История персонажа
Бёрдмэн — это альтер эго или внутренний голос главного персонажа, Риггана Томсона, в одноименном фильме 2014 года. Воплотил в себе не только воспоминания о бывшей звездной роли актера в супергеройском боевике, но и страхи в связи с будущей постановкой.
История создания персонажа
Мексиканский режиссер и продюсер Алехандро Гонсалес Иньярриту приступил к комедии «Бёрдмэн» в 2013 году. Интересный факт — работа над картиной велась 2 месяца, включая репетиции, сам съемочный процесс и монтаж. Премьера состоялась на Венецианском фестивале. Российский зритель ознакомился с фильмом, завоевавшим «Оскар», только в 2015 году.
Сюжет повествует о забытом актере, который в прошлом прославился ролью супергероя Бёрдмэна (в переводе — «человек-птица»). Страх так и остаться в одном амплуа и желание доказать всем, а прежде всего, себе, что он талантлив в любом образе, сподвигают Риггана Томсона на постановку спектакля.
Фильм затрагивает проблему между Бродвеем и Голливудом, но это только кайма, обрамляющая десятки других противоречий. Картина получила множество наград — за оригинальный сценарий удостоилась премий «Оскар» и «Золотой глобус». В номинациях «Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа», «Лучшая операторская работа» авторы «Бёрдмэна» также были награждены «Оскарами».
Кроме номинаций и побед творение Иньярриту отметилось в прокате, собрав $103 млн, что позволило говорить о ленте как о значимой и коммерчески успешной картине.
Полное название фильма звучит следующим образом: «Бёрдмэн, или Неожиданное достоинство невежества». Вторая часть как нельзя лучше описывает творческий путь главного героя, которого даже собственная дочь считает никчемным.
Критики отметили проект мексиканского режиссера высокими оценками и похвалой. Успех картины сложился из многих факторов. Первый — многослойность. За 2 часа экранного времени зритель увидел театр и кино, закулисную жизнь, взлет и падение, семью и работу. Невозможно не уловить главную мысль о тяжелом бремени славы, и, что еще важнее, о куда более трудном пути к ней.
Огромной съемочной декорацией стал действующий Бродвейский театр в Нью-Йорке, что само по себе ушло в копилку достижений этого проекта.
Исполнитель главной роли — Майкл Китон (Майкл Джон Дуглас), известный по роли Бэтмена в супергеройском блокбастере. В каком-то плане Китон сыграл самого себя, став калькой для киноперсонажа.
Звездный актерский состав — еще одно яркое достоинство картины. Партнерами человека-птицы на съемочной площадке стали Эмма Стоун, сыгравшая дочь Риггана, Эдвард Нортон (Майк Шайнер — ведущий исполнитель в спектакле), Наоми Уоттс (Лесли — молодая дебютантка театра).
Особенностью работы Алехандро стало то, что зритель увидел непрерывную картинку. Невозможно понять, где кончается одна сцена и начинается другая. Такая съемка была осуществлена благодаря подвижной камере, установленной на Steadicam.
Фильм соответствует жанру черной комедии. Многослойность персонажа, диалог главного героя с его «фантомом подсознания» — все это продемонстрировано талантливым актером, приправлено здоровой долей самоиронии и насыщено фантастическими сценами разбушевавшегося воображения.
Образ Бёрдмэна
Зритель по большей части только слышит этого персонажа-фантома через его разговор с Ригганом. Хотя к середине повествования Бёрдмэн предстает видимым героем в сценическом образе. Это случается после того, как Томсон напивается из-за угроз театрального критика. Альтер эго в голове становится тесно, и он выходит на улицу в обличье Птичника.
Учитывая то, что Майкл Китон в прошлом играл Бэтмена, видимые черты лица воплотившегося внутреннего голоса актера Алехандро заимствовал у знаменитого супергероя. В эскизах режиссера преобладала темная цветная гамма, которая передавала внутреннее состояние Риггана. А присутствующая в костюме золотая пряжка — тонкая деталь, демонстрирующая эго мужчины.
Конечно, Бёрдмэн — это великий персонаж. И тягаться с ним Томсону становится все тяжелее. С каждым годом он проникал в сознание актера все глубже, затрагивая не только душу, но и органы чувств, включая слух и зрение. Создается впечатление, что человек-птица — вампир, который питается энергией мужчины.
Когда же главный герой решает вернуть себе былое величие и на собственные деньги ставит спектакль по мотивам романа Раймонда Карвера, Птичник пытается его остановить: напоминает Риггану, что только вместе они могут «поднять миллиарды» и заставить весь мир аплодировать.
Бёрдмэн — это не просто внутренний голос, это символ прошлого. Того, что не отпускает и грозит разрушить все. А возможно, уже разрушило.
Ситуация усугубляется тем, что журналисты даже на пресс-конференции не оставляют тему супергероя. Их мало заботит новая постановка — акулы пера ищут подтверждение того, что Томсон будет сниматься в 4-м эпизоде экранизации комикса. В успех проекта не верит никто — ни сам Ригган, ни его дочь, ни критики.
Все это вызывает в мужчине внутренний конфликт, а голос Бёрдмэна звучит еще настойчивее, словно подпитываясь страхами героя. Единственное, к чему стремится фантом подсознания, — чтобы Томсон бросил театр и снял еще один фильм про человека-птицу в Голливуде.
Майк, жемчужина постановки, тоже неоднократно заявляет, что Ригган — всего лишь знаменитость и далеко не актер. Кроме того, Шайнер постоянно саботирует пробы — требует налить ему алкоголь, раздевается на сцене и буквально проживает каждый эпизод постановки.
Он же раскритиковал то, что в руках у Томсона — муляж пистолета. По сюжету персонаж актера в конце спектакля стреляет в себя. На премьерный показ главный герой берет настоящее оружие и играет настолько талантливо, насколько может.
В финале он стреляется. Зрители аплодируют стоя, называя эту постановку ультра-реализмом. Аудитории кажется, что артист попросту перепутал реальный пистолет с муляжом.
Однако для героя эта еще не финал. Он попадает в больницу с поврежденным носом, так как промахнулся и не попал в голову. Его история прерывается в конце фильма — мужчина становится на подоконник и распахивает окно. Сэм, зашедшая в палату, смотрит на землю и не видит там отца. На лице девушки застывает улыбка.
В какой-то мере этот «шаг в пропасть» для главного действующего лица — способ ощутить долгожданную свободу. Под ним понимается и отчуждение от себя Бёрдмэна — навязчивых мыслей, мешающих быть счастливым. А вопрос, что мужчину ждет за этим, взлет или падение, режиссер предпочел оставить без ответа, дав повод для размышления зрителям.
Интересные факты
- Возрастное ограничение картины из-за откровенных сцен — 16+.
- Концовка фильма, по признанию Иньярриту, ему приснилась.
- Голос Бёрдмэна исполнен как пародия на голос Бэтмена в блокбастере «Темный рыцарь» Кристофера Нолана.
- После ранения на сцене голову Риггана обмотали бинтами, что сильно напомнило маску человека-птицы.
- Кинолента изобилует цитатами и отсылками к пьесе «Макбет» Уильяма Шекспира.
- Костюм Птичника изготовили на манекене тела Бэтмена из фильма 1989 года.
Цитаты
«Ты загубил гениальную книгу инфантильной адаптацией. А теперь решил загубить остатки своей репутации».
«Как ты жалок».
«Ты был кинозвездой, помнишь? Напыщенной, но счастливой».
Фильмография
- 2014 — «Бёрдмэн, или Неожиданное достоинство невежества»