Александр Градский, которого мы не знали: малоизвестные факты о маэстро
28 ноября 2021 года не стало знаменитого советского и российского артиста, музыканта и певца Александра Градского. Выдающийся композитор умер в возрасте 72 лет, перед этим его экстренно госпитализировали с подозрением на инсульт, и этот диагноз в итоге подтвердился. Артист прожил яркую и насыщенную событиями жизнь. Несмотря на жесткость характера и бескомпромиссность в высказываниях, его любили и уважали коллеги и многочисленная армия поклонников его таланта.
В материале 24СМИ – интересные факты об Александре Градском.
Смена фамилии
Из биографии артиста известен такой интересный факт об Александре Градском: в 14-летнем возрасте он сменил настоящую фамилию. До этого в документах значилась фамилия отца – Фрадкин, но после смерти матери он решил почтить ее память и изменил данные о себе. Александр Борисович был благодарен родительнице за то, что она помогла ему переехать в Подмосковье и раскрыть свой вокальный талант, положив старт его музыкальной карьере. В 16-летнем возрасте он уже основал свою первую музыкальную рок-группу, которая называлась «Славяне».
Быть как Леннон
Основой для первых песен Александра Градского и его друзей-музыкантов стало творчество британского рок-коллектива The Beatles, который тогда набирал популярность во всем мире. В начале своей деятельности «Славяне» перепевали песни «Битлз», а поклонники ливерпульской группы разделились на два лагеря и долго спорили, кто из музыкантов занимает лидирующую позицию в коллективе: Джон Леннон или Пол Маккартни. Градский позже вспоминал в интервью, что он был «за Леннона» и старался подражать кумиру на сцене и в жизни. Он даже раздобыл круглые очки, чтобы сходство было более заметным. Позже ему удалось встретиться с вдовой музыканта, художницей Йоко Оно, которая рассказала, что слышала «Джоконду» в исполнении русского певца и была приятно удивлена его талантом.
Конфликт с Андреем Кончаловским
В интервью Александр Градский однажды рассказал, как состоялось их знакомство с режиссером Андреем Кончаловским, с которым он сотрудничал в картине «Романс о влюбленных». Кончаловский пришел в студию к музыканту как раз в тот момент, когда шла запись. Дверь в помещении заскрипела, и Градский в резкой форме попросил Андрея Сергеевича не отвлекать его от работы и выйти. Режиссер тогда по ошибке подумал, что у артиста голубые глаза и заговорил о том, чтобы Градский снялся в его фильме в главной роли. Однако глаза у Градского были зеленого цвета, а когда он повернулся в профиль, то Кончаловский заметил выдающийся нос музыканта и со смехом отметил, что так его никто не утвердит на главную роль.
Позже в интервью режиссер не стал акцентировать внимание на том, что артист принимал участие в съемках, только вскользь отметил, что музыку к фильму написал студент Градский, и композитора это очень задело. Александр Борисович тогда решил, что больше не станет сотрудничать с кинематографистом. Кроме того, их отношения испортились еще во время съемок картины: изначально обговаривалось, что композитор и режиссер – часть одной команды и все вопросы будут решать вместе. Но затем Кончаловский принимал решения единолично, не учитывая мнение коллеги и считая, что он как режиссер главная персона на съемочной площадке. Спустя 15 лет знаменитости простили друг другу старые обиды, забыли о конфликте и сумели примириться.
Курьезы на сцене
К интересным фактам об Александре Градском относятся и курьезные случаи, не раз происходившие с композитором на концертах. Участник ансамбля «Верасы» Геннадий Стариков однажды в интервью рассказал о двух нелепых ситуациях, которые происходили с известными музыкантами во время выступлений. Их коллектив однажды выступал перед тем, как на сцену должен был выйти Александр Градский. Короткая пауза между выступлениями использовалась, чтобы рабочие могли убрать со сцены музыкальную аппаратуру.
Градский пел песню о войне, а в качестве вступления решил сказать несколько фраз в память о павших солдатах и почтить их минутой молчания. В абсолютной тишине из-за кулис неожиданно послышался ужасный грохот: рабочий, который уносил со сцены барабаны с предыдущего выступления, забыл, что на сцене уже стоит другой артист, и по привычке бросил тарелку с установки на пол, чтобы быстрее справиться с делом. Градский был шокирован таким несерьезным и безответственным поведением и после выступления потребовал от руководства коллектива официальных извинений, решив, что эта ситуация была подстроена специально.
