История персонажа
Хитклифф — главный герой романа «Грозовой перевал», созданного английской писательницей Эмилией Бронте в 1847 году. В персонаже проявляются черты исключительности, типичные для литературы романтизма. Литературоведы видят в характере Хитклиффа байронические черты. Мужчина притягивает читателей необычностью, страстностью, его жизнь наполнена драматическими событиями, которые нарушают внутреннюю гармонию героя, не дают быть счастливым.
История создания персонажа
По жанру произведение Эмилии Бронте можно отнести к образцам позднего романтизма. В тексте также присутствуют элементы готической европейской литературы. Жанровые особенности требовали от автора описания необычного, запоминающегося героя. Таким стал Хитклифф, воплотив собой тип одинокого, мрачного персонажа, оказавшегося жертвой сложившихся обстоятельств.
Эмилия наделила мужчину демонизмом, невероятной притягательностью. Внешность героя привлекает внимание дам: темная кожа, черные густые волосы, непростой характер будоражат интерес героинь романа. Образ получился сложным, глубоким. Хитклифф остается для публики загадочным, полным тайн и даже наводит на мысль, что его фигура — нереальна, что молодой человек — порождение дьявольских сил.
Судьба Хитклиффа
О трагической истории жизни героя читатели узнают из рассказа экономки Нелли Дин. Женщина сообщает, что маленького ребенка со смуглой кожей нашел в Ливерпуле мистер Эрншо, владелец поместья Грозовой перевал в Йоркшире. Мальчик попадает в семью Эрншо и воспитывается вместе с детьми хозяина — дочерью Кэтрин и сыном Хиндли. Брат с сестрой жестоки к новому жильцу — тихий и молчаливый ребенок оказывается объектом их нападок.
Дети становятся подростками, мистер Эрншо умирает. За прошедшее время Кэтрин успела проникнуться к приемному брату симпатией, но Хиндли продолжает тиранить Хитклиффа. Теперь, как владелец поместья, он отправляет героя работать в поле, словно раба. Это ожесточает Хита, но юноша предпочитает терпеть унижения ради одной цели — быть рядом с Кэтрин Эрншо. К этому времени герой успевает влюбиться в красавицу, не зная, что чувства взаимны.
Но как дочь знатного, богатого человека, девушка не может выйти замуж за того, чье происхождение неизвестно, за того, кто не имеет доходов. Посещая соседнее имение — Мызу Скворцов, – мисс Эрншо увлекается сыном владельца, юным Эдгаром Линтоном. В отличие от Хитклиффа, молодой человек утончен, имеет изысканные манеры, а кроме того, не беден. Эдгар делает Кэтрин предложение, которое девушка принимает.
Узнав об этом, Хит покидает Грозовой перевал и исчезает на три года. Спустя время молодой человек возвращается, во многом изменившись. Его внешность более мужественна, фигура обретает атлетические формы. Статность дополняется уверенностью в поведении — теперь персонаж богат, но остается неизвестным, откуда взялось состояние.
Хитклифф настроен решительно — герой собирается отомстить обидчикам, укравшим у него счастье. Так, узнав, что Хиндли Эрншо после смерти жены Френсис увлекся карточными играми и наделал больших долгов, «мститель» снабжает «тирана» деньгами, а потом, когда младший Эрншо проигрывается окончательно, отбирает у того Грозовой перевал.
Месть Кейт и ее супругу Эдварду еще более изощренная. Хит стремиться очаровать сестру Эдварда Изабеллу и в скором времени женится на ней. Кейт больно ранит это событие, однако молодая женщина не в силах изменить положение. В браке «демона» и Изабеллы рождается сын Линтон, к которому отец не испытывает теплых чувств — как и к своей супруге. Кейт тем временем умирает во время родов дочери, Кэти. Вскоре уходит из жизни и ее брат Хиндли.
Хитклифф, тяжело переживая смерть Кэтрин, не получив удовлетворения от мести, адресованной обидчикам, направляет ее на их детей. Герой знакомит Кэти и своего сына Линтона и заставляет молодых людей вступить в брак. При этом «мститель» использует шантаж — не позволяет девушке видеться с отцом, Эдгаром, который близок к смерти. Понимая, что зависит от манипуляций «демона», юная мисс дает согласие стать женой Линтона. После этого ей удается вернуться домой и проститься с умирающим Эдгаром.
Вскоре после брака уходит из жизни сын Хитклиффа, муж Кэти. Согласно завещанию, Мыза Скворцов переходит к нему. Кажется, что план мести удался, однако герой не чувствует счастья в душе. Тем временем между Кэти и сыном Хиндли, Гэртоном, которого воспитывал Хит после смерти отца, влюбляются друг в друга. Внешне юноша похож на свою тетю Кэтрин, что рождает тягостные воспоминания в голове «демона». Последние годы жизни героя мучительны — мужчину преследует призрак Кейт.
Персонаж понимает, что годы борьбы с обидчиками потрачены впустую — теперь дети его врагов счастливы. Но он уже не в силах вершить зло, слишком устал и потерял способность получать удовольствие от разрушений. После смерти Хита в Грозовой перевал возвращаются гармония и любовь.
Хитклифф в книгах и фильмах
В XX столетии книга Эмилии Бронте часто экранизировалась. Захватывающий сюжет, драматические переплетения судеб героев, трагедия главного героя стали прекрасной основой для киноверсий. К произведению английской писательницы обращались такие мэтры, как Луис Бунюэль и Жак Риветт. Популярность у зрителей обрела картина 1939 года, где роль Хитклиффа исполнил Лоренс Оливье.
Не менее удачной стала версия 1970 года, где публика смогла оценить актерское мастерство молодого Тимоти Далтона. В 1992 году вышла экранизация, в которой роли главных персонажей исполнили Жюльет Бинош и Рэйф Файнс. Яркая внешность итальянского актера Алессио Бони, сыгравшего в фильме 2004 года, была признана зрителями идеально подходящей для образа Хита. Многие цитаты из текста стали крылатыми фразами.
В фильме 2009 года на роль «демона» был выбран актер Том Харди. Драматический талант исполнителя получил высокие оценки кинокритиков. Роль Кейт исполнила молодая актриса Шарлотта Райли. Между актерами на съемках завязались романтические отношения, а затем состоялась свадьба.
Имя главного героя романа часто связывают с голливудской звездой Хитом Леджером. Родители исполнителя, будучи поклонниками английской классики, назвали сына и дочь именами главных героев романа Бронте.
Цитаты
Люби он ее всем своим ничтожным существом, он за восемьдесят лет ни дал бы ей столько любви, сколько я за один день.
Ты сравняла с землей мой дворец — не строй же теперь лачугу и не умиляйся собственному милосердию, разрешая мне в ней поселиться.
Сведи меня с ума, только не оставляй меня в этой бездне, где я не могу тебя найти!
Библиография
- 1847 — «Грозовой перевал»
Фильмография
- 1939 — «Грозовой перевал»
- 1954 — «Грозовой перевал»
- 1970 — «Грозовой перевал»
- 1985 — «Грозовой перевал»
- 1992 — «Грозовой перевал»
- 1998 — «Грозовой перевал»
- 2004 — «Грозовой перевал»
- 2011 — «Грозовой перевал»