, итоги

Память о событии

В 1987-м на экраны вышла британо-югославская картина «Побег из Собибора». Роль Печерского сыграл Рутгер Хауэр. На премьеру фильма приглашали Александра Ароновича, но советские власти вновь не разрешили ему выезд за границу. А через три года герой скончался в 80 лет.

При жизни Печерского многие надзиратели лагеря ответили за деяния. Но некоторым удавалось скрываться до глубокой старости. Иван Демьянюк попал под суд накануне 90-летия и умер через год после оглашения приговора.

Потомки не только стремились привлечь к ответственности душегубов Собибора, но и увековечили события тех дней в памятниках.

Александр Печерский и памятник в Собибуре
Памятник в Собибуре / Фото: wikimedia.org

Главный из них расположен в Собибуре, на месте лагеря, который нацисты сровняли с землей после побега заключенных. На освободившемся месте преступники посадили картофель и капусту. Теперь о лагере смерти напоминает мемориал в виде скульптуры мужчины с ребенком.

Российский кинематограф также не оставил без внимания лагерь смерти, в котором отличился советский офицер. В 2018 году на экраны вышел фильм «Собибор» с Константином Хабенским в главной роли. Критики указали, что фильм, хоть и основан на реальных событиях, на самом деле расходится с действительностью и имеет нелогичные вкрапления.

Читайте также