Однако просить прощения у знаменитости тогда никто не стал. А буквально на следующий день произошел новый подобный курьез, хоть и принято считать, что снаряд не попадает дважды в одну и ту же воронку. Композитор снова выступал после «Верасов». Руководитель ансамбля Василий Раинчик, учитывая недавний опыт, предупредил рабочих об осторожности и внимательности, но сам в спешке забыл отключить синтезатор и покинул сцену. Когда инструмент подняли, раздался громкий рев: рабочий зажал рукой клавиши и вновь нарушил выступление Александра Борисовича, который успел выйти на сцену и попросил зрителей в зале создать тишину. После концерта композитор в ярости обрушился на непутевых коллег и их рабочих, назвав их «шайкой бандитов». «Это не "Верасы", а "Вирусы"», – кричал Градский, бегая по этажам концертного зала.
Знакомство с Михаилом Горбачевым
Однажды во время концерта музыкант рассказал о знакомстве с Михаилом Горбачевым. Знаменитости даже выпала честь посидеть за одним столом с бывшим президентом СССР. Артист отметил вокальные способности Горбачева и добавил, что, несмотря на возраст, политический деятель «хорошо выпивает». Александр Борисович вспоминал, что президенту также понравилась его песня «Экспедиция», написанная в 1990 году. На концертах Градский не раз изображал политика, копируя манеру его речи.
Увлечение футболом
К интересным фактам об Александре Градском следует отнести и его увлечение футболом. В интервью музыкант не раз рассказывал о том, что с 4 или 5 лет болел за московский футбольный клуб «Спартак» всей душой. А обязан этой любовью артист был брату бабушки, у которого часто бывал в детстве в гостях. Александр Борисович говорил, что при виде яркой формы спартаковцев он всегда ощущал «заряд позитивной энергии».
Приходилось ему наблюдать за игрой любимой команды на стадионе, но чаще из-за работы слушал матчи в радиоэфире, а после стал следить за футболистами по телевизору. С присущей эмоциональностью Градский не стеснялся открыто ругать тренеров команды и неумелых игроков, критиковать их за медлительность и прочие промахи на поле. В числе его фаворитов долгое время оставались такие футболисты, как Федор Черенков, Валерий Карпин, Александр Мостовой, Егор Титов и другие, которых он считал олицетворением стиля команды «с ромбиком на груди».
Любимые места в Москве
Александр Градский жил в Москве с 1957 года, поэтому столица сыграла свою роль в судьбе и творчестве музыканта. В одном из интервью артист рассказывал, что у него много любимых мест в этом городе. На юго-западе столицы артист прожил много лет, поэтому с улицами этой части была связана масса воспоминаний. А центр города, к радости композитора, с годами изменился в лучшую сторону: во времена его молодости эти места выглядели достаточно мрачно и тяжело, а теперь заиграли яркими красками. К любимым местам знаменитости также относятся московские бульвары: Чистопрудный, Тверской, Суворовский, где преобладает зелень и водная гладь, а не урбанистические виды и пейзажи. Александр Борисович отмечал, что нравилась ему ночная Москва: когда нет пробок и можно быстро ехать по дорогам столицы на автомобиле.
Розыгрыш удался
В заключение стоит добавить такой интересный факт об Александре Градском: однажды артист стал жертвой розыгрыша своих коллег-музыкантов. Исполнитель Александр Буйнов, с которым они в то время вместе выступали в ансамбле «Скоморохи», однажды решил оригинально подшутить над товарищем и придумал, как все правдоподобно обставить. Они были на гастролях в городе, расположенном вблизи от границы с Ираном, и вместе с другим музыкантом убедительно рассказали Градскому, что их под угрозой расстрела завербовали иранские спецслужбы.
Александр Борисович был шокирован такой новостью и с серьезным видом пообещал сдать непутевых коллег в местный отдел КГБ. Такого поворота нельзя было допускать, поэтому решено было немедленно сворачивать «операцию "Шпионы"». Артисты попросили помощи у местных студентов, которые согласились сыграть иранских «вербовщиков» и позвали Градского на встречу. К чести композитора, он не согласился на предложение «представителей спецслужб» «предать Родину», сказав свое суровое и твердое «Нет!». Тут коллеги не выдержали, вышли из укрытия и рассказали о розыгрыше, а потом едва успели спастись бегством от разозлившегося не на шутку композитора.