История персонажа
Назгулы — вымышленные персонажи, описанные в легендах о Средиземье Джона Рональда Толкина. Это девять владык, которые изначально были людьми, но после оказались порабощены Кольцом Всевластия. Слуг Саурона также называют черными всадниками, улаири, кольценосцами или же просто «девять».
История создания персонажа
Английский писатель посвятил более 50 лет миру, населенному расами людей, магов, эльфов, хоббитов и другими вымышленными героями. Кроме того, он уделил внимание и созданию языков, в частности эльфийскому. Автор придумал и изложил на бумаге мифы и истории сотворения этой вселенной.
Но при жизни Толкина было опубликовано только 2 полноценных произведения — трилогия «Властелин Колец» и «Хоббит». А между тем персонажи этих книг и их биография прослеживается в десятках неизвестных широкой публике романах.
Интересно, что когда писатель приступил к созданию легенды о хоббите Фродо (в набросках — Бинго), понятие о черных всадниках было расплывчато. К 1938 году Джон Толкин назвал превращение некой черной фигуры в назгула «непреднамеренным поворотом».
К слову, само Кольцо Всевластия изначально позиционировалось в качестве волшебного украшения, дающего хозяину возможность становиться невидимым. Намного позже у него появилась связь с Сауроном и оно обросло предысторией.
Тогда же черные всадники обрели амплуа призраков. В течение следующих 3 лет автор занимался развитием сюжетных линий между ними и главным антагонистом трилогии. А к финальному видению Толкин пришел только в главе под названием «Зеркало Галадриэль» в 1941 году.
Кольценосцы в результате функционируют на разных уровнях. Вначале они служат элементами истории, яркими противниками Фродо. Но постепенно уровень их участия в произведении поднимается — примером тому может служить нападение на Минас Анор (Тирит).
Значение имени персонажей указано в переводе с вымышленного языка: Nazg — «кольцо», а Gûl — «призрак». В оригинале слово не склоняется, в то время как на русском языке изменяется по падежам, подчиняясь правилам, и имеет форму множественного числа.
Образ назгулов в трилогии «Властелин Колец»
Изначально каждый из будущих верных слуг Саурона прославился бесстрашием, военными победами, могучей волей и талантом к чародейству. Все они стремились к власти, поэтому согласились принять из рук Темного Владыки волшебные кольца.
Колдовские украшения постепенно изменяли слуг. Они становились сильнее, могущественнее, и в то же время бессмертие наложило свой отпечаток. Бывшие короли, чародеи и воины начали «выцветать». Вскоре потребность надевать дар Саурона отпала — они стали полностью невидимыми. А затем и вовсе переселились в сумеречный мир, потеряв всякую волю и став рабами.
Однако некое подобие жизни было сохранено. Так, улаири превратились в опасных приспешников Темного Властелина. В таком модифицированном облике герои появились в трилогии «Властелин Колец». Внешность их довольно своеобразна: это высокие всадники с бросающейся в глаза сутулостью. Несмотря на то что персонажи не были видны, их тела сохраняли материальность. Поэтому улаири носили черные плащи, из-под которых виднелись только сапоги. Лицо же они скрывали капюшоном.
Когда Фродо надевает Кольцо, ему открывается истинный образ призраков. Становится видно, что они одеты в белые саваны и латные перчатки и обувь — атрибуты готических (германских) доспехов. Из оружия черные всадники носят длинные мечи и кинжалы.
Сами они слепы при солнечном свете, поэтому пользуются обонянием. Принюхиваясь, кольценосцы издают тихое сопение, а когда говорят, то шипят, словно змеи. Они остро чувствуют присутствие людей и влияют на них так, что те буквально замирают от страха.
Единственные вещи, которых боятся сами назгулы, — огонь, дневной свет, воскресшие эльфы и сильные воины наподобие Арагорна. А их броня выдерживает любое оружие, кроме моргульского клинка.
