Владимир Шарапов

Владимир Иванович Шарапов
О персонаже
Страна
Россия
Создатель
Братья Вайнеры
Деятельность
литературный персонаж, герой фильма, фронтовик, сотрудник МУРа

История персонажа

Владимир Шарапов — герой советского сериала «Место встречи изменить нельзя», сотрудник Московского уголовного розыска и ближайший соратник Глеба Жеглова. На экране его образ раскрыл актер Владимир Конкин.

История создания персонажа

В основу сериала легли события романа «Эра милосердия». Авторы, братья Вайнеры, при создании персонажа вдохновлялись образом реального человека — московского милиционера Владимира Чванова. Он прославился на всю Москву бесстрашием и собственным детективным методом, ключевая особенность которого — браться за расследование как можно раньше, в идеале — не более чем через 4 часа после совершения преступления.

Так Чванов раскрыл десятки громких ограблений и убийств, например, поймал знаменитого серийного убийцу Ионесяна по кличке Мосгаз. По преданию, он также участвовал в расследовании серийных убийств в Амстердаме и успешно вычислил преступника, причем инициатива пригласить московского милиционера исходила лично от королевы Нидерландов.

Биография Владимира Шарапова

О довоенной биографии героя ничего не известно. В книге Владимир Иванович Шарапов, как и его прототип, — бывший фронтовик, обладатель государственных наград. Во время войны он командовал ротой разведки и пересекал границу 42 раза, каждый раз возвращаясь с «языком» или требуемыми сведениями. При этом литературному герою всего 22 года (в фильме 25).

Что касается личной жизни, то в «Месте встречи…» упоминается, что Шарапов не женат и бездетен. В литературном продолжении романа «Гонки по вертикали» у него, однако, есть жена Варвара Синичкина, с которой они познакомились сразу после войны. Она также служит в милиции и впоследствии трагически погибает. Кроме того, у Шарапова есть приемный сын, а в сериале «Следователь Тихонов» — еще и дочь, которая продолжает дело отца.

Образ Шарапова, с моральной точки зрения, противопоставлен его напарнику Глебу Жеглову, который поддерживает позицию «цель оправдывает средства» и готов на все ради того, чтобы вершить собственную справедливость. Жеглов не любит признавать ошибки, а Шарапову, напротив, не чужда самокритика, а также жалость и сочувствие. Владимир считает, что законы военного времени неуместны в мирной жизни, а соблюдение правил и следование моральным стандартам — обязанность следователя. Он сторонник идеи гуманизма и приоритета закона, популярной в то время в либеральных кругах.

Название романа — «Эра милосердия» — обозначает позицию Шарапова: война уже позади, и настало время, когда нужно ценить жизнь и самому оставаться человеком в любых ситуациях.

Владимир Шарапов в книгах и фильмах

По воспоминаниям Аркадия Вайнера, кандидатура Конкина на роль следователя была им отвергнута. Внешне он слишком сильно отличался от книжного описания: в «Эре милосердия» Шарапов был могучим мужчиной, обладателем недюжинной физической силы. Кроме того, в книге он описан как рослый блондин со вздернутым носом и маленькими глазками, весьма далекий от общепризнанных идеалов красоты. Актер Владимир Конкин в молодости был стройным брюнетом интеллигентного вида, облик которого не вязался с фронтовыми подвигами и героическим противостоянием бандитам после войны.

Тем не менее решением режиссера на роль все равно утвердили Конкина. По слухам, дело решило то, что актеру покровительствовал начальник Гостелерадио Сергей Лапин. Есть и другая версия: «бледный» напарник нужен был для того, чтобы оттенить характер главного героя, блестяще сыгранного Владимиром Высоцким. Это противоречит главной идее романа: в «Эре милосердия» симпатии авторов были на стороне Шарапова, а после выхода кино однозначным любимцем публики стал Жеглов.

Съемки фильма проходили трудно. Помимо антипатии писателей, Конкину пришлось выносить грубость Высоцкого. По его словам, хуже, чем он, ним еще никто не обращался: беспричинные смены настроения, крики и истерики сопровождали все съемочные дни. Дошло до того, что Конкин пытался сбежать домой в Киев. Ситуацию спас актер Виктор Павлов, который поддержал Владимира и уговорил его дотерпеть до конца.

В фильме «Визит к Минотавру» персонаж носит другую фамилию — Уваров, однако, узнав историю следователя, зритель понимает, что это один и тот же герой. Основные факты биографии совпадают: служба в разведроте, приход в уголовный розыск после войны, участие в уничтожении «Черной кошки» — знаменитой преступной банды, действовавшей в столице.

Персонаж Шарапова упоминается в песне группы «Любэ» «Атас», вошедшей в одноименный дебютный альбом коллектива.

Цитаты

Если закон один раз подмять, потом другой раз, потом им начинать дырки в следствии затыкать, как нам с тобой будет угодно, то это уже не закон будет, а кистень.
Мне! Сберкнижку — мне. Она мне сердце согреет, когда в подвал вместе полезем.
Самое дорогое на свете — глупость, потому что за нее дороже всего приходится платить.

Библиография

  • 1967 — «Часы для мистера Келли»
  • 1969 — «Ощупью в полдень»
  • 1972 — «Визит к Минотавру»
  • 1974 — «Гонки по вертикали»
  • 1975 — «Эра милосердия»
  • 1978 — «Лекарство для Несмеяны»

Фильмография

  • 1971 — «Я, следователь…»
  • 1978 — «Лекарство против страха»
  • 1979 — «Место встречи изменить нельзя»
  • 1983 — «Гонки по вертикали»
  • 1987 — «Визит к Минотавру»
  • 2016 — «Следователь Тихонов»