Глаша

Glasha
О персонаже
Страна
Россия
Деятельность
служанка

История персонажа

На первый взгляд кажется, что Глаша в пьесе «Гроза» — второстепенный персонаж. Она не столь важна для развития основной сюжетной линии, но введена в драму неслучайно.

Создание персонажа

В пьесе «Гроза» автор подробно и ярко описывает не только главных героев, но и второстепенных. Немало внимания Александр Островский уделяет слугам, например, Глаше.

Из истории создания драмы известно, что писатель неспроста вводит в произведение множество действующих лиц. Часто до половины персонажей относятся ко второстепенным, но эти фигуры необходимы для более полной картины. Их реалистичность помогает точнее передать атмосферу и донести до читателя основные идеи.

При сочинении «Грозы» Александр Николаевич создал такого персонажа, как Глаша. Ей отведено небольшое место в драме, но это не мешает героине становиться объектом пристального изучения литературоведов.

Биография Глаши

Глаша — это служанка в доме Кабанихи. Таких, как она, в те времена называли девками — как раз так она и представлена в начале драмы в перечне действующих лиц. Вся ее биография связана с вымышленным автором городом Калиновом на побережье Волги.

Девушка — типичный обитатель провинциального городка. Ей присущи такие характеристики, как необразованность, узкий кругозор, абсурдные суждения. Вместе со странницей Феклушей дворовая девка пускается в беседы о сложных вещах — нравственности и морали, но при этом обе оперируют странными искаженными и даже извращенными понятиями.

Внешность и характер Глаши из пьесы Островского «Гроза»

Глаша появляется в произведении трижды, вдобавок Варвара один раз упоминает дворовую девку в разговоре. Но этих небольших эпизодов достаточно, чтобы представить отдельные черты характера персонажа.

Внешность Глаши не описана. Это доверчивая и наивная девушка. Из-за отсутствия образования и скучной жизни в доме Кабановых без каких-либо развлечений она с особым интересом слушает глупые рассказы странницы.

Маргарита Фомина в образе Глаши в фильме-спектакле «Гроза» / Фото: Кино-Театр.РУ
Маргарита Фомина в образе Глаши в фильме-спектакле «Гроза» / Фото: Кино-Театр.ру

В разговоре с Феклушей она чаще молчит и слушает. Немногословная Глаша высказывается редко, а на вопросы отвечает односложно. От нее не услышать сплетен о хозяевах Кабановых. Девушка еще и проявляет осторожность — не спешит обсуждать помещиков с посторонним человеком.

Служанка привыкла покорно следовать указаниям хозяев. В ней сформировалось такое качество, как исполнительность. Например, девушка вовремя предупреждает Варвару с Катериной о появлении в саду Кабанихи, когда те устраивают свидание с возлюбленными.

Отношения с окружающими

Глаша впервые появляется в произведении в сцене проводов Тихона Кабанова в Москву. Уже в этом эпизоде видны особенности ее общения с окружающими.

Затем она вступает в разговор с Феклушей. В этой сцене становится понятно, что лишнего девушка не любит болтать, зато неплохая слушательница — с удовольствием вникает в байки о путешествиях по чужим странам. Здесь же Глаша демонстрирует стремление к лучшей жизни — у нее возникает желание получить как можно больше знаний.

Дворовая девка с легкостью способна завести разговор с любым человеком, и каждый раз ей есть что сказать. Будучи легкой на подъем, она готова действовать в любой момент. А еще в беседах с остальными персонажами видно, что служанке присуща самоирония — это характеризует ее с положительной стороны.

Катерина именно от Глаши впервые слышит совет согласиться на свидание с Борисом. Также служанка способствует тому, чтобы главная героиня изменила Кабанову. Но при этом за счет врожденной тактичности девушка не распространяется о столь интимных тайнах.

Читайте такжеАлександр Островский в жизни и произведениях: факты о драматурге и его творчестве

Роль в произведении

Образ девушки в драме Островского — иллюстрация к скучной, томительной жизни в провинциальном Калинове. В городке живут наивные, недалекие люди.

В остальном значение Глаши в произведении невелико. На центральную сюжетную линию этот персонаж серьезно не влияет. Присутствие дворовой девки только усиливает впечатление о том, на каком культурном уровне живут провинциальные горожане.

Глаша на экране

Поскольку персонаж служанки второстепенный, его не всегда вводили в действие при съемках киноадаптаций. Например, в первом советском фильме по драме Островского такой героини нет.

Стася Венкова в образе Глаши / Кадр из фильма «Гроза»
Стася Венкова в образе Глаши / Кадр из фильма «Гроза»

В 1977 году зритель увидел телеспектакль, где этот персонаж уже фигурирует. Роль Глаши досталась Маргарите Фоминой.

В 2019-м в России сняли фильм, в котором действие пьесы перенесено в современность. Глашу сыграла актриса Стася Венкова.

Интересные факты

Имена и фамилии в пьесе «Гроза», как и в других произведениях Александра Островского, подобраны с умом. Неспроста и служанку Кабановых драматург назвал Глашей. Значение имени Глафира в переводе с греческого языка «утонченная», «изящная» или «стройная». Но ни одно из этих определений не соответствует необразованной дворовой девке из провинции. Поэтому автор называет ее только в уменьшительно-ласкательной форме — Глаша.

Цитаты Глаши из пьесы «Гроза»

Феклуша советует Глаше организовать присмотр за убогой, чтобы та ничего не украла. На это служанка дает меткое замечание:

«Кто вас разберет, все вы друг на друга клеплете».

Несмотря на свою необразованность и темноту, Глаша хочет обзавестись знаниями. Это видно из ее цитаты:

«А мы тут сидим, ничего не знаем».