История персонажа
Две косынки и очки в толстой роговой оправе — вот и все приготовление артистов. Этого хватает, чтобы выйти на сцену в полном вооружении, хоть и совершенно без грима. Советский юмористический дуэт знаменитых бабушек Вероники Маврикиевны и Авдотьи Никитичны вспоминают с ностальгией. А причины прекращения выступлений до сих пор не выяснены.
История создания и состав коллектива
Артисты, которые вошли в историю как старые русские бабки, познакомились еще во время учебы в ГИТИСе. Борис Владимиров сначала учился на актерском факультете, но после решил стать режиссером. В 1959-м возглавил «Комсомольский патруль». Этот передвижной театр гастролировал по территории Советского Союза — от Мурманска до Ташкента.
Именно в эти годы складывается творческий союз между Вадимом Тонковым и Борисом Владимировым. Артисты играли миниатюры, которые писали такие авторы, как Григорий Горин, Виктор Ардов. После того как «Комсомольский патруль» закрылся, Борис Владимиров решил посвятить свою жизнь эстраде. Он часто выступает на сцене, в том числе и в женских ролях.
Чуть позже, Александр Ширвиндт, руководитель Московского академического театра сатиры, создает телепередачу «Терем-Теремок. Сказка для взрослых». Помня о таланте Владимирова, худрук приглашает артиста в новый проект, а после рождается юмористический дуэт вместе с Вадимом Тонковым.
Так, 1 января 1971 года «бабки» появились на телеэкранах, вызвав бешеный восторг публики и искренние эмоции у телезрителей. Споры о том, кто же стал идейным вдохновителем этого союза, ведутся и поныне. По одной версии, искрометных старушек в платочках придумал Борис. Ведь еще в далеком 1958 году артист играл на сцене старушку с монологом Виктора Ардова. Многие же считают, что Александр Ширвиндт помнил успех «Бабок на футболе» и решил развить эту идею.
Вадим Тонков вспоминал, что у старушек были реальные прототипы — его родная тетя Екатерина Федоровна Шехтель, а также советская и русская актриса Александра Яблочкина. Этих женщин объединяло многое — порядочность, интеллигентность, желание пококетничать и искусство острословия. Смешение этих качеств с юмористической сатирой привело к тому, что получившийся дуэт стал свежей струей в комедийном искусстве СССР.
Творчество
Быстрый взлет и всенародная слава — вот первые спутники «бабушек-соседок». Появляются анекдоты с этими персонажами, а актеры, исполняющие эти роли, колесят по стране. Они участвуют в праздничных концертах и телепередачах. В день, по воспоминаниям Тонкова, приходилось выступать до 10 раз. Репертуар включал в себя и короткие номера, и целые представления.
Артисты востребованы и любимы публикой. Даже Галина Брежнева приглашает дуэт для концерта перед членами правительства.
Популярность творческого союза продолжает расти. В 1979 году Валерий Харченко и Юрий Клебанов приглашают актеров сыграть в фильме «Бабушки надвое сказали…». В картине им предложено показать комичную ситуацию, в которой они встретили бы самих себя в сценических образах.
Но главным успехом проекта стоит назвать самих персонажей. Эти две старушки при внешнем сходстве — совершенно контрастные личности. Вероника Маврикиевна предстает перед зрителями с амплуа интеллигентки. Авдотья Никитична же, напротив, прямая, грубая и простая.
Советский зритель так полюбил эти образы, потому что они списаны с тех пресловутых бабушек, сидящих на лавочке и обсуждающих всех вокруг. Еще смешнее выглядело, как Авдотья постоянно насмехалась над высокоморальной подружкой, пользуясь ее отдаленностью от российской действительности. Так, получалось, что одна дама витала в облаках, а вторая утонченно выставляла ее в нелицеприятном свете. Конечно, с большой долей юмора и сатиры.
В выступлениях бабки затрагивали злободневные темы. Нередко предметом дискуссии становились социальные проблемы того времени, из-за чего некоторые отрывки диалогов предавались цензуре и вырезались из эфира. Но, как и в любом другом творчестве, у большого успеха есть и обратная сторона медали. В 1982 году Авдотья и Вероника перестали выступать на публике и перед камерой вместе.
Завершение карьеры
В 1983 Вероника Маврикиевна появляется на сцене концертного зала. Несменяемый платок и очки в роговой оправе. Все, как и раньше, только ее спутницы рядом нет. Конферансье говорит, что Авдотья Никитична занимается внуками и вообще вышла замуж, и ей некогда обмениваться слухами с подружкой.
Вадим Тонков также хохочет и говорит нелепые глупости в микрофон, но зрительский зал воспринял появление артиста в тягостном молчании. Это был настоящий провал, который свидетельствовал об одном — публика не согласна воспринимать половину дуэта в качестве сольного проекта.
В 1982 году творческий союз распался. Огромное количество мнений о причинах породило еще больше слухов о пьянстве Владимирова, его творческом кризисе или даже онкологической болезни. Эта тайна ушла вместе с Борисом, который скончался в 1988 году. Его напарник Вадим Тонков некоторое время еще пытался возродить проект. Даже просил Гарри Гриневича подыгрывать ему в сцене, немного одергивая, словно некогда Авдотья. Но и здоровье, и ошеломительный успех «того» дуэта не позволили актеру продолжить ослепительную карьеру в роли русской бабки.
За него попытались это сделать Игорь Косилов и Сергей Чванов. Персонажи Матрена и Цветочек в точности повторяли характер и поведение предыдущих старушек. Но такого шквала эмоций роли «новых русских бабок» у зрителей уже не вызвали.