История персонажа
Фрося Бурлакова – архетип русской женщины, которой не страшны препятствия, а любое испытание судьбы воспринимается ею как должное. Наивная провинциальная девушка со стойким характером и упорным желанием достичь поставленной цели покорила сердца тысяч советских телезрителей.
История создания
Фильм «Приходите завтра», главной героиней которого стала Фрося Бурлакова, сняли супруги Евгений Ташков и Екатерина Савинова. Оба выступили сценаристами, Ташков стал режиссером ленты, а Савинова сыграла роль сибирячки Фроси. В основу истории девушки легла биография актрисы. Савинова сама придумывала некоторые ходы и была идейным вдохновителем ленты. Ей принадлежит и создание имени главной героини.
Кинокартину снимали на Одесской киностудии, стараясь сохранить в тайне ведущуюся работу. Причиной стал конфликт Екатерины Савиновой и режиссера Ивана Пырьева, испытывавшего к ней далеко не платонические чувства. Поняв намерения Пырьева, Савинова отказала постановщику, имевшему власть в советском кинематографе. Так она поставила крест на своей карьере и вынуждена была работать втихую, чтобы не оказаться в опале у Пырьева, имевшего возможность, благодаря влиятельным знакомым, закрыть любую картину.
Фильм о персонаже вроде Фроси был давней мечтой Савиновой. Она долго вынашивала идею. Образ девушки в черном платье, покидающей деревню, чтобы попасть в Москву и стать артисткой, не выходил у нее из головы. В основу сюжета легли факты из жизни артистки и ее близкой подруги. Девушки поехали покорять златоглавую из алтайского провинциального городка.
Савинова мечтала о поступлении во ВГИК, а ее киногероиня грезила Гнесинкой. Благодаря знакомым, в Москве у Фроси оказалась крыша над головой. Самой Савиновой в юности повезло меньше.
Вместе с подругой она опоздала на прослушивания и экзамены. Но решила не тратить время впустую, тем более что жить в Москве ей было негде. Савинова поступила в Институт по землеустройству и начала обучение. Зимой, когда во ВГИКе объявили добор, она поступила на курс.
Свое имя Фрося Бурлакова получила неслучайно. Савинова дала ей фамилию подруги, с которой прибыла на вокзал Москвы, а имя придумала сама. Образ колоритной Фроси удивителен тем, что девушка оказалась поразительной артисткой. У нее был необычный сильный голос, которым поражались окружающие.
Ей не нужна была распевка, так как девушка не привыкла управлять своим голосовым инструментом. Сибирячка всегда поет от души, проникновенно, искренне. Образ Фроси в эти минуты олицетворяет русский народ с его традициями и менталитетом.
Увидев премьеру картины в 1963 году, зрители гадали, кто поет песни за Фросю, чей голос звучит за кадром. Никто не мог представить, что знаменитую «Вдоль по Питерской» актриса исполняет самостоятельно, ведь благодаря стараниям несостоявшегося ухажера Пырьева за Савиновой закрепилась слава бездарной артистки. В кадре Фрося с легкостью исполняла и русские народные песни, и серенаду Шуберта, и арию из оперы Россини.
Фрося Бурлакова открыла аудитории главные истины: необходимость веры в себя, осознание того, что быть артистом – настоящий труд, важность доброты и тепла, таящихся в душе каждого человека. Персонаж стал народным, и Екатерина Савинова снискала всесоюзную славу после выхода картины на экраны.
Фильм «Приходите завтра»
На Всесоюзном фестивале кинокартина «Приходите завтра» получила две награды, а Екатерину Савинову признали лучшей исполнительницей женской роли. Жюри и зрителей покорила простота сюжета и душевность героини.
Простая и инфантильная сибирячка Фрося Бурлакова из села Ельцовка приехала учиться в Москву. Она оказалась самородком, обладающим уникальным голосом. Всю степень своего таланта девушка не осознавала до конца. Фрося опоздала на экзамены, но решила не сдаваться.
Оставшись погостить у знакомого знакомых, скульптора Николая Васильевича Томского, девушка стала ходить в институт ежедневно, ожидая встречи с профессором Соколовым и возможности спеть для него. По счастливой случайности она застала педагога, и он дал ей желанный шанс.
Музыка стала настоящей любовью Фроси, которая отдала искусству всю себя. Она не оценила ухаживания Кости, который души не чаял в девушке. Трудолюбивая сибирячка понимала, что настало время настоящей работы над собой – ради цели, к которой она шла.
Героиня фильма – непосредственная провинциалка, чья искренность не оставляет сомнений. В ее восприятии жизнь очень проста: надо много работать, помогать ближним, быть честным и ценить душу человека превыше его денег. Она выступает антагонистом скульптору Томскому – известному в своей среде художнику, чей талант потерял духовную составляющую.
Мужчина стал работать ради денег, и его проекты лишились былой изюминки. Чистая и добрая Фрося своей открытостью и нравственностью помогла скульптору вернуться к истокам.
Зрители отмечали, что характер Фроси Бурлаковой схож с темпераментом Тоси Кислицыной из фильма «Девчата». Тося ест батон, поливая его вареньем, а Фрося упивается чаем и рассказывает, как с матерью выпивала по восемь чашек после бани.
Героинь объединяют чистота помыслов, доверчивость, оптимизм и упорство. Такие, как Фрося, – не в моде. Зато они – настоящий талант, душа компании, женщины, на которых можно положиться.
Интересные факты
- «Приходите завтра» неоднократно пытались закрыть под разными предлогами. Съемки останавливались из-за приезда на студию московского начальства, нелестно отзывавшегося о материале. После премьеры создателей фильма обвинили в антикоммунистическом поведении: по сюжету Томский разбивал скульптуру, в которой критики признали Карла Маркса. Поэтому фильм вышел в прокат летом, когда кинотеатры не востребованы.
- Анатолий Папанов сыграл художника, чье имя было известного в Киеве. Его обвиняли в соцреализме, и это было еще одним поводом для закрытия картины. Папанову было 40 лет на момент съемок. Роль в картине дала ему путевку в кинематограф. После «Приходите завтра» зрители полюбили артиста. Фильмы с его участием пользовались большим интересом.
- Публика восприняла комедию «Приходите завтра» «на ура». Двусмысленное название становилось причиной для курьезных ситуаций, и это забавляло зрителей еще больше.
- «Приходите завтра» стал переломным моментом в карьере Савиновой. Актриса заболела и постепенно начала угасать от бруцеллеза. Остаток своих дней Савинова провела в ужасном состоянии из-за болезни. Любящая семья, супруг и сын до последнего момента предпринимали попытки восстановить здоровье артистки. Смерть наступила внезапно: актриса бросилась под поезд подобно Анне Карениной, чей монолог она читала при поступлении во ВГИК.
- Образ героини «Приходите завтра» стал легендарным. Режиссеры используют его как прототип в своих картинах. На популярном шоу «Один в один» песню «Вдоль по Питерской» в образе Фроси исполняла Анжелика Агурбаш. Елена Воробей написала сценический монолог, который произносит в образе Бурлаковой. Фото и видео отрывков из киноленты пользуются интересом современного поколения.
Цитаты
«- А что, есть голос, да?
- Ну, не знаю, в деревне был».
«- А ты что будешь, Фрося?
- А мне токо чаю, стаканов шесть».
«- Не понравилось тебе в Москве?
- Как сказать… Суетно, неспокойно. И голова трещит».