Биография
Сэр Питер Роберт Джексон — кинорежиссер и продюсер, уроженец Новой Зеландии, сумевший детское увлечение превратить в дело жизни и поразить своим творчеством всю планету. Он познакомил публику с волшебным миром Средиземья, где обитают хоббиты и эльфы, став при этом мастером эпического кино. Друзья и коллеги считают, что даже сейчас Питер похож на ребенка, который не перестает удивляться всему на свете и при этом никогда не выходит из себя.
Детство и юность
Питер родился 31 октября 1961 года в Веллингтоне, но семья сразу же переехала в Пукеруа-Бэй. Отец Уильям — в прошлом участник Второй мировой войны, защитник Мальты — работал на государственной службе, мать Джоан занималась домашним хозяйством. Джексоны обосновались в Новой Зеландии еще в 50-е годы, прибыв туда из Великобритании.
С детства Питер увлекался созданием фото, а затем начал снимать небольшие кукольные постановки при помощи подаренной на 8-летие видеокамеры Super 8. В киноэкспериментах Джексон помимо выбора фантастических сюжетов большое место уделял спецэффектам. Мальчик придумал способ изображения взрывов: Питер просто прокалывал участок пленки в нужном месте. Первыми фильмами, снятыми в детские годы, стали анимационные «Кинг-Конг» и «Синдбад».
Фильмы
Сразу после школы, в 1977 году, Питер Джексон начал работать в типографии местной газеты. В молодости, не имея возможности получить специальное образование, юноша занимался съемками в свое удовольствие. В 1979 году режиссер на собственные средства приобрел 16-миллиметровую камеру, и дело пошло быстрее.
Следующая картина за 4 года работы превратилась в полнометражную ленту о встрече главного героя с инопланетянами. Джексон создавал фильм без заранее продуманного сюжета, привлекая к работе друзей и даже родителей. Но для завершения триллера «Плохой вкус» не хватало денег, и Джексон обратился за финансовой помощью в Новозеландскую комиссию по фильмам. В итоге получившуюся киноленту одобрили кинокритики Каннского и Римского фестивалей. В российском прокате картина получила известность под названием «Инопланетное рагу».
В начале 90-х режиссер создал 2 комедии ужасов «Познакомьтесь с Фиблами» и «Живая мертвечина», вторая из которых получила главную награду Международного фестиваля фантастических фильмов во французском Авориазе.
Начиная с 1994 года Джексон поменял жанровую направленность: режиссер ушел в сторону психологического триллера. Питер решил воплотить собственную версию произошедшего в фильме «Небесные создания», за что получил первую премию на кинофестивале в Жерармере. В картине дебютировала Кейт Уинслет.
Вскоре Джексон приступил к осуществлению детской мечты — съемкам полнометражного фильма о Кинг-Конге, но приостановил работу из-за появления в прокате картин «Могучий Джо Янг» и «Годзилла».
К концу 2005 года Джексону удалось создать ремейк фильма «Кинг-Конг» 1933 года. Аванс кинорежиссера от компании Universal составил $ 20 млн. Фильм получился громоздким и пресыщенным визуальными эффектами, но деятели американской киноиндустрии отметили работу тремя «Оскарами».
Помимо фантастики Питер интересуется историей. В 2008 году для демонстрации возможностей нового цифрового оборудования Red Onе Джексон выпустил короткометражку о Первой мировой войне «Пересечение линии». Спустя 10 лет под его началом был создан фильм «Они никогда не станут старше», где появились отреставрированные хроники того периода. В планах у постановщика — рассказать о трагических событиях начала XX столетия, происходивших в России.
Новозеландец спродюсировал фантастический проект «Хроники хищных городов» по одноименной трилогии фантаста Филипа Рива. Постановщиком фильма стал Кристиан Риверс, работавший прежде создателем спецэффектов. Сотрудничают коллеги давно. По словам режиссера, Риверс в свое время стал и его первым поклонником, прислав письмо с рисунками после просмотра «Инопланетного рагу». Позднее он присоединился к команде для создания картины «Живая мертвечина», а во время работы над «Хоббитом» Кристиан занял кресло режиссера вторых планов.
Экранизации Толкина
В конце XX столетия Питер Джексон начал создание киноэпопеи «Властелин колец», которая повлияла на его творческую биографию. Получив единоличные права на экранизацию одноименного романа Дж. Р. Р. Толкина, режиссер заключил контракт с кинокомпанией Miramax. После отказа продюсеров от планов по созданию киноэпопеи, состоящей из двух частей, Питер перешел под крыло New Line Cinema. Руководство второй компании оказалось более лояльным и предоставило Джексону полную свободу действий. В результате режиссер приступил к съемкам на родине.
