История персонажа
Медведев – дядя Наташи и Василисы, жены Михаила Костылева. Персонаж пьесы «На дне», написанной Максимом Горьким.
Создание персонажа
Медведев – типичный городовой. Этот образ присутствует в произведениях разных писателей. Он не жилец ночлежки, но приходит туда, так как следит за порядком и попутно ухаживает за торговкой пельменями Квашней. По вечерам играет с другими постояльцами в шашки.
Биография Медведева
Имя – Абрам Иванович. Возраст – 50 лет. Социальное происхождение – из мещан. Семейное положение – холост. С обитателями ночлежки он знаком по службе. Здание расположено на его участке. Кроме того, у Медведева есть две племянницы – Василиса Карповна, жена хозяина приюта, и Наташа.
О прошлом героя автор ничего не сообщает. Неизвестно, был ли он женат, как начал работать полицейским или о чем мечтает Медведев. Но в будущем он планирует жить с Квашней и готов даже обвенчаться.
Внешность и характер Медведева
Вероятно, Горький использовал «говорящие» фамилии. Поэтому облик этого героя соответствующий: грузный человек, не потерявший воинской выправки. Лука дает точное описание его внешности – «самая геройская». Особенности речи – громкий командирский голос.
Отношения Медведева с окружающими
Отношение к миру практичное. Медведев не слишком вникает в судьбу жителей ночлежки, но прикрывает бизнес зятя, хозяина заведения. Тот выступает в роли наводчика и скупщика краденого. Также он нужен Костылеву, как и Квашне, для того, чтобы поддерживать порядок.
Отношения с окружающими дружелюбные. Он ни с кем не конфликтует без причины.
Символизм персонажа
Медведев символизирует классического дореволюционного полицейского со всеми прилагающимися характеристиками. Они имитирует работу полиции. По сути, помогает поддерживать устоявшийся мир и способствует закрытию дел против своего родственника. Когда он говорит, что на собственном участке должен знать всех, то не для того, чтобы предотвращать преступления. Это поможет получить свою долю выгоды с каждой ситуации.
Медведев на экране
Пьеса экранизировалась в СССР несколько раз в форме телеспектаклей. В 1952 году на экране в образе сотрудника дореволюционных органов охраны правопорядка зрители увидели Владимира Готовцева. Через 20 лет в съемках телеспектакля по произведению Горького приняли участие актеры театра «Современник». В тот раз, в 1972-м, роль Абрама Ивановича исполнил Владимир Земляникин.
В 1987 году сняли фильм «Без солнца», где Медведева сыграл актер Михаил Кокшенов.
Интересные факты
- В осовремененной версии пьесы, выпущенной на экраны режиссером Владимиром Коттом в 2014-м, персонаж Медведева отсутствует. Как нет повторяющего его героя и в варианте 1957 года от Акиры Куросавы, который сумел перенести действие пьесы в Японию и подобрать подходящие для новой локации параллели для горьковских персонажей.
- Медведев в пьесе успевает проявиться себя не в качестве представителя органов охраны правопорядка, а в роли родственника Наташи и Василисы. Именно его зовут в моменты, когда между девушками разгорается очередная ссора. Тогда вместо полицейского на сцену и выходит дядя, который старается успокоить и разнять племянниц.
- Медведев в пьесе Максима Горького «На дне» олицетворяет собой, вероятно, не конкретного представителя правоохранительных органов, а дореволюционную полицейскую систему, как ее видел автор, со всеми недостатками в виде кумовства и взяточничества, потворства преступности и халатности в исполнении служебных обязанностей.
Цитаты Медведева из пьесы «На дне»
Реплики Медведева так или иначе характеризуют правовые отношения в стране. Он говорит Квашне, что нужно было жаловаться на бывшего мужа, если тот бил. Потому что в государстве установлены правила:
«Теперь запрещено жен бить... теперь во всем — строгость и закон-порядок! Никого нельзя зря бить... бьют — для порядку...»
Но когда одна его племянница избивает другую – это семейное дело.
И самая яркая цитата относится к дракам. Медведев считает, что было бы лучше позволить дерущимся драться сколько влезет:
«Эх, служба! И зачем разнимают людей, когда они дерутся? Они и сами перестали бы... ведь устаешь драться... Давать бы им бить друг друга свободно, сколько каждому влезет... стали бы меньше драться, потому побои-то помнили бы дольше...».