История персонажа
В спокойного, мужественного и надежного Леона из одноименной картины Люка Бессона невозможно не влюбиться. Роль одинокого киллера, взявшего на воспитание осиротевшую девочку, поклонники и кинокритики назвали самой удачной работой Жана Рено. А фильм, где взрослый и ребенок объединяются, гармонично дополняя яркими качествами друг друга, до сих пор стоит на 27 месте лучших фильмов в рейтинге IMDB.
История создания
Легендарного «Леона» могло и не быть, если бы не очень занятой Брюс Уиллис. Люк Бессон собирался снимать «Пятый элемент», но главный актер фильма не закончил очередной проект. В ожидании Уиллиса, а еще – чтобы не распускать съемочную группу, режиссер сел за написание истории про профессионального киллера и девочку-сироту. Сценарий родился с рекордной скоростью – мэтру киноискусства понадобился всего месяц. Впрочем, создание картины тоже не затянулось – спустя три месяца очередной шедевр Бессона отправился на монтаж.
Идея картины возникла на съемках предыдущей работы «Никита», где фигурирует уборщик Виктор, образ которого воплотил Жан Рено. Люк Бессон решил, что потенциал персонажа недостаточно раскрыт и требует внимания. Отдельная картина о Викторе поначалу так и называлась – «Уборщик». Да и в целом сценарий писался специально для Рено, с которым постановщика связывала давняя дружба.
А любовную сюжетную линию режиссер взял из собственной жизни. По крайней мере, так утверждала супруга Бессона французская актриса Майвенн Ле Беско: в будущего мужа девушка влюбилась в 15 лет, пару разделяла 17-летняя разница в возрасте.
Новоиспеченный сценарий в дальнейшем претерпел некоторые изменения, потому как оказался, мягко говоря, мрачным. Например, девочка Матильда погибала в финальной сцене во взорванном здании. Плюс ко всему главные персонажи переступили рамки платонических отношений – автор включил в печатную версию фильма сексуальные сцены.
По слухам, режиссер задумывал снять продолжение «Леона», которое по аналогии носило лаконичное название «Матильда», но зрители так и не дождались сиквела нашумевшего фильма. Хотя все идеи Бессон использовал в своих следующих работах. Так, главная идея легла в основу «Коломбианы».
Сюжет
Жестокий и беспощадный наемный убийца Леон – одинокий волк, живущий в итальянском квартале Нью-Йорка. Единственное «живое» существо в доме – это аглаонема, цветок, за которым главный герой тщательно ухаживает и хоть так, но отдает нерастраченную любовь. Однажды в дверь его квартиры постучала девочка-соседка, после чего жизнь круто изменилась у обоих.
Юная Матильда воспитывалась в маргинальной семье: отец, сотрудничая с коррумпированными представителями полиции, взял на хранение партию наркотиков, но поплатился за пропавшую часть кокаина жизнью. Вместе с женой и сыном его расстреляли представители правопорядка во главе с Норманом Стэнсфилдом. Матильде чудом удалось избежать участи родственников – все произошло, пока девочка ходила в магазин.
Началось непростое соседство под одной крышей ребенка, не знавшего любви, и взрослого, уставшего от жизни одинокого киллера. Выяснив профессию своего спасителя, Матильда попросила научить ее мастерству убивать, чтобы отомстить за смерть единственного близкого человека в родной семье – младшего брата. Леону нелегко было решиться на предложение, однако и выгнать девчонку на улицу не поднялась рука.
Мужчина решает помочь, взяв на себя роль не просто учителя и тренера по убийствам, но друга и отца. Однако постепенно девочка понимает, что испытывает к мужчине далеко не дружеские чувства, и признается Леону в любви. Позднее мужчина тоже раскроет свои чувства.
По глупости и юношескому максимализму Матильда решает убить Стэнсфилда в одиночку, но противник раскрывает планы малолетнего врага. Девочка оказывается в заложниках. И вновь киллер спасает подопечную, перебив в офисе Стэнсфилда половину охраны. Протагонист со спецназом устраивает настоящую бойню в доме Леона. Во время вооруженной разборки происходит мощный взрыв гранат, которыми был обвешан киллер. Взрыв уносит жизни как главного героя, так и Стэнсфилда.