Работа на сценических площадках заняла 450 дней. Используя отснятый материал, режиссер в течение 3 лет создавал трилогию, каждый год выпуская по фильму. В результате получилась лучшая картина в жанре фэнтези в истории кинематографа. В общей сложности трилогия о Средиземье принесла создателям $ 3 млрд и 17 премий «Оскар». В главных ролях сыграли Элайджа Вуд, Иэн Маккеллен, Лив Тайлер, Кейт Бланшетт, Орландо Блум и другие.
В 2011 году после переговоров со студией New Line Cinema Питер Джексон приступил к работе над новой трилогией «Хоббит», которая стала приквелом оскароносного «Властелина колец». Грандиозная эпопея вновь увенчалась финансовым успехом, собрав по $ 1 млрд за каждую часть. Но, несмотря на кассовость, критики остались не в восторге от экранизации, посчитав ее «пустой и затянутой».
Многие поклонники творчества Толкина ожидали, что Питер Джексон приступит к экранизации еще одной книги писателя — «Сильмариллион», но режиссер объяснил, что права на произведения находятся у потомков литератора, и они не заинтересованы в создании киноверсии романа.
Личная жизнь
В середине 80-х годов Питер Джексон познакомился с девушкой-сценаристом Фрэн Уолш, которая вскоре стала его женой и по совместительству продюсером. Личная жизнь постановщика счастливо переплелась с творческой. В соавторстве с супругой режиссер работал над всеми значимыми проектами своей фильмографии.
Фрэн помогала Питеру также в решении организационных вопросов, связанных с работой WingNut Films, Weta Workshop и Weta Digital. В 1995 году в семье Джексонов родился первенец Билли, через год Фрэн подарила мужу дочь Кэти. Дети режиссера принимали участие в съемках эпизодов фильмов отца.
Питер Джексон сейчас
Питеру Джексону посчастливилось прикоснуться к творчеству своих кумиров — группы «Битлз» — и стать режиссером документальной ленты «The Beatles: Get Back — концерт на крыше», в основу которой легли материалы, отснятые в 1969 году Майклом Линдси-Хоггом. Тот фильм не увидел свет, но запись длиной в 60 часов (и 150 часов аудио) осталась. Новозеландский постановщик признался, что впервые имел дело с созданием картины без сценария, не зная, какой результат в конечном счете ожидал его. По словам Джексона, это было захватывающе.
Режиссер признался, что по-новому посмотрел на историю распада «Битлз». Он понимал, что необходимо сделать настолько хороший фильм, насколько была популярной сама группа. Этот 6-часовой проект Питер назвал «своей машиной времени». События показаны беспристрастно, но режиссер не склонен называть их единственной правдой, так как всех нюансов того периода уже никто никогда не узнает. Премьера проекта Джексона состоялась в феврале 2022 года.
Режиссер продолжает увеличивать свой счет в банке благодаря успешным сделкам. Так, после продажи части студии Weta Digital его состояние увеличилось на $ 580 млн, что сделало Питера самым состоятельным представителем рейтинга «Форбс» среди высокооплачиваемых деятелей в индустрии развлечений.
Фильмография
- 1987 — «В плохом вкусе»
- 1989 — «Познакомьтесь с Фиблами»
- 1992 — «Живая мертвечина»
- 1994 — «Небесные создания»
- 2001 — «Властелин колец: Братство Кольца»
- 2002 — «Властелин колец: Две крепости»
- 2003 — «Властелин колец: Возвращение короля»
- 2005 — «Кинг-Конг»
- 2009 — «Милые кости»
- 2012 — «Хоббит: Нежданное путешествие»
- 2013 — «Хоббит: Пустошь Смауга»
- 2014 — «Хоббит: Битва пяти воинств»
- 2018 — «Хроники хищных городов»
- 2022 — «The Beatles: Get Back — концерт на крыше»
Интересные факты
- При работе над проектом режиссер больше всего любит монтаж. Сами съемки он считает тяжелым процессом.
- Питер придерживается новозеландского стиля: когда это возможно, носит шорты и ходит босиком.
- История гласит, что маски для кинокартины «Инопланетное рагу» выпекались на кухне мамы молодого режиссера.
- Джексона называют фанатом чая. Во время работы он не расстается с напитком, что отметили и актеры проекта «Хоббит». Постановщик способен с кружкой в руках показать действия любой сложности, при этом не пролив ни капли. Даже исполнитель главной роли англичанин Мартин Фримен был удивлен тем количеством чая (22 кружки), которое мастер способен выпить за день.