История персонажа
Феклуша – странница-богомолица, второстепенный персонаж пьесы «Гроза», написанной Александром Островским в 1859 году.
История создания персонажа
На первый взгляд, Феклуша – персонаж одного эпизода, понадобившийся для того, чтобы показать неадекватность купчихи Кабанихи. Странница откровенно льстит барыне: «...многие люди, вот хоть бы вас взять, добродетелями, как цветами, украшаются». Рассказывает ей небылицы: «...огненного змия стали запрягать: все, видишь, для-ради скорости». Но Александр Островский тем и отличался от других драматургов, что показывал зрителю не случайных людей, а феномен. Между ними такая же разница, как между понятиями «город» и «небесный град Иерусалим».
История создания его персонажей начинается с путевых заметок. В поездках по стране писатель сталкивался с разными людьми и ситуациями. Записывал события в дневник, чтобы позже перенести их на сцену.
Биография странницы Феклуши
Первое появление Феклуши в пьесе строится на противопоставлении. Борис рассказывает Кулигину о своей горькой судьбе. Дикой должен выделить ему наследство по завещанию бабушки, если племянник окажется «почтительным». Борису не удается угодить жадному и злобному дяде. На контрасте с его рассказом мимо говорящих проходит Феклуша с другой женщиной и произносит восторженную речь о благолепии. Странница считает Калинов обетованной землей из-за пожертвований, которые ей дает купчиха Кабанова.
Современный человек в образе Феклуши видит странницу-богомолицу. Она совершает паломничество к святому месту. Автор целенаправленно не упоминает название. На пути туда женщина «теряется» из-за «сребролюбия». Оказавшись в городе Калинове, Феклуша встречает таких удобных людей, как Кабанова. Она им льстит и рассказывает сказки, которые принимают за правду. В ответ странницу щедро одаривают.
На собранные деньги женщина хорошо живет. Идти дальше Феклуше уже не нужно. Тем более что и до того она недалеко ходила. На прямой вопрос Глаши, далеко ли, богомолица отвечает: «Нет, милая». Ходить она «не ходила, но много слышала».
Однако роль в пьесе у этого персонажа шире, чем описание богомольцев. Феклуша представляет культурный феномен, и рассматривать ее нужно в этом качестве.
Первые паломники на Руси появились в XII столетии, а «золотой век» паломничества приходится на период написания пьесы, т. е. на XIX. Император Александр III даже создал Императорское православное общество для того, чтобы помогать паломникам, которые шли в Святую Землю. Развитие транспорта позволяло облегчить им путь. Народ рассматривал паломничество как высший духовный подвиг и продолжение подвига Иисуса Христа. Поэтому Феклуша говорит, что простого человека «один враг смущает», а к странникам приставлено 6–12, которых надо побороть.
Также странники оказывались древним интернетом и прессой. Новости в глубинку доходили с опозданием и не все. Богомольцы приносили людям вести из земель дальних. Этот момент изображает в пьесе Островский. Каждому герою, с которым общается Феклуша, она выдает порцию сказочных историй:
- Глаше Феклуша рассказывает истории про салтанов, точнее, про законы в их землях и о людях с песьими головами;
- Кабанихе – о людях в больших городах и паровозах, названных огненными змиями.
Кроме рассказов, странники выполняли функцию курьеров. Известно, что церковные иерархи вели переписку, передавая зашифрованные послания через богомольцев. Перехватить эту корреспонденцию было физически невозможно. Гонец не выделялся из толпы таких же людей в лохмотьях. Но такой момент в пьесе не показан.
Внешность и характер Феклуши из пьесы Островского «Гроза»
Кажется, что драматург не дает точную характеристику образа. Но он основоположник новой театральной школы. Островский считал, что люди приходят в театр не для того, чтобы узнать сюжет, а чтобы посмотреть, как произведение интерпретировали актеры и актрисы из театральной труппы. Поэтому в репликах персонажей можно найти подсказки.
