История персонажа
Лапоть – второстепенный персонаж нового телесериала, снятого режиссером Жорой Крыжовниковым. Премьера 1-го сезона «Слово пацана. Кровь на асфальте» состоялась 9 ноября 2023 года на стриминговых сервисах Wink и Start. Всего к выходу запанировано 8 серий, последнюю из которых зрители увидят 21 декабря.
Лапоть – член молодежной банды. Его роль в фильме сыграл актер Лев Коткин.
Создание персонажа
Основой для создания персонажей Крыжовникова стало произведение Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х». Но сценаристы не копировали персонажей Гараева и не использовали их в качестве прототипов. Скорее, они описали один и тот же исторический период и позаимствовали первую часть названия из романа.
«Казанским феноменом» называют процесс появления и деятельность молодежных банд в столице Татарстана в позднем СССР. Дворовые банды разрастались. Их участники устраивали массовые драки с конкурентами, грабили прохожих и магазины. Считается, что от других городов «казанские пацаны» отличались размахом деятельности. Режиссера история создания существовавших в городе банд не интересовала. Его сюжет – творческий вымысел, близкий к жизни. Главный герой – школьник Андрей (Леон Кемстач). Он примерный ученик, которого несколько раз избивают на улице.
Учительница просит Андрея подтянуть успеваемость Марата (Рузиль Минекаев). Второй из школьников входит в банду Кащея (Никита Кологривый). Вскоре примерный ученик тоже присоединяется к банде. Когда из Афганистана возвращается старший брат Марата, Вова по прозвищу Адидас (Иван Янковский), он начинает конфликтовать с Кащеем за лидерство.
Биография Лаптя из сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте»
Образы членов банды, кроме главных героев, не детализируются.
Авторы взяли в сценарий два факта из жизни Казани:
- убийство глухонемого школьника – его воссоздали в убийстве Ералаша;
- массовые драки, в которых участвовали члены самой известной банды «Тяп-ляп».
Дополнили это сценами мелкого вымогательства, краж из магазинов и избиений. Для того, чтобы воплотить задуманное на экране, требовалось много персонажей. Так, кроме Владимира, Кащея, Марата и Андрея, появились Цыган, Лапоть и другие герои. Но придумывать детали для их биографий сценаристы не стали.
Внешность и характер Лаптя
Лапоть появляется в 5-м эпизоде сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» как член группировки под управлением Желтого (Андрей Максимов). Как и Желтый, это парень примерно одного с Вовой Адидасом возраста, более взрослый, чем основная масса «универсамовских». Рослый молодой человек спортивного телосложения, несмотря на крупные и грубоватые черты лица, обладает располагающей внешностью и способен склонить собеседника к доверию. Среди черт характера сразу бросается в глаза уверенность в себе при достаточной доли наглости.
Отношения с окружающими
Лапоть показан как «винтик» единого механизма, который являет собой молодежная группировка, чьи интересы он представляет. С окружающими держится раскованно и с уверенностью. Подчиняется распоряжениям Желтого.
Следуя указаниям последнего, вступает в конфликт с бандой «Универсам», на тот момент уже перешедшей под контроль Адидаса, отодвинувшего Кащея от дел. Круговорот событий, начавшийся с появления Лаптя и его спутников в видеосалоне «универсамовских», затягивает в себя не только членов группировок, но и посторонних, таких как Айгуль (Анна Пересильд), угрожая печальными последствиями для последних.
Интересные факты
- Изображенный в фильме период относится к 1985–1988 годам. Молодежные группировки делят город на районы. Контролируют их и «взимают дань». Название временного периода, «битвы за асфальт», звучит в реплике Владимира, брата Марата. Он говорит о том, что Михаил Горбачев провозгласил новую экономическую политику и скоро здесь будет так же, как в Америке, или лучше, а они «все асфальт делят».
- Криминолог и профессор социологии Малкольм Кляйн, занимавшийся изучением уличных группировок, писал, что банду от компании агрессивных подростков отличает наличие: жесткого руководства; кодекса лояльности («слово пацана»); строгих санкций за несоблюдение кодекса; некоторого уровня предпринимательского опыта (полученные разными путями финансы не только накапливаются, но и инвестируются). Все эти элементы отобразил в своем сериале Жора Крыжовников. Он также показал, что членов казанских банд объединял стиль одежды. Для разделения на своих и чужих использовались цвета одежды, значки, татуировки и другие символы.
- Изучать молодежные банды сложно по двум причинам: закрытый характер деятельности, склонность органов правопорядка не регистрировать преступления, связанные с их деятельностью. Эта характеристика общая для всех стран, хотя обычно люди обвиняют в этом только своих представителей органов правопорядка. Как только появились первые публикации о «казанском феномене» в зарубежной прессе, его сразу же начали сравнивать с бандами Нью-Йорка. Но научной основы под сравнениями нет. Они представляют только точку зрения автора.
- По статистике, только 8% молодых людей становятся членами уличных банд. В городах со сложной криминогенной обстановкой их доля вырастает до 15%. Каким был процент участников среди казанских подростков, никто не знает.
- Миф о том, что, вступив однажды в банду, человек навсегда становится бандитом – один из самых устойчивых. На самом деле большинство подростков остаются активными участниками только 1–2 года. «Старожилов», т. е. тех, кто был членом группировки больше 2 лет, 1–2%. Цифра намекает, что старожилами становятся руководитель группировки и его друзья (близкое окружение).
- Этнический состав банды – любимый вопрос исследователей. В Нью-Йорке часть банд сгруппированы по национальному признаку (латиноамериканцы, афроамериканцы). В Казани таких, куда принимали бы только по национальному или расовому признаку, не было.