История персонажа
Хома Брут — главный герой мистической повести Николая Васильевича Гоголя «Вий». Молодой бурсак, жизнелюбец и совсем не образец добродетели, он не по своей воле сталкивается с нечистой силой.
История создания персонажа
Русский писатель увлекался историей Малороссии. Сборник «Миргород», изданный в феврале 1835 года, основан на украинском фольклоре. Среди 4 произведений «Вий» выделяется мистической направленностью.
Автор в предисловии к книге указал, что передает народные поверья. Впрочем, исследователи и сегодня не нашли никаких достоверных тому подтверждений. Дело в том, что персонаж Вий — собирательный образ потусторонних представителей фольклора. А значение имени, по мнению специалистов, исходит из двух украинских слов — «веко» и «ресница».
Что касается главного героя, то он являет собой типичного жителя Малороссии. Любитель выпить флегматичен и даже ленив. В книге учится на философа, хотя и не задумывается о смысле жизни. Его знаменитая цитата — «чему быть, того не миновать».
Значение имени молодого бурсака до конца не раскрыто. Хома, считают исследователи творчества Николая Гоголя, напоминает о богослове Фоме Аквинском. А еще — об апостоле и ученике Иисуса Христа. Фамилию Брут носил римский сенатор, и сегодня она ассоциируется с предательством.
Произведение наполнено символизмом. Главный персонаж повести ведет разгильдяйский, даже распутный образ жизни. Вий — это олицетворения зла. Чтение молитв — попытки очиститься, открыться Богу. Но вместо этого молодой бурсак смотрит на нечистую силу, то есть идет на поводу у своих слабостей. Финал печален — пустив зло в свою душу, герой умирает.
Образ и биография Хомы Брута
Сирота, не знавший родителей, был человеком веселого нрава. Любил жизнь и те блага, которые были ему доступны. Он жил при Братском монастыре, учился на философа, хотя вопросы мировоззрения особенно его не вдохновляли.
Семинарист, изучавший церковную схоластику, предпочитал земные радости: любил попировать, выпить и хорошенько поесть. Непременно вызывал музыкантов, чтобы потанцевать. Философ в его душе возникал лишь в моменты испытаний. А так парень предавался праздному времяпровождению.
На каникулах он с двумя товарищами — богословом Халявой и ритором Тиберием — отправился в дорогу, чтобы заняться репетиторством. Но заблудился и с наступлением темноты попросился на постой.
Посреди ночи Хома проснулся из-за того, что хозяйка дома надвигалась на него, расставив руки. Парень испугался и попытался скрыться, но неведомая сила сковала его волю. В итоге ведьма, а именно ею и была старуха, села верхом на постояльца.
Брут нес женщину на спине по неведомым тропам и не мог остановиться. Вспомнил он, чему его учили в монастыре, и стал нашептывать молитвы. Это и спасло ему жизнь — ведьма ослабла, и герой сумел выбраться из-под нее. Схватил полено и ударил старуху несколько раз.
Оглянулся — а вместо престарелой хозяйки лежит красивая девушка. Убежал семинарист подальше от того места, решил вернуться в Киев. А по приезду узнал, что его посылают к сотнику, чтобы прочитать молитвы над его дочкой.
Брут хотел отказаться, но ректор «вразумил» студента. Ничего не оставалось герою, как отправиться выполнять поручение. По приезде он узнал, что панночка умерла. Сотник рассказал, что его дочь вернулась домой вся избитая и завещала, чтобы Хома Брут приехал и 3 ночи провел с нею в церкви.
Философ испугался, когда увидел девушку — это была та самая ведьма, которая чуть его не загубила. Но сотник пригрозил поркой в случае отказа исполнить последнюю волю умершей.
В первую ночь парень прилежно читал молитвы, не в состоянии отделаться от ощущения, что панночка вот-вот встанет из гроба. С криками петухов наваждение прошло. Во вторую ночь так и случилось — ведьма поднялась и пыталась накинуться на Хому. Но тот начертил вокруг себя круг и продолжал обращаться к Богу. С наступлением утра все успокоилось.