Еще до потасовки Леон наказал Матильде, чтобы в случае его смерти девочка отправлялась к мафиози – владельцу бакалейно лавки Тони. Здесь она узнает, что великовозрастный друг и возлюбленный оставил ей приличное состояние, но отдать деньги Тони обещает в день совершеннолетия девочки. А пока Матильде предстоит окончить школу.
Съемки фильма, роли и актеры
Культовый фильм Люка Бессона появился на экранах кинотеатров в 1994 году и произвел фурор в кругах ценителей кино. Впрочем, режиссер знал, что картина обречена на успех. Да и как иначе? Неоднозначная история любви несчастной девочки, снедаемой жаждой мести, и киллера, чья душа давно опустела, – беспроигрышный вариант.
Хотя на роль Леона безоговорочно утвердили Жана Рено, воплотить этот любопытный образ желали актеры Киану Ривз и Мел Гибсон. А вот на поиск исполнительницы главной роли создателям ленты пришлось потратить немало времени. Натали Портман пробовалась в первом потоке претендентов, но получила отказ.
Во время второй волны кастингов начинающая актриса, за плечами которой были только роли в школьных спектаклях, все-таки покорила режиссера. Девочке предложили представить смерть младшего брата. Несмотря на то, что Натали – единственный ребенок в семье, она горько расплакалась, оставив позади 200 конкуренток на роль Матильды. Авторы картины закрыли глаза даже на возраст актрисы, которой исполнилось 11 лет (по сценарию героиня была несколько старше).
Сыграть Стэнсфилда сразу предложили Гари Олдману. Он дал согласие, не раздумывая, даже не заглянув в сценарий, потому что сниматься у Люка Бессона – большая честь. Актерский состав дополнили Дэнни Айелло в образе мафиози Тони и Эллен Грин, которая представила мать Матильды.
Неповторимый стиль Люка Бессона угадывается в фильме по ряду моментов. Режиссер – приверженец позиции, которая диктует говорить о серьезных вещах с долей юмора, а излишний пафос смягчать гротеском.
Вот почему, к примеру, в постановке вдруг появляется древняя бабушка, выходящая из квартиры, чтобы успокоить разбушевавшихся преступников. Этот персонаж врезается в память зрителей так же, как и главные герои.
Площадками для съемок послужили итальянские кварталы и испанский Гарлем в Нью-Йорке, где по сценарию и происходит эта невероятная история. И лишь часть интерьерных сцен перенесли в парижскую киностудию.
Интересные факты
- Леон – последняя роль в тандеме Бессон - Рено. До этого союз режиссера и актера продолжался 15 лет: очаровательный француз участвовал во всех без исключения работах постановщика.
- На роль Матильды метила юная Лив Тайлер. Но если Натали Портман браковали за малолетство, то Тайлер посчитали чересчур взрослой, хотя девушка как раз подходила на этот образ по возрасту – ей исполнилось 15 лет.
- Фильм «Леон» увидел свет в двух вариантах – показанный в Америке и в Европе. Второй длиннее на 25 минут и содержит ряд «непристойных» сцен: герои, лежа на кровати, разговаривают о сексе, Матильда напивается в ресторане и пристает к Леону и другие.
- Родители Натали Портман настояли на изменении первоначального сценария. Дело в том, что Матильда постоянно курила, однако мать и отец молодой актрисы пожелали, чтобы сцены курения сократились до пяти, а дочь в это время не затягивалась дымом. Бессон честно выполнил требование.
- В копилке курьезных случаев фильма «Леон» значится эпизод с грабителем, который орудовал в близлежащем от места съемок магазине. Произошло это именно тогда, когда по сценарию «вся полиция города» штурмовала дом Леона. Наткнувшись на хранителей правопорядка (переодетых статистов) вор предпочел сдаться.
Цитаты
Матильда: «Жизнь всегда такое дерьмо, или только когда ты маленький?»
Леон: «Всегда».
Леон, указывая на цветок: «Это мой лучший друг: всегда доволен, не задаёт вопросов, он, как и я, — без корней».
«Винтовка — это первое оружие, которым ты должна научиться пользоваться. Потому что оно держит тебя на почтительном расстоянии от клиента. Чем больше опыта, тем ближе подходишь к клиенту».
«А я уже достаточно стар, и теперь мне надо повзрослеть».
«Только когда начинаешь действительно бояться смерти, начинаешь по-настоящему ценить жизнь».
«Месть хороша, пока ты её не совершил».
«Не говори плохо о свиньях. Они намного лучше многих людей».