История персонажа
Доктор Джекил — страдающий раздвоением личности персонаж Роберта Стивенсона, через которого английский писатель показывает темную и светлую стороны человеческой натуры.
Создание персонажа
История создания повести о докторе Джекиле началась с попытки Стивенсона написать пьесу о краснодеревщике Уильяме Броуди.
Однажды в Британии стало известно, что этот добропорядочный шотландец, помимо официальной деятельности в гильдии столяров, занимался еще и воровством. Вместе с участниками шайки он грабил дома, за что был приговорен к смертной казни. Тогда-то писатель впервые и увлекся темой двойственности человеческой природы. Но не только Броуди стал прототипом персонажа «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда».
Известно, что литератор использовал детали биографии Томаса Вейра. Этот офицер слыл среди современников большим моралистом, блюстителем просвещения. Его знали как добропорядочного гражданина и талантливого проповедника. Но потом выяснилось, что он занимался черной магией, оккультизмом и еще рядом недопустимых вещей.
Также установлено, что при работе над произведением Стивенсон вдохновлялся сочинениями русского классика Федора Достоевского. Англичанин прочел «Преступление и наказание» в переводе на французский язык, что заставило его переосмыслить тему двойственности.
Федор Михайлович отражал в своих романах теорию бессознательного, которая в те годы вошла в моду. Но у Достоевского развитие темы, как правило, останавливается на внешнем разделении главного героя со вторым обличием, например, Раскольников и Свидригайлов. Стивенсон решил пойти дальше и объединил две разные личности в одном персонаже. Так писатель постарался акцентировать внимание на дуалистичности людской сущности.
Биография доктора Генри Джекила
По сюжету доктор Джекил — житель лондонского квартала Сохо. Это уважаемый человек, известный столичный врач, добрый и положительный. Психотерапевт занимается, помимо прямых медицинских обязанностей, тем, что старается бороться с собственной внутренней злобой. Он хочет подавить отрицательные побуждения души, которые не соответствуют людям в его положении.
В итоге Генри Джекил обнаруживает, что в одной и той же личности непременно скрывается сразу несколько аспектов. У него формируется собственное мировоззрение, согласно которому разум состоит из двух сторон, не способных сосуществовать мирно. Каждый раз человек, предаваясь греху, дает волю отрицательной половине нутра. Вслед за этим его правильное моральное «я» заставляет испытывать угрызения совести. Тем временем внутренний «зверь» страдает и жаждет вновь свободы.
Доктор приходит к выводу, что спасение от такого психологического конфликта кроется в разделении внутренних противоположностей. Если создать две разные личности, проблемам придет конец. В результате Джекил выдумывает химическую формулу вещества, при помощи которого цели можно достичь искусственным путем.
Доктор начинает принимать свою сыворотку, думая, что так сумеет замаскировать сидящее внутри зло. Но постепенно превращается в другого человека. Поначалу медику нравится происходящее, но со временем он осознает, что перестает контролировать ситуацию.
Внешность и образ доктора Джекила
Стивенсон описывает персонажа как высокого от природы мужчину приятной внешности с хорошим телосложением. Подобно многим современникам доктор тяготеет к различного рода удовольствиям. Сам герой отзывается о них как о недостойных поступках. Автор повести не дает подробностей, о чем конкретно идет речь. Предположительно, об азартных играх, походах в публичные дома, употреблении воздействующих на психику веществ.
Вероятно, греховность Джекила преувеличена. Но действие происходит в викторианскую эпоху, когда в Англии навязываемые нормы морали многих заставляли вести двойную жизнь.
Сыворотка превращает дружелюбного доктора в его альтер-эго — мистера Хайда. Это личность с такими характеристиками, как полное отсутствие раскаяния и сострадания, жестокость и таинственность.
Постепенно Эдвард Хайд набирается сил и начинает проявлять самостоятельность. Как только доктор ощущает моральную либо физическую слабость, его второе «я» тут же просыпается уже без всякой сыворотки.
Со временем Джекил приобретает такие черты характера, как злость, социопатия, неумение сдерживать желания, полное равнодушие к окружающим — все то, что было присуще второму обличию.
Отношения Генри Джекила с окружающими
За поступки Хайда во время его ужасных приключений доктор Джекил вины не ощущает. Относится к нему как к отдельной личности и считает, что ни один шаг альтер-эго никак не связан с ним самим. Вторая сущность при этом заботится исключительно о собственной свободе.
Для обеспечения резиденции своему второму «я» Джекил покупает новый дом. Он врет прислуге, что Хайд — его протеже, поэтому указывает дворецкому слушаться нового хозяина беспрекословно.
Власть Эдварда над доктором доходит до того, что Джекил составляет завещание, согласно которому в случае его смерти все переходит этому ужасному человеку.