Феклуша – самый несобранный персонаж. Она как пазл, в котором часть фрагментов придется выбросить, так как они противоречат друг другу.
Странник в народном сознании:
- бедный;
- в лохмотьях или в черной одежде, как монах;
- худой от недоедания;
- возрастом пожилой или человек средних лет.
Феклуша видит за собой грех чревоугодия, о котором упоминает в диалоге с Глашей. Других нет. Дальше объясняет, что каждому Бог дает испытание по силам, а она немощная, и поэтому у нее всего один грех. Из описания получается образ женщины худой, болезненной и прожорливой, но он не единственный. Если каждому богомольцу выдано 6–12 дьяволов-искусителей, а грех только один, то возможная внешность: женщина нормального веса (она много ходит от одного купеческого дома к другому), которая просто любит поесть.
Феклуша – уменьшительно-ласкательная форма имени Фекла. Значение имени указывает либо на рост (маленькая), либо на возраст. Возможно, чуть старше Катерины с Варварой – 25–35 лет. Некоторые считают, что форма имени указывает на умственные способности – глупенькая.
Характер Феклуши описывает фраза Глаши: «...все вы друг на друга клеплете, что вам ладно то не живется?» Непомерное самомнение – часть образа богомолицы.
Считая свою деятельность продолжением подвига Спасителя, богомольцы приравнивали себя к «божественной элите», а остальных размещали ниже в иерархической пирамиде. Такое же восприятие мира характерно для странницы из пьесы «Гроза». Диалог с Глашей завершается авторским комментарием, выражающим суть: хорошо, что есть добрые люди, которые расскажут слушателям, что в мире происходит, а то последние так бы и померли дураками.
Отношения странницы с окружающими
Отношения между странниками и обществом были главной причиной, по которой Островский ввел этого персонажа в повествование.
В народном сознании святые места различаются «степенью святости». Если человек заказал молитвы за здоровье близких в храме рядом с домом, то это «нижняя» степень. Но если молитву читают на Афоне или в Иерусалиме – то «высшая». Во времена Островского странники были теми, кому давали записки с именами близких и просили заказать молебен в Святой Земле, когда они туда дойдут. К запискам прилагались деньги – оплатить молитву в храме, за труды странника и средства на дальнее путешествие.
Страждущие горожане встречали богомольцев с большим почетом. Такие хозяева жизни, как Кабаниха, старались им во всем угодить, запомниться с хорошей стороны, чтобы странник не забыл о них в дороге. Со своей стороны богомольцы пытались подтвердить свой статус необычными рассказами о чужих землях, где побывали. Рассказы Феклуши – иллюстрация этого процесса.
Священнослужители пытались бороться с этим явлением. Но странники книг не читали и выгоды от мнения богословов не видели, поэтому их игнорировали. Например, святитель Феофан Затворник много раз обращался к теме паломничества. Он писал, что пилигримы забывают о вездесущности Бога, и рекомендовал тем, кто духовно готов к подвигу, посетить Валаам и Соловки вместо Иерусалима.
Символизм персонажа
Пьесой «Гроза» и цитатами из диалогов с героиней Александр Островский внес свой вклад в борьбу с повсеместным мракобесием. Он не видел в Феклушах ни одной положительной черты.
Если Кабаниха – представитель «темного царства», который вредит только членам своей семьи и собственным крестьянам, то значение Феклуши шире. Это вредоносный вирус, заражающий всех, до кого дотянется. Он сохранится, пока будут желающие дать денег за спасение души.
Феклуша на экране
Пьесу экранизировали несколько раз. Первый – в 1912 году, а самая известная экранизация состоялась в 1933-м. Режиссер Владимир Петров снимал фильм точно по сюжету пьесы. Феклушу у него воплотила Екатерина Корчагина-Александровская.