Сражение с «девяткой» сулит смерть, ведь противники оказываются буквально парализованы при приближении всадников. А животные начинают разбегаться, боясь встречи с призраками. Предводитель этой команды, король Ангмара, наводил на врагов ужас еще в те времена, когда был человеком.
Впрочем, героям трилогии удавалось избежать гибели. Так, эльфийка Арвен спасла Фродо, заговорив реку. В битве на Пеленнорских полях предводитель невидимых принял смерть от рук Эовин и Мериадока.
В финале произведения Кольцо Всевластия оказалось низвергнуто, Саурон отправился в Ничто. Назгулам же не осталось ничего, кроме как последовать за ним. Неразрывно связанные силой колдовского артефакта, они лишились последней поддержки.
Последние мгновения этой «жизни» подарили всадникам возможность ощущать и чувствовать по-людски. Они вспомнили человеческое прошлое, а что еще важнее — осознали ту бездну возмездия, в которую им придется окунуться. А в следующий момент их приняло разбушевавшееся пламя, заглушившее крики ужаса.
Назгулы в культуре
Последующие события (после противостояния эльфов и людей с Сауроном) описаны в играх, основанных на кинотрилогии Питера Джексона. В The Lord of the Rings: The Battle for Middle-earth II: The Rise of the Witch-king предводитель всадников становится одним из боссов. Согласно сюжету, в 1300 году вернулись назгулы, а их король Ангмара создал армию и вторгся в Арнор.
Через полвека ему удалось разрушить крепость Амон Сул и стереть с лица земли княжество Кардолан. Спустя ряд неудачных попыток антагонист игры завоевывает Форност. Однако в финальной схватке армия эльфов и людей побеждает войско улаири. В дополнении разработчики также разбавили повествование рассказом о том, как король обрел власть.
Наследие Толкина вылилось не только в огромное количество компьютерных, карточных, настольных и ролевых игр. Современные писатели продолжили и расширили мифы Средиземья, основываясь на «Легендариуме» английского автора.
Наталья Некрасова выпустила книгу «Великая Игра», где дала имена девятерым назгулам. Одно из них, Эльдарион, заимствовано со страниц оригинала — так нарекли сына Арагорна. Хэлкар — название моря в Средиземье, Борлас встречается в рассказе «Новая тень». Также российская писательница подробно изложила биографию этих персонажей до того, как они превратились в слуг Саурона.
Музыкальный мир с воодушевлением подхватил эстафету толкинистов. Так, группа из Швеции Sabaton выпустила альбом, первую песню которого посвятила улаири. Ранее к этой теме обратился коллектив Summoning из Австрии с композицией Flight Of The Nazgul.
А одна польская группа даже назвалась в честь предводителя призраков Кольца. Собственно, тематика ее творчества непосредственно связана с легендами английского автора. А в текстах активно используются цитаты из оригинала.
Российский исполнитель Ден Назгул (Денис Половников) хорошо известен среди так называемых ролевиков, равно как и образованная им группа «Назгул Бэнд».
Интересные факты
- В своих произведениях Джон Толкин дал имя только одному улаири — Кхамулу, который в сюжете стал правой рукой предводителя.
- В пародиях на «Властелина Колец» эти персонажи появлялись под музыку немецкой группы Rammstein. Также кинокомпания «Божья Искра» наделила их немецким акцентом.
- После гибели своих коней эти герои пересели на вивернов, в вязи с чем позже их стали называть лютыми всадниками.
- Фанаты нашли некие сходства между призраками и дементорами из «Гарри Поттера».
Цитаты
«Полакомлюсь свежей плотью. Не становись между назгулом и его добычей».
«Теперь умри, глупец. Меня не убить смертному мужу».
«Узнаешь ли ты свою смерть, старый маг? Мой час настал».
Библиография
- 1954 — «Братство Кольца»
- 1954 — «Две крепости»
- 1955 — «Возвращение короля»
- 2005 — «Великая Игра»
Фильмография
- 2001 — «Властелин колец: Братство Кольца»
- 2002 — «Властелин колец: Две крепости»
- 2003 — «Властелин колец: Возвращение короля»