Мораль никак не сдерживает Хайда, поэтому ситуация продолжает усугубляться. Под его влиянием доктор теряет человечное отношение к людям. Впервые это проявляется, когда он в облике своей второй сущности жестоко наступает на упавшую девушку.
Впоследствии и вовсе альтер-эго совершает убийство. Хайд безо всякой видимой причины расправляется с Дэнверсом Кэрью, клиентом друга Джекила — адвоката Габриэля Аттерсона. А последний остается чуть ли не единственным человеком, который для доктора еще небезразличен. Он получает от психотерапевта письмо с признанием в обнаружении способа потворствовать тайным порокам путем трансформации личности.
Символизм персонажа
В повести «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» автор затронул проблему, о которой уже в те времена знали, но боялись высказываться открыто. Речь о двойственности природы человека.
Писатель предложил читателю образ уважаемого доктора Джекила и жестокого Эдварда, уживающихся в одном лице. Так Стивенсон поднял вопрос трагизма подобного положения, хотя никаких нравоучений при этом не делает.
Стивенсон описал презренного Хайда с респектабельным Джекилом для отражения многогранности окружающего мира, но вместе с тем указал на несовершенную психологическую и социальную картину, свидетелем которой был сам.
Доктор Джекил на экране
Всего с момента возникновения кинематографа по произведению Стивенсона сняли свыше 60 экранизаций. Первыми стали американские фильмы ужасов, выходившие в прокат с 1908 года. В них доктора Джекила играли такие артисты, как Хобарт Босворт, Кинг Бэггот, Спенсер Трейси, Борис Карлофф.
Но книга писателя вошла в массовую культуру гораздо глубже многих литературных произведений. По ней снимали не только киноленты. Например, в разные годы выходили мультипликационные адаптации: «Доктор Джекил и мистер мышь» как часть анимационного сериала про Тома и Джерри, а также «Скуби-Ду, где ты!» и пр.
Когда на экраны вышел «Невероятный Халк», Стэн Ли признавался в интервью, что вдохновением для фильма стали среди прочего и образы Джекила с Хайдом.
По повести ставили мюзиклы. Кроме того, героев Стивенсона использовали при создании компьютерных игр. Наконец, не обошлось без многочисленных пародий, таких как «Доктор Пикл и мистер Прайд».
Интересные факты
- Неоднократно по повести ставили спектакли. С некоторыми из них связаны любопытные факты. В 1888 году состоялась постановка с Ричардом Мэнсфилдом в главной роли. Вскоре после премьеры на лондонских улицах начал орудовать Джек-Потрошитель. Поговаривали, что участившиеся убийства связаны непосредственно с театральной постановкой — якобы пьеса пагубно повлияла на сознание маньяка. Встречалось предположение, что это сам актер Мэнсфилд и совершает преступления, ведь на сцене в образе душегуба он выглядел очень убедительно.
- К началу 1930-х кинематографисты успели снять свыше 20 экранизаций творения Стивенсона. Но все они меркнут перед версией 1931 года, где сыграл Фредрик Марч. Картина во многом стала заметной потому, что в ней применили уникальные для своей эпохи технологии. В сцене трансформации Джекила в Хайда облик персонажа менялся прямо в кадре — для 1-й половины XX века это выглядело фантастикой. А секрет техники исполнения раскрыли только в 1970-х — режиссер использовал специальные цветные фильтры в сочетании с особым гримом.
- Считается, что Роберт Стивенсон придумал сюжет повести во сне. Жена писателя однажды услышала, как он ужасно кричит, не просыпаясь. Фанни поспешила разбудить мужа, подумав, что тот видит кошмары. Но литератор очнулся раздраженным и недовольным, поскольку супруга прервала жуткую сказку, которую он «смотрел».
- Здоровье писателя было слабым. Пока Стивенсон трудился над «Странной историей…», он лечился от туберкулеза. При этом врачи рекомендовали ему не волноваться и больше отдыхать. Но литератор умудрился потратить на первый черновик повести от 3 до 6 дней.
Цитаты доктора Джекила
О своем открытии, касающемся людской личности, доктор говорит:
«Я понял, что человек на самом деле не един, но двоичен».
Когда ему удается перевоплотиться в Хайда, он заявляет:
«Мой дьявол слишком долго изнывал в темнице, и наружу он вырвался с ревом».
Эксперименты с трансформациями заставляют доктора сделать ряд выводов о человеческой сущности. Примером служит цитата:
«…обычные люди представляют собой смесь добра и зла».
Доктор Джекил отдает себе отчет в том, что Хайд — это не роль, а часть его самого:
«Я не был лицемером: обе стороны моей натуры составляли подлинную мою сущность».