История персонажа
Чужой — инопланетное существо, главный антагонист тетралогии «Чужой» и фильмов-кроссоверов. Этот культовый персонаж также был популяризирован в комиксах и компьютерных играх.
История создания персонажа
Идея о создании инопланетного монстра пришла в голову Дэну О'Бэннону еще в студенческие времена, а после окончания университета он решил написать сценарий для фильма ужасов, предложив сотрудничество Рональду Шуссету.
Дэн О'Бэннон подготовил вступительную часть, но столкнулся с проблемой визуального образа существа. Миссия в подготовке изображения была предложена швейцарскому художнику Хансу Руди Гигеру, который к тому времени уже продемонстрировал таланты в сфере фантастического реализма. Воплощение облика Чужого Гигером приняли с восторгом. В итоге художник не только занимался этим персонажем, но и дизайном космического корабля.
Долгое время создатели фильма искали режиссера. Выдвигалась кандидатуры Уолтера Хилла, Джека Клейтона, Питера Йетса. Но никто из них не согласился участвовать в проекте-страшилке. Продюсеры обратили внимание на неизвестного британского режиссера Ридли Скотта, тот же с удовольствием согласился. Ридли при создании набросков сцен вдохновлялся картинками из «Звездных войн», между тем желая сделать кассовый фильм в жанре ужасов, а не фантастики.
Сценаристы описывали персонажей так, чтобы сыграть их смогли, как мужчины, так и женщины. В результате главным героем кино стала актриса Сигурни Уивер, которая пробовалась на роль Эллен Рипли последней.
Эффектные сцены обусловили успех проекта. Некоторые эмоции актеров стали результатом проявления настоящего страха. Так, момент, когда из груди Кейна вылезает Чужой, не был описан в деталях каждому, поэтому реакция на такую неожиданность была естественной. Интересно, что для съемки этой сцены потребовался один дубль.
Успех фильма превысил все ожидания. В копилке наград культовой картины 1979 года — премия «Оскар», «Сатурн», а также ряд наград за лучшую режиссерскую работу, постановку, женскую роль, музыку и много других премий и номинаций.
Очевидные предпосылки к съемке сиквела заставили поклонников Эллен Рипли ждать 7 лет. Продолжение снял режиссер Джеймс Кэмерон, уже получивший славу после выхода культового фильма «Терминатор». Картина «Чужие» продемонстрировала особенности «быта» этих существ, и познакомила с их королевой.
Третья часть стала дебютной работой для Дэвида Финчера. Дэвид продолжил идею противостояния Рипли с инопланетными монстрами теперь в условиях тюремного комплекса. В конце киноленты Эллен погибает, но ее возвращают к жизни в заключительном фильме классической тетралогии «Чужой: Воскрешение».
Популярность космического существа породила ряд компьютерных игр и комиксов. Также по мотивам франшизы в 2004 году был выпущен кроссовер «Чужой против Хищника».
Образ и история Чужого
Второе название инопланетного монстра — ксеноморф. Главное отличие Чужого от любого другого космического персонажа заключается в том, что он не относится к высокоразвитым существам.
Единственные вещи, которые вдохновляют антагониста на деятельность — инстинкты. Это хищник, который стремится к размножению, уничтожая на своем пути все, что посчитает опасностью. Однако назвать хищника неразумным нельзя, ведь он способен временно приостанавливать развитие до наступления благоприятных условий.
Перед тем, как стать взрослой особью, ксеноморф проходит через ряд стадий. Первое — яйцо, которое откладывает королева. После раскрытия оболочки вылезает лицехват — нечто паукообразное, которое быстро перемещается. На этой стадии происходит захват носителя с помощью щупалец (человека, собаки — любого живого существа).
Так, объект паразита становится емкостью для внедрения эмбриона. Лицехват со временем умирает, а носитель первое время чувствует себя здоровым, испытывая, правда приступы голода. Эмбрион развивается в теле носителя, перенимая его физиологические особенности. К примеру, если лицехват захватил собаку, то Чужой будет быстро перемещаться.
Когда эмбрион подрастает, то покидает «хозяина» не самым лицеприятным способом, за что получил название грудолом. При этом носитель погибает, а существо продолжает стремительно развиваться. Так, взрослая особь достигает 2-3 метров роста, постепенно обретая рельефные черты лица и тела.
Чужой в фильмах и играх
Дэн О'Бэннон поместил в центр сюжета «космических дальнобойщиков», т. е. обычных трудяг, выполняющих стандартный космический рейс. И последнее, что герои ожидали встретить, — это опасную и хитрую особь, против которой невозможно устоять.