Философ за эту ночь поседел и решил бежать. Но ему это не удалось. Старый казак Явтух понял намерения героя и остановил парня. В третью ночь все повторилось — панночка встала из гроба, а церковь наполнилась нечистыми.
Брут бормотал молитвы, стараясь не обращать внимания на духов и призраков. Тут ведьма крикнула, чтобы звали Вия. Перед Хомой появился страшный «косолапый приземистый человек». У него были длинные веки. Существо потребовало, чтобы ему открыли глаза.
Внутренний голос семинариста твердил ему не смотреть на Вия, но стало любопытно. Поэтому парень оказался видимым для заполонившей церковь нечисти. Молодой человек пал бездыханным, умерев то ли от страха, то ли от происков демонов, духов и призраков.
Хома Брут в фильмах
Советская экранизация под названием «Вий» стала одним из лидеров проката в 1968 году. Снят фильм был Константином Ершовым и Георгием Кропачёвым на основе повести Николая Гоголя.
Главную роль исполнил Леонид Куравлев. Этот известный советский актер заработал славу, представая в комедийных и драматических образах. Поэтому зрителю было непривычно увидеть артиста в новом амплуа.
Тем не менее режиссерам удалось продемонстрировать настоящую войну между порождениями зла и юным семинаристом. А Леонид Куравлев талантливо изобразил страх и ужас на своем лице. Внешность героя соответствовала описанию местного жителя Малороссии того времени. Это, конечно же, прическа «под макитру» или, как ее еще называли, «под горшок».
В 2014 году на экраны вышел российский фильм Олега Степченко «Вий». Снятый по мотивам повести, он являет собой некое продолжение истории Николая Гоголя. Оказывается, что Хома (Алексей Петрухин) инсценировал свою смерть, а на самом деле скрывался ото всех в овечьей шкуре.
Панночка — вовсе не ведьма, а несчастная девушка, которая умирает от рук отца Паисия. В этом запутанном деле предстоит разобраться картографу Джонатану Грину. В финале кино правда открывается, Брут принимает иерейский сан.
В 2018 году состоялась премьера 2-го фильма в сериале «Гоголь» с Александром Петровым в главной роли. Череда убийств в Диканьке продолжается. К Николаю приводят экзорциста Хому. Странствующий философ и богослов охотится на нечисть, прекрасно владеет темной латынью, словом Божьим и боевыми искусствами.
Судьба героя и в сериале оказалась трагической. Он погибает от зубов Ульяны, которой удается вытянуть экзорциста из начерченного круга. Сыграл профессионального изгнанника бесов Алексей Вертков.
Биография главного персонажа повести Николая Гоголя — интересная тема для рассуждений. С точки зрения анализа художественных образов, победа Вия — это последствия того, что люди стали забывать церковь и Бога. Хома Брут знал писание и молитвы, но для него эти слова не стали внутренними убеждениями. За это он и поплатился, пав жертвой не только нечистой силы, но и собственных пороков.
Интересные факты
- В вольной экранизации «Ведьма» 2006 года основные характеристики философа из повести принял на себя журналист Айван, сыгранный Валерием Николаевым.
- Ольга Коханенко в 2019 году написала первый роман на основе сериала «Гоголь». Свое произведение она назвала «Хома Брут».
- В фильме 1967 года главную роль должен был исполнить Михаил Кокшенов.
Цитаты
«Теперь проклятая ведьма задаст мне пфейферу. Да, впрочем, что я, в самом деле? Чего боюсь? Разве я не казак?»
«Да какие бы ни были награды... Как ты себе хочь, пан, а я не буду читать!»
«Чего бояться? Ведь она не встанет из своего гроба, потому что побоится Божьего слова. Пусть лежит!»
Библиография
- 1835 — «Вий»
- 2019 — «Хома Брут»
Фильмография
- 1967 — «Вий»
- 2014 — «Вий»
- 2018 — «Гоголь. Вий»