До революции актриса не раз играла в произведениях Островского. Но тогда Корчагина-Александровская была моложе, и роли оказывались соответствующие: Варвара в «Грозе», Олимпиада Самсоновна в «Свои люди – сочтемся», Кукушкину в «Доходном месте». В 1933-м актрисе было уже 59 лет. Из созданного ею на экране образа следует вывод, что во времена Островского театры определились с характеристиками персонажа: Феклуша – пожилая женщина, коренастая, маленького роста.
Фильм Петрова представили на Каннском кинофестивале в 1934 году вместе с комедией режиссера Григория Александрова «Веселые ребята». Это был 2-й сезон кинофестиваля и 1-й, где отмечали не только итальянские, но и зарубежные фильмы.
В 2019-м режиссер Григорий Константинопольский снял собственный вариант «Грозы». Действие перенес в наши дни и изменил биографии персонажей с учетом этого. Дикой стал мэром провинциального города, а Кабанова – хозяйкой ресторана. Логично было бы предположить, что места Феклуше в нем нет, но авторы оставили персонажа, не дотянув до создания феномена. Богомолица превратилась в участницу битвы экстрасенсов. Роль сыграла актриса Мария Шалаева.
Интересные факты
- Странствующие богомольцы имели «специализацию». Во-первых, калики перехожие – нищие, которые бродили группами (артелями) и просили подаяние. В команде были собственные казначеи и начальники, ставившие задачи и наказывавшие нарушителей. Во-вторых, странствующие музыканты-сказители: их привечали в богатых домах, старик-сказитель стал персонажем былин и мифов. В-третьих, одинокие странники – старцы, которые больше других ассоциируются с мудрым волхвом, что выходит из лесу навстречу Вещему Олегу.
- Феклуша – собирательный персонаж. В ней соединили понемногу от каждого типа странников.
- В социуме Российской империи странники-богомольцы стали исчезать после того, как Романовы прекратили поддерживать движение и переключились на другие проекты. Окончательно вопрос закрыли две революции – Февральская и Октябрьская.
Цитаты Феклуши из пьесы «Гроза»
Речи Феклуши – особый вид искусства. Обычно их пропускают, не читая, так как они не влияют на сюжет. Но в них проявляется талант Островского как драматурга. Он не выписывает героям определяющие ярлыки, оставляя это на усмотрение публики.
Например, разговор Феклуши с Кабанихой начинается монологом о последних временах. Их признак – шум и суета городов. Дальше женщина объясняет причину этой суеты. Оказывается, человек, бегущий по улице, бежит «неизвестно зачем».
«Ему мерещится, что его манит некто; а придет на место-то, ан пусто, нет ничего, мечта одна. И пойдет в тоске».
И тут становится непонятно, верит ли рассказчица в то, что сообщает. Если да, то она выглядит недалекой и малообразованной женщиной. Но также возможно, что Феклуша потешается над Кабанихой.
Паровоз женщина описывает как «огненного змия», которого «стали запрягать». Кабанова демонстрирует осведомленность: «Слышала я, милая». И это стимулирует дальнейший полет фантазии:
- змий показывается людям машиной, но она то
«видела, как он лапами-то вот так делает»;
- затем Феклуша рассказывает о дьяволе, который руками что-то невидимое сыпал, это оказываются плевелы, из-за которых
«они так и бегают <...> как будто они что потеряли».
Похоже, что этот момент позволил сценаристам «Грозы» 2019 года превратить Феклу в экстрасенса. Те тоже видят что-то, чего не замечают другие.
За собой Феклуша знает единственные грех:
«Один грех за мной есть точно <...> Сладко поесть люблю».
Остального не замечает, хотя тяга к легко достающимся деньгам, не слишком вяжущаяся с образом истово верующей богомолицы, проявляется в разговоре с Глашей, которой Феклуша говорит:
«Пойду я, милая девушка, по купечеству поброжу: не будет ли чего на бедность».