Вместе с ними также полетел андроид Эш, которого сыграл актер Иэн Холм. Его миссия заключалась в том, чтобы переправить Чужого корпорации «Вейланд-Ютани». Однако Рипли узнала о личности сослуживца слишком поздно. В результате весь состав команды оказался убитым, кроме Эллен, которой удалось сбежать на челноке.
Согласно хронологии, в начале второй серии объясняется, что женщину из состояния анабиоза пробудили через 57 лет. Все потому, что челнок попал на замкнутую орбиту. Когда Эллен пытается рассказать о местонахождении ксеноморфа, ей не верят. Более того, лейтенанту предлагают полететь на планету Ахерон, где построена колония, и лично убедиться в отсутствии опасности.
Рипли ничего не остается, но космическое путешествие обернулось настоящей трагедией. Колония разрушена, люди мертвы, а количество взрослых особей не оставляет шанса выжить. Женщине удается опять выйти победителем в неравной схватке. Эллен сжигает сотни новых яиц, сражается с самкой-королевой и успевает до взрыва покинуть планету вместе с андроидом Бишопом и еще несколькими членами команды на борту корабля «Сулако».
В третьей части история завязывается на том, что Эллен упускает момент, что на борту корабля остался один лицехват. Она приземляется на планете Фиорина-161 на территории тюрьмы, где паразит внедряется в собаку. К концу фильма, наполненного описанием жутких сцен убийства заключенных ксеноморфом, Рипли понимает, что сама носит в себе эмбрион. Женщина совершает самоубийство, упав в расплавленный металл.
Режиссер четвертой части решил пойти по проторенной дорожке и воскресить главную героиню. Спустя 200 лет после вышеописанных событий Рипли и королеву ксеноморфов пытаются клонировать, в результате чего они обмениваются ДНК. Эллен пробуждается, но не помнит ничего из прошлого. Конец фильма заставил поклонников думать о 5 части франшизы, поскольку Рипли остается жива, но чувствует себя «чужой».
Проект и правда разрабатывался, но в 2017 году прошла официальная информация, что еще одной серии не будет. Кроме того, согласно цитатам из интервью Сигурни Уивер, актриса отказалась участвовать в съемках. Название, которое дали фильму в черновом сценарии, звучало как «Чужой: Пробуждение».
По мотивам первой части выпустили ряд компьютерных игр. Близкая с сюжетом киноленты — Alien 1984 года, где задача заключается в том, чтобы убить ксеноморфа. В 1996 году игровой персонаж Эллен в Alien Trilogy исследует Космический жокей — древний космический корабль, где, конечно же, сталкивается с инопланетным существом.
Интересные факты
- Ротвейлеру, к которому присоединился лицехват в третьей части, пришлось выбрить некоторые части морды для правдоподобного изображения.
- Первый эскиз ксеноморфа представлял собой полупрозрачное существо с просвечивающейся кровеносной системой и скелетом.
- В «Чужом 3» была представлена особь-бегун, поскольку лицехват паразитировал на собаке.
Фильмография
- 1979 — «Чужой»
- 1986 — «Чужие»
- 1992 — «Чужой 3»
- 1997 — «Чужой: Воскрешение»
- 2004 — «Чужой против Хищника»
- 2007 — «Чужие против Хищника: Реквием»
- 2012 — «Прометей»
- 2017 — «Чужой: Завет»
Компьютерные игры
- 1982 — Alien
- 1984 — Alien
- 1992 — Alien 3
- 1993 — Alien 3: The Gun
- 1996 — Alien Trilogy
- 1997 — Alien Resurrection
- 2013 — Aliens: Colonial Marines
- 2014 — Alien: Isolation
Библиография
- 1979 — «Чужой» (Алан Дин Фостер)
- 1986 — «Чужие» (Алан Дин Фостер)
- 1992 — «Чужой 3» (Алан Дин Фостер)
- 1992 — «Чужие: Чужая жатва»( Роберт Шекли)
- 1992 — «Чужие: Земной улей» (Стефани Перри, Стив Перри)
- 1993 — «Чужие: Приют кошмаров» (Стефани Перри, Стив Перри)
- 1993 — «Чужие: Женская война» (Стефани Перри, Стив Перри)
- 1994 — «Чужой против Хищника: Добыча» (Стефани Перри, Стив Перри)
- 1994 — «Чужие: Геноцид» (Дэвид Ф. Бишоф)
- 1996 — «Чужие: Музыка смерти» (Ивонна Наварро)
- 1997 — «Чужой: Воскрешение» (Энн Кэрол Криспин)
- 2004 — «Чужой против Хищника» (Марк Церасини)
- 2005 — «Чужие: Первородный грех» (Майкл Ян Фридман)
- 2012 — «Прометей» (Джо Спайз, Дэймон Линделоф)
- 2017 — «Чужой: Завет (Алан Дин Фостер)
- 2019 — «Чужой: Эхо» (Мира Грант)